19 декабря
Вторник Адвента

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Квазиденоминация

С 1971 года официальное название – "Новоапостольская Церковь – Международный союз апостолов".

I. Основные данные

1. Основатель:

Единого основателя нет.

2. Время основания:

1867 г.

3. Место основания:

Гамбург, Германия

4. Регион распространения:

Новоапостольская церковь имеет последователей в 180 странах мира. В настоящее время церковь насчитывает около 7 000 000 членов. Из них 3 400 000 в Африке и 1 000 000 в Азии. Очень много последователей в Индии и в Заире. В Европе – более 500 000 человек. В Германии Новоапостольская церковь занимает третье место по численности – после Лютеранской и Римско-Католической Церквей.

5. Местонахождение руководящего центра:

Административный и духовный центр Новоапостольской церкви расположен в Цюрихе.

6. Организационная структура:

Высший орган Новоапостольской церкви – собрание апостолов. Однако фактически каждая община, подчиняющаяся одному конкретному апостолу, довольно самостоятельна. Единство церкви обеспечивается единством самих апостолов, которые, как они утверждают, путем молитвы достигают мистического единства. Апостолов теперь не 12, а около 200.

Наиболее крупные объединения – апостольские округа. С 1991 года их восемнадцать. Руководит округами – "окружной апостол". Все окружные апостолы объединены в коллегиум. Председатель коллегиума – "первоапостол". В настоящее время первоапостолом является швейцарец Рихард Фер. Первоапостол обладает практически абсолютной властью. Члены церкви считают его представителем Христа на Земле. Он должен "способствовать новым Откровениям Святого Духа". Таким образом, служение первоапостола наполнено мистическим содержанием. Именно его "откровения" определяют изменения в вероучении и жизни Новоапостольской церкви.

Ниже следуют подокруга, которыми управляют настоятели округов, иногда – епископы. Подокруга состоят из общин. Во главе их – настоятели общин. Кроме главного и окружных апостолов, епископов и старейшин округов, есть еще служения окружных евангелистов, пастырей, евангелистов общины, пресвитеров, диаконов, протодиаконов. Управляющего органа, в который входили бы миряне, не существует.

В России: северо-восток страны от Балтики до Урала находится в ведении апостольского округа Саксония-Тюрингия.

7. Базовая литература:

По утверждению представителей Новоапостольской Церкви, источником их вероучения является Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не может заменить "апостолов" в качестве проповедников и подателей таинств. Только "апостолы", ведомые Святым Духом, могут верно истолковать Писание, поэтому свободное чтение Библии верующими не поощряется.

Вероучительной книгой для простых членов общины является периодически переиздаваемый катехизис "Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой содержится все, что необходимо знать верующему.

Для священнослужителей существует книга "История Царства", где содержится новоапостольская оценка всех традиционных христианских церквей, ни одна из которых якобы не выполнила своего предназначения – привести людей ко спасению. Других книг в обиходе Новоапостольской церкви нет.

8. Периодические издания:

  • Ежемесячный журнал "Наша семья". (С 1991 года выходит и на русском языке).
  • Еженедельный журнал "Глас стража".
  • Для детей и молодежи – ежемесячные журналы "Добрый пастырь" и "Друг молодежи".

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

В Новоапостольской церкви нет духовных учебных заведений, поскольку, по словам ее представителей, век апостольский был веком простоты, а не богословских умствований.

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм, элементы католичества

2. Краткое изложение учения:

Основные положения вероучения Новоапостольской церкви содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и Святого Духа, во святую единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся новые положения, которые никак не могут быть признаны традиционными христианскими Церквами. Так, утверждается, что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих апостолов, ... которых Он послал и еще посылает". То есть вся полнота духовной власти присваивается руководителям Новоапостольской церкви – совету двенадцати апостолов и Первоапостолу. И далее, в пятом пункте подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой выбираются только апостолами".

9-й пункт – самый важный – говорит о конце мира и высоком предназначении последователей Новоапостольской Церкви. Они, подготовленные ко встрече со Христом и названные душами невест, вознесутся ко Господу. Это будет первое Воскресение. На небесах состоится свадьба этих душ со Христом. После чего Христос вместе с этими преображенными душами вернется на землю и учредит Свое Царство мира. Новоапостолы будут править вместе с Ним как цари и священники. Последователи церкви проповедуют идею тысячелетнего царства Христа на земле – хилиазм, ересь впервые осужденную Церковью еще в 225 г. После тысячелетнего царствования Христос совершит Страшный Суд, на который предстанут все те, кто не участвовал в первом воскресении, то есть не принадлежит к Новоапостольской церкви. На месте старого мира Бог создаст новый, ибо небо и земля исчезнут. На новой земле воцарится Новый Иерусалим, который будет существовать вечно. Новоапостольская церковь часто именует себя "последней, завершающей Церковью".

Новоапостольская Церковь признает три таинства: Крещение, запечатление Святым Духом и Евхаристию.

Крещение совершается водой во имя Пресвятой Троицы. Как правило, крестят детей. За правильное воспитание их в духе новых апостолов поручаются родители.

Запечатление Святым Духом – необходимое таинство для полноценного вступления в Новоапостольскую церковь. Крещение – только необходимое таинство для принятия Святого Духа, преподаваемого в запечатлении, совершать которое может только апостол.

Евхаристия совершается в память о крестной Жертве Христа. Причастие преподается верующим после покаяния, которое не является таинством – в виде облатки и запеченных в нее трех капель вина. Облатки рассылаются также верующим, не имеющим возможности посетить храм – военнослужащим, больным, в отдаленные области.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Новоапостольская церковь основана на "новом откровении", Св. Писание не является для ее членов единственным и даже основным источником вероучения. Библия вторична по отношению к откровениям первоапостола. Более того, приверженцы учения верят, что в "главном апостоле изображена Пресвятая Троица". В практике этой церкви присутствуют "странные" обряды, как, например, причащение мертвых. Новоапостольская церковь отрицает возможность каких-либо контактов с традиционными христианскими Церквами, которые ее приверженцы считают ложными. Все это не позволяет отнести Новоапостольскую церковь к числу протестантских общин, однозначно характеризуя ее как квазиденоминацию.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Новоапостольская церковь ведет начало от движения, которое называлось "католическо-апостольское" и возникло в 30-е годы XIX века в Лондоне. Основателем этого движения был Эдвард Ирвин г (1792 – 1834), бывший пресвитерианский проповедник, родом из Шотландии. Он якобы получил "откровение" от Бога, что в самом ближайшем будущем – еще при его жизни произойдет "Конец Света". Чтобы получить спасение и "царствовать со Христом" Ирвинг и его последователи призывали отказаться от всех современных им церковных установлений, которые "исказили чистую апостольскую веру и образ жизни христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней апостольской Церкви". По "откровению" они избрали двенадцать апостолов как руководителей общины и среди них – главного. Все степени священства и церковные должности были упразднены. Вместо них были искусственно восстановлены харизматические служения первых христиан, которые упоминаются в Новом Завете. Среди них – "ангелы" "апостолы", "пророки" и "евангелисты".

К движению присоединились некоторые католические, англиканские и протестантские священнослужители, причем не только из Англии, но и из Германии, Швейцарии и Австрии. Когда первые, избранные по "откровению", апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не произошло, община решила подчиниться "Суду Божию" и самораспуститься.

Однако часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего, немецкие "апостолы", отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих споров и организационных преобразований в 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась. Усилиями сменяющих друг друга "первоапостолов" при четко организованной работе она не только дожила до наших дней, но и окрепла и распространилась настолько, что сегодня имеет последователей в 180 странах.

В России:

Начало деятельности Новоапостольской церкви в России было положено миссионерской поездкой в СССР в сентябре 1989 года пресвитера Ульриха Краузе по поручению окружного апостола земли Берлин-Бранденбург Шредера. Он посетил города Камышин, Тольятти, Алексеевку и Красноармейск. Выбор районов объясняется тем, что здесь находятся поселения этнических немцев, которые, по мысли окружного апостола, с радостью должны были воспринять новое учение. В результате этой поездки были крещены 23 человека. В 1991 году в Москве открылся Административный центр Новоапостольской церкви. Москва была поделена на два округа: севернее Москвы-реки – с управлением из Австралии и Швейцарии, южнее – из Германии. В сентябре 1992 года Москву посетил первоапостол Рихард Фер. К этому времени в Москве было уже 1000 новоапостолов и около 20 000 по всей России. Первый визит первоапостола в Россию был отмечен концертом в Большом зале консерватории, в котором участвовали знаменитые российские исполнители, в том числе органист Гарри Гродберг. На торжественном богослужении по усопшим святого причастия удостоились все похороненные у Кремлевской стены, а также царь Александр III, некогда изгнавший английского первоапостола из России.

Зоной особого внимания миссионеров стал Калининград. До войны здесь располагался апостольский округ, в который входило 146 общин, организованных в девять районов. В ноябре 1995 года Калининград посетил первоапостол. К этому времени там возникло пять общин и семь миссионерских постов. Община насчитывала уже 15 000 верующих.

К 1997 г. в России было уже 67 общин Новоапостольской церкви. Были созданы общины в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, на Камчатке, в Якутске, Тюмени, Екатеринбурге, Кирове, Перми, Краснокамске.

2. Современная деятельность

Новоапостольская церковь содержит только дома для престарелых и иногда клубы для молодежи. Никакой благотворительной работы новоапостолы не ведут. Каждый член Новоапостольской церкви обязан отдавать на ее нужды десятую часть своего дохода. Среди ее членов много состоятельных людей, которые кроме десятины жертвуют большие суммы. Во многих странах Новоапостольской церкви принадлежат земли и церковные здания, которые всегда можно опознать по эмблеме: крест, который возвышается над восходящим солнцем.

Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, "евхаристическая литургия" с молитвой "Отче наш", "отпущение грехов", причастие, молитва, благословение, хор.

На неделе бывают собрания по частным квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.

Три раза в году совершаются богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их спасении, и затем усопших символически причащают – двое носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их, запечатлевает Святым Духом и преподает причастие. Этот обряд напоминает крещение усопших в секте мормонов. Эти службы за усопших привлекают новых членов, которые рассчитывают, что их родственники и близкие, умершие в неверии, получат возможность быть приобщенными ко спасению. Здесь играют роль и "вещие сны". Часто представители Новоапостольской церкви специально встречаются с родственниками недавно умерших и говорят: "Ваш умерший появился у нас. Он явился во сне". После этого завязываются контакты. Есть масса свидетельств, что новоапостолы ведут свою миссию на кладбищах, разговаривая с родственниками похороненных там.

IV. Ответвления

Апостольская церковь (Откололась в 1988 г.)

V. Библиография

  1. Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. Выпуск II: Общины. Изд-во "Апостольский город", СПб., 1998.

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)