Течение в протестантизме
Возникло в начале XVII века в Англии. Первоначально члены общины назывались просто "братьями", а затем получили название "крестящие", или "баптисты" от греч. baptize – погружаю, крещу. Это название баптисты получили из-за веры в необходимость совершения крещения только в сознательном возрасте.
Баптизм развился на базе движения индепендентов или "независимых", зародившегося в процессе английской реформации. Как и индепенденты, баптисты были наиболее последовательными протестантами. Они выступали за полную автономию отдельных общин как в административном плане, так и в вопросах вероучения.
Главой общины в Англии с момента ее возникновения был Джон Смит (1554 – 1612). Когда община подверглась преследованиям со стороны Англиканской епископальной церкви, баптисты вынуждены были спасаться в Голландии. В Амстердаме баптистская община возникла в 1606 г. Часть ее членов во главе с Томасом Хелвисом (ок. 1550 – ок. 1616) вернулась в Англию, где основала около 1612 г. церковь "общих баптистов" (General-Baptists). Последователи этой церкви признавали значение свободной воли человека в спасении (в противоположность строгому кальвинизму) и верили в возможность спасения всех уверовавших во Христа.
В 1638 г. в Англии возникла община "частных баптистов" (Particular-Baptists), которые следовали кальвинистскому учению о предопределении и верили, что Христос умер только за тех, кто предопределен ко спасению. Это направление баптизма впоследствии стало преобладающим. До 90-х годов XIX века существовало два миссионерских общества:
"The Particular Baptist Missionary Society" и "The General Baptist Missionary Society", которые впоследствии объединились в единую организацию "The Baptist Missionary Society".
К 1643 г. в Лондоне насчитывалось уже 7 баптистских общин. Во время протектората Кромвеля баптисты получают доступ к военным и гражданским должностям, однако впоследствии лорд-протектор изменил к ним отношение. Относительное спокойствие для баптистов наступило с восшествием на престол Вильгельма Оранского. В 1689 г. уполномоченные от 100 баптистских общин составили в Лондоне собственное "Исповедание веры".
Спасаясь от преследований, многие баптисты бежали в Америку и Австралию. Первая баптистская община в Америке была учреждена в 1639 г. бывшим пуританином Роджером Уильямсом, основателем штата Род-Айленд, переселившимся в Новый Свет в 1631 г. Первая община баптистов в Америке насчитывала всего 12 человек. Особенно широкое распространение баптизм получил после обретения Соединенными Штатами независимости в 1776 году, поскольку в основу идеологии нового государства был положен принцип свободы вероисповедания.
Изначальная склонность баптистов к независимости привела к многочисленным дроблениям и появлению сотен самостоятельных баптистских церквей. Выделение новых общин продолжается и по сей день. Однако распространившись в Америке, баптисты со временем почувствовали необходимость в координации действий для противостояния другим протестантским течениям и Католической Церкви. С этой целью были образованы мощные союзы баптистских церквей, крупнейшим из которых является Южно-баптистская конвенция США. В дальнейшем возникли общенациональные и международные баптистские организации. Так, в 1905 г. в Лондоне был образован Всемирный союз баптистов, который в настоящее время включает 143 союза.
Из Америки баптисты проникли в Германию, где их главой стал Иоганн Герхард Онкен (1800 – 1884). Он занимался торговлей и бывал в Америке, где и познакомился с баптистским учением. Он открыл сеть воскресных школ и приют для детей. В 1834 г. в Гамбург приехал американский богослов Б. Сирс, который крестил Онкена полным погружением, как этого требует баптистская вера. Баптизм не получил значительного распространения в большинстве германских земель, за исключением Пруссии, однако с образованием в 1870 г. Германской империи активная миссионерская деятельность баптистов стала приносить плоды. При поддержке американских единоверцев в 1878 г. немецкие баптисты широко развернули издательскую деятельность. В Гамбурге была основана школа для подготовки проповедников.
Из Германии баптизм проник на территорию Австрии, Дании, Швеции, Голландии, Румынии и Болгарии.
В Российской империи идеи баптизма стали распространяться в конце XIX в. среди немецких колонистов-меннонитов в Екатеринославской и Таврической губерниях. Часть меннонитов фактически откололась от общины, создав собственное течение под названием "меннонитские братья". Фактически это были последователи баптизма, однако они не отказывались от названия меннонитов, поскольку последние находились под защитой государства. Между настоящими меннонитами и меннонитскими братьями возник острый конфликт по поводу названия, и для его разрешения потребовалось даже вмешательство правительства. Поскольку немецкие колонисты имели постоянные контакты с Германией, весть об событиях дошла до Онкена, который в 1869 г. посетил Россию. Он был арестован, но вскоре выпущен и смог оказать значительную поддержку своим единоверцам. Власти пытались остановить распространение нового учения, но безуспешно, и в 1879 г. баптизм был официально разрешен. Вскоре баптистское учение приобрело сторонников и среди русского населения. Возникли общины на Украине, в Закавказье и Прибалтике. Некоторые видные представители российского штундизма И. Рябошапка, М. Ратушный и другие приняли баптистское крещение и влились в ряды движения, значительно усилив его. Правительству направляется прошение о признании официального названия: "Община крещенных христиан-баптистов".
В 1884 г. был создан Союз русских баптистов, возглавлявшийся Д. И. Мазаевым (1855 – 1922). Баптисты издавали журналы "Баптист" (Одесса), "Друг молодежи" (Балашов, Саратовской губ.), "Слово Истины" и "Гость" (Санкт-Петербург). В 1907 г. образовано Миссионерское общество русских евангельских христиан-баптистов. В 1909 г. был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан во главе с И. С. Прохановым (1869 – 1935). На русском языке появились и первые книги по вероучению: "Вероучение русских евангельских христиан-баптистов" Мазаева и "Катехизис, наставление в вере для баптистского юношества" Павлова.
Советская власть поначалу отнеслась к баптизму лояльно, как к течению пострадавшему от преследований со стороны Православной Церкви. Баптизм не был запрещен даже в 1930-е годы, хотя численность его последователей заметно сократилась. В октябре 1944 г. был образован Союз евангельских христиан-баптистов СССР во главе с избираемым съездом Всесоюзным Советом (ВСЕХБ).
После краха социализма баптизм стал одним из наиболее динамично развивающихся течений (во многом благодаря поддержке американских единоверцев). В настоящее время баптистские общины существуют в большинстве городов России. Зарегистрирован Союз Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации.
Учение:
Учение баптистов радикально не отличается от доктрин других протестантских течений. Главный пункт их веры – признание Св. Писания единственным источником вероучения. Особенностью является неприятие крещения младенцев. Вместо крещения практикуется благословение детей. Крещение, по учению баптистов, имеет силу только после пробуждения личной веры, без которой оно не имеет силы. Поэтому крещение воспринимается только как внешний знак исповедания уже "внутренне обращенного" к Богу человека. Однако полноценным членом баптистской церкви считается только человек, принявший водное крещение (через погружение).
В целом для баптизма характерен рационалистический подход к вере. Особое внимание уделяется личной свободе человека в отношениях с Богом.
Кроме крещения, признается символическое причастие. Брак, хотя и не считается таинством, но признается необходимым. Кроме Рождества и Пасхи баптисты празднуют День единства и Праздник жатвы.
Для баптистов характерны строгие моральные требования к членам общины . Употребление алкоголя и табака исключается. Практически все баптисты, независимо от положения в общине, активно занимаются миссионерской деятельностью и выполняют различные "служения" каритативного характера.
Баптистские общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники. Служители Баптистской Церкви проходят подготовку в специальных "богословских семинариях". В то же время к проповеди допускаются все члены общины, в последнее время также и женщины.
В последнее время в баптизме все более ярко выделяются консервативное и либеральное направление, которые по сути стали уже самостоятельными исповеданиями.
Сегодня баптизм является одним из самых распространенных направлений в протестантизме. Общая численность его последователей достигает 75 млн. человек. Баптистские церкви существуют в 122 странах мира.