Еретическое течение II в.
Течение известно также под именем пепузитов (по названию города Пепуза в Малой Азии, бывшего их центром). Иногда монтанизм назывался "фригийской ересью". Сами монтанисты называли свое движение "новым пророчеством".
Монтанизм стал своеобразной реакцией на процесс "стабилизации" христианства, когда на смену первоначальному энтузиазму и радикализму стали приходить трезвомыслие и дисциплина, а харизматические служения (пророки, апостолы, дидаскалы) начали постепенно вытесняться формирующейся церковной иерархией. Установление жестких вероучительных формул и церковно-административной системы было крайне необходимо и для отражения натиска гностицизма. Недовольство происходящими переменами, имевшее место среди части "анархически" настроенных христиан, нашло свое выражение, в частности, в монтанизме.
Основателем течения стал Монтан, родом из Мисии в Малой Азии выдававший себя за пророка Св. Духа. Основой его учения была идея о том, что после вознесения Спасителя Откровение не завершилось, а продолжается через пророков и пророчиц.
Монтан учил, что Церковь, развиваясь, проходит возрастные стадии подобно человеку. Так, период Ветхого Завета можно назвать отрочеством, время земной жизни Христа и апостольской проповеди – юностью, а при новых откровениях чрез Монтана и других пророков Церковь якобы вступила в период зрелости. Помимо самого Монтана было еще две пророчицы: Максимилла и Присцилла, которые, приводя себя в экстатическое состояние, вещали в первом лице в мужском роде.
Сохранившиеся пророческие изречения малосодержательны. Например, Присцилла заявляла: "После меня не будет уже пророчицы, но будет конец".
Монтанисты не пытались ввести каких-либо новых догматических положений, поэтому их долгое время считали нормальными католиками. Сам Папа вначале прислушивался их к пророчествам и лишь потом, узнав об их учении подробнее, изменил мнение. Вскоре монтанисты окончательно разошлись с Церковью и склонились к сектантству. Католиков они называли "психиками" ("душевными"), а себя "пневматиками" ("духовными").
Монтан предрекал скорый конец света, причем Христос должен был прийти именно в г. Пепузу, где должен был водвориться Небесный Иерусалим, поэтому многие последователи течения стекались в этот город. Считалось, что название города в переводе означает "пустыня" и именно он имеется в виду в книге Откровения 12, 14.
Ввиду скорого Второго Пришествия монтанисты требовали переустройства жизни христиан на более строгих началах. Они проповедовали строжайший аскетизм: вся жизнь членов общины была строго регламентирована, брак отрицался, все, даже самые невинные, житейские радости осуждались, не допускалось занятие наукой или искусством. Поскольку земная жизнь подходит к концу, а Церковь, как Невеста Христова, выходит навстречу своему Жениху, все ее члены должны быть непорочны. Отсюда суровый нравственный ригоризм: грешники и отступники не могут быть членами Церкви.
Монтанизм привлекал наиболее страстных и фанатичных христиан, с нетерпением ожидавших конца времен. К монтанизму, в конце жизни примкнул выдающийся богослов и пламенный обличитель мирских пороков Тертуллиан.
После разрыва с Церковью монтанисты еще долгое время существовали в Малой Азии под руководством собственных епископов. Известно, что общины монтанистов существовали V в. во Фригии, Галатии, Каппадокии и даже в Константинополе.
ЛИТЕРАТУРА