Оккультно-мистическое течение
Понятие теософия существует как минимум в двух значениях. С одной стороны, это мистическое течение, являющееся элементом разных религиозных и философских систем, например, буддизма, каббалы, неоплатонизма, гностицизма и т. д. Название этого течения происходит от греч. theos – "бог" и sophia – "мудрость". В основе его лежит учение о возможности непосредственного постижения скрытой от непосвященных таинственной реальности с помощью мистического опыта.
С другой стороны, понятием "теософия" обозначают учение, разработанное Е. П. Блаватской (1831 – 1891), основательницей "Теософского общества". Елена Петровна Блаватская, в девичестве Ган, покинула Россию в 1848 г. и всю свою жизнь провела за границей. До 1870 г. она путешествовала по Европе и Азии, затем обосновалась в Америке, где в 1875 г. основала "Теософское общество". Блаватская увлекалась восточным мистицизмом и оккультными дисциплинами, на основе которых создала собственное синкретическое учение. В 1877 г. в Бостоне вышла книга "Разоблаченная Исида", где излагалась теософская концепция Блаватской. Главная ее работа получила название "Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии". В целях популяризации своего учения Блаватская устраивала многочисленные встречи, читала лекции и практиковала разного рода "чудесные деяния", которые неоднократно разоблачались как ловкие фокусы. По свидетельству современников, она была неприятна в общении, имела вздорный характер, весьма непривлекательную внешность, и, кроме того, не следила за собой. Однако ее учение имело немало приверженцев среди либеральной интеллигенции. Для последователей теософии авторитет Блаватской был непререкаем. Уже в качестве главы "Теософского общества" она совершила путешествие в Индию, где почерпнула многие из идей, дополнивших затем в ее доктрину. В 1883 г. Блаватская вернулась в Европу и жила в Париже, а затем в Лондоне, где и скончалась.
Учение Блаватской основано на идее выявления "подлинной теософии" – некой тайной внутренней сущности в различных религиях и философских системах древности. Сама Блаватская утверждала, что в течение семи лет она якобы изучала "тайную мудрость" гималайских махатм с тем чтобы передать ее всему человечеству. Теософия представляет собой попытку создания единого универсального мировоззрения на основе синтеза всех религий, в т. ч. и христианства. При этом вера в Бога-Творца отрицается, вместо нее вводится индуистское учение об Абсолюте – универсальном божественном Принципе. Вселенная не сотворена, а "разворачивается" из своей собственной Сущности. Божественность Христа также отвергается. Христианское учение о спасении заменено представлениями о карме и перевоплощении. Ряд идей теософии явно заимствован из гностицизма. Именно Блаватская сделала популярным сочетание оккультизма, восточного мистицизма и либерального христианства, которое легло позднее в основу мировоззрения "New Age".
Основанное Блаватской "Теософское общество" ставит перед собой три основных задачи:
После смерти Елены Блаватской "Теософское общество" возглавила ее ученица Анни Безант (1847 – 1933). Продолжателями ее дела стали также Николай и Елена Рерих.
В настоящее время идеи теософии Блаватской вновь обрели значительную популярность. Элементы ее доктрины присутствуют в учениях практически всех сект, примыкающих к движению "New Age". Все оккультные течения в той или иной мере опираются на работы Блаватской и ее последователей.