Dec 3
Св. Франциск Ксаверий, священник

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ (TRANSCENDENTAL MEDITATION)

Секта
На основе индуизма

Секта также известна под названием: "Наука творческого интеллекта" (НТИ), "Наука созидающего интеллекта", "Эффект Махариши", "Наука Творческого Интеллекта", "Полеты Йогов", "Аспекты жизни", "Исполнительный Совет Мирового Плана", "Партия Природного Закона", "Общество Творческого Интеллекта". Кроме того, название секты часто пишут сокращенно – "ТМ".

I. Основные данные

1. Основатель: Махеш Прасад Варма. (род. 1911)

Махеш Прасад Варма, более известный как Махариши Махеш Йоги (иногда в российских публикациях его имя пишется в транскрипции "Мехеш"), родился 18 октября 1911 г. в семье сборщика налогов в индийском городе Уттар-Каши. После окончания в 1942 году Аллахабадского университета, получив степень бакалавра физических наук, он поступил работать на завод, но вскоре увлекся древнеиндийской литературой и стал изучать санскрит.

В своих духовных исканиях Махеш стал учеником индийского проповедника Свами Брахмананды Сарасвати, известного также как Шри Гуру Дев. Особое внимание Сарасвати уделял технике медитации. От своего учителя Махеш унаследовал не только определенный взгляд на жизнь и технику медитации, но также и вдохновение нести эти откровения за границу. Махеш учился 13 лет и в итоге разработал собственную технику медитации. Новоиспеченный гуру взял новое имя – Махариши Махеш Йоги. Это имя происходит от слов: "maha" ("великий"), "rishi" ("видящий" или "святой"), "yogi" – наставник техники медитации, йоги. В 1958 г. Махариши организовал в Индии "Движение духовного возрождения", а годом позже приехал в США и основал там свою организацию.

2. Время основания:

1958 г. – основание "Движения духовного возрождения" в Индии.
1959 г. – основание секты "Трансцендентальная Медитация" в США.

3. Место основания:

США, штат Колумбия

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространена по всему миру. Наибольшее число последователей в США и Европе.

5. Местонахождение руководящего центра:

Штаб-квартира секты находится в Вашингтоне, округ Колумбия, США

6. Организационная структура:

Данных нет

7. Базовая литература:

  • "Science of Being and Art of Living";
  • "Maharishi"s Absolute Theory of Defence";
  • "Maharishi"s Absolute Theory of Government";
  • "Introduction to Maharishi Vedic University".

На русском языке издаются брошюры "Обозрение научных исследований по Трансцендентальной медитации Махариши и программе ТМ-Сидхи". Брошюры освещают якобы научные исследования по ТМ, призванные подтвердить благотворное влияние ТМ на все сферы жизни.

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Средства массовой информации:

Собственными средствами массовой информации секта не располагает, однако ее основатель не раз выступал как на радио, так и на телевидении. В частности, в 1975 году Махариши участвовал в телевизионном "Шоу Мерва Гриффина" (одном из самых популярных шоу в Америке в то время), ведущий и его гости высказались в поддержку ТМ на глазах почти 30 млн. зрителей.

10. Учебные заведения:

В США действуют Международный университет Махариши (МУМ) в Фарфилде, штат Айова, и Колледж естественного закона Международного университета Махариши в Вашингтоне, округ Колумбия. Также сектой основано 359 учебных центров "Науки творческого интеллекта"

Центры медитации по методике Махариши существуют в Голландии, Великобритании, США, Индии и многих других странах.

Во Франции "Трансцендентальная медитация", известная под названием "Партия природных законов", имеет фонд "Аюрведа".

В России (в Москве) действуют "Международный университет Махариши" и "Международный институт технологий Махариши".

II. Учение

1. Истоки учения:

индуизм

2. Краткое изложение учения:

Трансцендентальная медитация (ТМ) – секта на основе индуизма. В практическом плане ТМ – это духовная практика, называемая йогой, которая предлагается западному миру под видом "научного" способа снижения стресса и обретения мира внутри себя. Она обещает высочайшие результаты с минимальными усилиями, для достижения которых требуется лишь по 20 минут медитации дважды в день. Но "на космическом уровне" Трансцендентальная медитация "имеет целью... разрешить проблемы, столетиями преследовавшие человечество". (The Religious Fringe, p. 209).

Хотя движение ТМ старается излагать свои взгляды научным языком или в "нейтральных" понятиях и пропагандирует свои "медицинские достижения как форму релаксации", в действительности, оно имеет религиозную основу. Несмотря на то, что методику можно изучить чисто механически, вопросы "Как?" и "Почему?" неизбежно заведут новичка в мир восточной философии и мистики.

Махариши отрицает Бога в христианском понимании. Он пишет: "Бог обнаруживается в двух фазах реальности: как величайшее создание абсолюта, вечной природы и как личностный Бог на высшем уровне феноменального творения" ("Maharishi Mahesh Yogi, Science of Being and Art of Living", rev. ed., 1967, p. 271). Махариши, рассуждая о Боге, также говорит: "Единственное вечное, не имеющее проявлений, абсолютное Существо проявляет себя во многих формах жизни и существования в творении". Таким образом, Бог, по учению Махариши, – безликий Абсолют, который с помощью своей энергии творит мир, где личные боги – вершина творения. В целом, эта концепция соответствует индуистской. Махариши вводит специальный термин для обозначения "фундаментального поля всего существования" – Трансцендентальное Сознание. Трансцендентальное Сознание – это "та энергия, которая объединяет все сущее".

Махариши редко высказывается о Христе, но если он обращается к этой теме, то, как и у всех восточных гуру, его взгляд коренным образом отличается от христианского. Махариши заявляет: "Поскольку бытует неверное понимание жизни Христа и неверное понимание послания Христа, то я склонен думать, что Христос вряд ли когда либо страдал или мог страдать... Очень жаль, что о Христе говорят как о страдальце... Те, кто рассчитывают на страдание, неверно истолковывают жизнь Христа и послание Христа... Как можно говорить о страдании применительно к Тому, Который весь был сплошная радость, сплошное блаженство? Это не более чем не понимание жизни Христа" ("Meditations of Maharishi Mahesh Yogi", pp. 123 – 124). Иисус в понимании Махариши – просвещённый человек, но не Спаситель. Последователи Трансцендентальной медитации верят, что все люди имеют Бога внутри себя, потому Иисус не является единственным воплощением Бога.

Махариши учит, что человек по своей природе является неличностным Богом, частью божественной энергии: "Безличный Бог – это Существо, пребывающее в сердце каждого. Каждый человек, по своей истинной природе, есть безличный Бог" ("TM Wants You", p. 149). По учению Трансцендентальной медитации, наивысшей потребностью человека является стремление к состоянию сознания, именуемому Единством, приобщение к "Трансцендентальному Сознанию". Согласно диагнозу Махариши, наибольшая проблема человека заключается в отсутствии осознания своего собственного божественного Существа: вместо того, чтобы достигать сознания Бога, люди пытаются быть добродетельными или просто думают о Боге. Согласно Махариши, сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни – из "Трансцендентального Сознания". Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в глубь себя, совершить переход, "трансценденцию" – отсюда и название метода: "трансцендентальная медитация". Махариши учил: "Будьте тверды и знайте, что Вы – Бог, и когда Вы з наете, что Вы – Бог, Вы будете жить как Бог" ("TM Wants You", p. 150) – т. е. абсолютное начало, вечный источник, сам Бог внутри человека. Достичь трансцендентального источника можно с помощью ТМ.

Трансцендентальная медитация – блестящий пример маскировки религиозных идей под видом научно-психологического метода. Подобная тактика весьма популярна среди современных сект, основанных на системах йоги и медитации. Собственно "трансцендентальная медитация" представляет собой технику размышления, при которой человек безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем мантру до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого "космическим" (или "блаженным") сознанием. Медитации предшествует ритуал посвящения – "пуджа". Во время пуджи, в ходе которой обучают медитации, человек проходит через индуистскую церемонию. Сам того не подозревая, новый поклонник метода поклоняется индуистским богам и приносит им в жертву фрукты, цветы и ткани. Во время пуджи читается санскритский поклонения. В гимне упоминается 24 бога индуизма. Также посвящаемый должен во время церемонии преклонять колени 27 раз. Все это преподносится ему просто как древняя индийская традиция. Посвящаемый, не знающий санскрита, не догадывается об обращении к богам. Но от этого происходящее не перестает быть актом поклонения со стороны посвящаемого. Религиозная природа Трансцендентальной медитации хорошо видна в переводе Пуджи. Лишь после того, как совершена церемония пуджи, посвящаемый может получить свою мантру для медитации. Мантра является важным элементом в технике медитации по Махариши. Считается, что каждый человек должен иметь собственную мантру. Однако на практике несколько человек могут иметь одну и ту же мантру, не зная об этом, поскольку никто не должен рассказывать другим, какая именно у него мантра. Зачастую одинаковые мантры давались разным людям, исходя, например, из их возраста. Мантра дается учителем ученику как своего рода оружие для того, чтобы отгонять рассуждения, мысли и размышления и соединять медитирующего с божественным внутри него. Это звук, якобы не имеющий смысла, вибрации от которого ведут к союзу с вашим "первоисточником". По сути же, мантра – обращение на санскрите к индийским богам. Известно высказывание Махариши: "Трансцендентальная медитация – это путь к Богу". На самом же деле – это путь к почитанию языческих богов индуизма. Махариши называет ТМ "воплощением всех религий, простой практикой глубокой трансцендентальной медитации".

Уходя корнями в восточные религии, Трансцендентальная медитация ведет в иной мир, глубоко отличный от западного. Махариши придерживается монистической точки зрения: "все есть Одно" (все живые существа, равно как и неодушевленные предметы, рассматриваются как часть единой "божественной сущности"). В философии "Единой Сущности" этические различия исчезают; предполагаемые противоположности – свет и тьма, добро и зло – сливаются и растворяются друг в друге.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Практика Трансцендентальной медитации опасна не только для духовного мира человека, но и для его состояноя здоровья. Опасности от ТМ, провозглашающей себя методом расслабления, отдыха и личного роста, намного превосходят возможные успехи по снятию нагрузок. Человек, входящий под действием Трансцендентальной медитации в "измененное состояние" (состояние транса), часто испытывает опасность потери ощущения реальности и самоконтроля.

Американская Медицинская Ассоциация резко упрекнула ТМ в обмане: "Расследование применяемых движением методов раскрывает большое многообразие форм дезинформации, обмана и манипуляций ложью и научными фактами" и назвала ее "последним изобретением Махариши в деле обмана огромного числа людей, занимающихся ТМ". Журнал американской медицинской ассоциации после позитивного отзыва на медитативные техники Махариши в майском номере за 1991 г. писал, что "был введен в заблуждение последователями индуистского гуру Махариши Махеш Йоги", что в ранее опубликованной статье содержались необоснованные утверждения и недостоверная информация.

В настоящее время многие серьезные научные исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных последствий такой медитативной практики как для физического и психического здоровья, так и для социальной жизни человека. Так, Ричард Кастильо в статье "Деперсонализация и медитация" (Richard J. Castillo Depersonalization and Meditation. Psychiatry, Vol. 53, May 1990, pages 158 – 167) пишет, что "медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)".

В исследовании, проведенном по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованном в 1980 году, приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в ТМ. Достаточно привести одну цитату о результатах медитирования среди последователей Трансцендентальной медитации: "Наиболее распространенными психологическими последствиями были усталость (63%), "состояние беспокойства" (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству".

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

"Трансцендентальную медитацию", которая рекламирует себя как медитативный метод достижения "безмятежности без наркотиков", Махариши Махеш Йоги принес на Запад в 1959 году. В Калифорнии популярность "новой религии", предлагавшей мир, счастье и духовый рост посредством системы глубокой медитации, бастро росла. К концу 1960-х годов Махариши Махеш Йоги уже стал знаменитым. В числе сочувствующих "ТМ" были "Битлз", Миа Фэрроу и звезда американского футбола Джо Намат. Однако вскоре популярность Махариши ослабела, и он в 1970 году вернулся в Индию, чтобы полностью пересмотреть свою стратегию.

К 1972 году Махариши видоизменил "Трансцендентальную медитацию", приспособив ее к своей новой стратегии, именуемой "Мировым Планом". Целью этого плана было "донести всестороннее понимание знания и жизни до всего мира". Исходя из этих миссионерских устремлений, "Мировой План" применял идеи Махариши к личным, политическим, образовательным, экологическим, социальным, экономическим и духовным сторонам жизни. В процессе приспособления, в проповеди "ТМ" Махариши умело перенес акцент с духовного на практическое и научное и тем самым обезопасил свое духовное учение от противодействия со стороны как "материалистов", так и верующих людей. Кроме того, новая стратегия позволила ТМ заручиться поддержкой правительства и получить место в учебных планах общественных образовательных учреждений, в чем, вероятно, ей отказали бы, будь она представлена в прежних религиозных терминах. Отныне Махариши представлял ТМ как науку, а не как религию, используя, скорее, язык психологии, чем духовные понятия. Таким образом он стремился избежать конфликта в вопросе взаимоотношений церкви и государства.

Предпринятая Махариши в соответствии с "Мировым Планом" секуляризация "ТМ" оказалась успешной и укрепила позиции секты. Несколько лет спустя шесть учебных заведений в Нью-Джерси получили грант на 40612 долларов от Департамента санитарного просвещения и благосостояния (Department of Health Education and Welfare) на организацию экспериментальных классов. Практически сразу Палата Представи й штата Иллинойс приняла резолюцию, поощряющую учебные заведения преподавать ТМ. Федеральное правительство выделило 17 грантов на проведение исследований в области ТМ. Когда в 1975 году Махариши выступал на телевизионном "Шоу Мерва Гриффина" (одно из самых популярных шоу в Америке в то время), ведущий и его гости высказались в поддержку ТМ на глазах почти 30 млн. зрителей. Замечание Мерва Гриффина о том, что ТМ преподается во многих школах и используется многими фирмами, больницами, спортивными командами и армией, очень способствовало росту популярности ТМ. К концу 1975 года две книги из списка бестселлеров были посвящены ТМ, и ТМ вошла в "новый период респект абел ьности, поскольку... бизнесмены, профессиональные спортсмены и члены Конгресса" стали заниматься медитацией (San Francisco Examiner, September 10, 1989, p. Е3).

Однако после 1975 года удача вновь отвернулась от ТМ. Количество людей, изучающих ТМ, резко сократилось. В ответ руководители ТМ провозгласили новую, продвинутую программу, которая должна была "обучить медитирующих левитации и исчезновению усилием воли". Такие экстравагантные заявления портили научный имидж ТМ, который она пыталась создать, и, как следствие, организация лишилась доверия. Когда федеральный суд постановил, что ТМ является религиозной практикой, и это постановление было поддержано 19 октября 1976 г. Апелляционным Судом 3-го округа США (дело "Малнак против Йоги"), ТМ обязали подчиниться Конституции США, что лишило секту привилегии не только получать средства из федеральных фондов, но и преподавать в школах, которые были основным полем деятельности ТМ. Суд признал, что "Трансцендентальная медитация" – это восточный культ, прикрывающийся западной терминологией и научной маской, индуистская техника медитации, пытающаяся соединить человека с Брахманом – безликим Абсолютом.

В довершение ко всем неудачам, Трансцендентальную медитацию стали подвергать критике как принесшую больше вреда, чем пользы своим приверженцам. В 1978 году журнал "Psychology Today" сообщил о том, что у значительного числа занимающихся медитацией развились тревожность, депрессия, физическое и умственное напряжение и другие болезненные симптомы. В 1980 году Институт молодежи и общества при правительстве Западной Германии подготовил доклад, в котором ТМ называлась "психогруппой" и говорилось, что большинство прошедших через ТМ людей "испытали психические или физические расстройства".

Организация ТМ отвечала на критические публикации ссылками на другие исследования, в которых отмечались благотворные результаты медитации. Однако многие из этих исследований также оказались под огнем критики, как только выяснилось, что они часто недостоверны по причине отсутствия независимого подтверждения путем строгой научной экспертизы. Помимо того, что ТМ часто не могла сослаться на исследования, проведенные на уровне высоких научных стандартов, отмечалось, что маркетинговая деятельность движения ТМ предполагала "широкий спектр дезинформации, обман и манипуляцию светской и научной прессой с целью приобретения большей респектабельности и получения больших доходов" (The Cult Observer, vol. 8, no. 9, 1991, p. 3). В силу открывшихся обстоятельств, некоторые бывшие приверженцы ТМ, те, кто проходил продвинутый курс обучения или готовился стать учителем, в конце 1980-х годов начали судиться с организацией. Наиболее типичными были обвинения в том, что ТМ и ее дочерние организации "организованы по образцу культа", "занимались мошенничеством и использовали методы воздействия на сознание", "выманивали у членов организации деньги", "заставляли трудиться на благо ТМ".

Один бывший член ТМ, Роберт Кропински, выдвинул обвинение, что организация ТМ "дала ложное обещание научить его летать", а на самом деле научила студентов "подпрыгивать с ногами, сложенными в позу лотоса" ("Man Who Said He Didn"t Get to Fly Awarded $138,000", Washington Post, January 14, 1987, p. В04). Хотя, в конце концов, Кропинский и проиграл дело, федеральный суд присудил ему компенсацию в 137890 долларов после того, как организации ТМ были признаны виновными в мошенничестве и недобросовестности.

Трансцендентальная медитация рискнула проникнуть в сферу политики, когда в 1992 году на территории студенческого городка Международного университета Махариши в г. Фэйрфилд, штат Айова, была основана Партия Природного Закона. Создание американской партии, одной из приблизительно сорока подобных партий в разных странах мира, свершилось после того, как в начале 1990-х Махариши распорядился, чтобы "его последователи включились в политическую жизнь". Используя основанные на ТМ идеи для борьбы за решения, которые должны были положительно сказаться на здоровье людей, борьбе с преступностью, чистоте окружающей среды, состоянии бюджета и единообразии налогообложения, Партия Природного Закона создала широкую политическую платформу. Многие кандидаты от Партии Природного Закона, включая кандидата в президенты Джона Хэгелина, отрицали какую-либо формальную связь между партией и движением ТМ. Однако "неформальных связей" было предостаточно, и даже сам председатель Партии Естественного Закона Боб Рот утверждал: "О ТМ и партии много писали в прессе. Не секрет, что это партия ТМ". Еще в 1995 году почти все из нескольких десятков кандидатов в Конгресс и Законодательное собрание штата Калифорния, поддержанных партией, занимались Трансцендентальной медитацией.

2. Современная деятельность

Сейчас, хотя "десятки исследований доказали вредное воздействие восточной медитации" (Encyclopedia of New Age Beliefs, 1996, p. 438), ТМ продолжает оставаться наиболее распространенной формой медитации в США. Тысячи школьных учителей занимаются медитацией по этой системе, и многие потянули за собой своих учеников. Хотя Трансцендентальная медитация и была по закону изгнана из школьных классов, в некоторых американских школах продолжают преподавать ее методики. По современным оценкам, предприятие ТМ Махариши Махеш Йоги стоит от 3 до 4 млд. долларов. На сегодняшний день несколько миллионов человек в мире обучены технике медитации Махариши, которая считается нерелигиозной, но на самом деле насквозь пропитана индуизмом.

В России центры и группы последователей "Трансцендентальной медитации" действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Берри Гарольд Дж. "Во что они верят". М.: Ассоциация "Духовное возрождение", 1996;
  2. Дворкин Александр "Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу "Сектоведение", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 1998;
  3. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. "Обманщики". М.: "Протестант", 1994.
  4. Мартин Уолтер "Царство культов", "Логос", СПб., 1992;
  5. Медведев М., Калашникова Т. "О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки", Пермь, 1998;
  6. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: "Оборона и безопасность – 8". Выпуск 28. М., 1996;
  7. "Тоталитарные секты – угроза XXI века". Материалы международной научно-практической конференции. Издательство Братства Св. Александра Невского, Нижний Новгород, 2001;
  8. Филип Х. Локхаас. "Как противостоять восточным религиям", СПб., 1997;
  9. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. "Опасные тоталитарные формы религиозных сект". М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996;
  10. Ankerberg John and Weldon John, "Encyclopedia of New Age Beliefs", 1996;
  11. Clark David K. and Geisler Normal L., "Apologetics in the New Age: A Christian Critique of Pantheism", 1990;
  12. Epstein Edward, "Politics and Transcendental Meditation", San Francisco Chronicle, December 29, 1995;
  13. Haddon David and Hamilton Vail, "TM Wants You!: A Christian Response to Transcendental Meditation", 1976;
  14. Kyle Richard, "The Religious Fringe: A History of Alternative Religions in America", 1993;
  15. Lewis Gordon R., "What Everyone Should Know about Transcendental Meditation", 1975;
  16. Martin Walter, "The New Cults" Ventura, CA: Regal Books, 1980;
  17. Pins Kenneth, "Tranquil state of TM shaken by former meditators" charges", The Des Moines Sunday Register, November 18, 1990;

Р. К.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)