Течение в китайском буддизме
Слово чань [禅] происходит от санскритского дхъяна, что значит "сосредоточенное созерцание".
Возникновение чань-буддизма связывают с деятельностью 28-го буддийского патриарха Бодхидхармы, пришедшего в 520 г. из Индии в Китай.
В основе учения данной школы лежит утверждение, что во время медитации можно достичь "внезапного просветления" (дунь у). Для этого последователями чань-буддизма ежедневно практикуется многочасовая медитация. Чань учит, что человек должен искать истину в самом себе. При этом не существует противопоставления между медитацией и другими формами деятельности. "Озарение" в постижении Будды может произойти в любой момент жизни.
В чань-буддизме существует несколько основополагающих принципов:
В чань-буддизме существует развитая монашеская традиция. Монахи занимаются медитацией и совместным трудом. Большая роль в самосовершенствовании отводится боевым искусствам.
В VII в. чань раскололся на северную и южную школы. В северной школе наибольшее внимание уделяется длительной медитации под руководством духовного наставника, в результате которой закономерно наступает просветление. В южной главным считается внезапное озарение как интуитивный толчок, для которого длительная медитация не требуется.
Чань-буддизм получил распространение в Корее, Вьетнаме и Японии, где получил название дзен.