Средневековое русское еретическое течение
Первые сведения о стригольниках относятся к 70-м годам XIV века. Ересь получила распространение сначала во Пскове, а затем перешла в Новгород.
Лидерами течения были дьякон Никита и Карп по прозвищу Стригольник. По одним сведениям, он был расстригой, из-за чего и получил свое прозвище, по другим оно было связано с его ремеслом.
По своей сути ересь стригольников была подобна "антифеодальным" течениям Западной Европы. Их критика была направлена прежде всего против поборов в пользу церковной иерархии и мздоимства священников. Недовольные обмирщенностью и богатством Церкви, они ставили под сомнение действенность таинств, совершаемых недостойными священнослужителями. Из этого вытекало и сомнение в самой необходимости их совершения. Стригольники придерживались суровой аскезы и полагали, что благочестивые миряне могут заменить священников в пастырстве.
Известно, что каялись они перед особыми каменными крестами под открытым небом, Крещение и Евхаристию понимали "духовно". Другие таинства, вероятно, вовсе отрицали.
Стригольники подверглись гонениям со стороны Православной Церкви. Сохранилась миниатюра, изображающая их утопление в Волхове. После 1427 г. сведения о стригольниках больше не встречаются.