21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

СОКА ГАККАЙ

Секта
Японская, на основе нитирэн-буддизма

Название секты в переводе с японского означает "Общество созидания ценностей".

I. Основные данные

1. Основатель: Макигути (Макигучи) Цунэсабуро (1871 – 1944).

Макигути был школьным учителем географии. На основе сорокалетнего опыта преподавания он разработал концепцию, получившую название "Теория ценностей", и стремился реформировать систему образования в соответствии со своими принципами. Первоначально концепция Макигути не была непосредственно связана с религией. На его мировоззрение оказали влияние самые разные философские течения: прагматизм (труды Д. Дьюи), позитивистская социология и антропология (работы Л. Уорда) и др.

Уже в зрелом возрасте Макигути становится последователем буддизма. Через интервьюировавшего его репортера он знакомится с одним из влиятельных деятелей необуддийской организации "Нитирэн сёсю" и в 1928 г. вступает в нее.

В 1930 г. вокруг Макигути складывается кружок сторонников, состоявший преимущественно из его коллег – школьных учителей, однако нитирэн-буддизм еще не играет в их среде ведущей роли. 18 ноября 1930 года Макигути публикует первый том своей работы "Сока кёику тайкей" ("Воспитательная педагогика созидания ценностей жизни"). Вскоре его единомышленники начинают издавать собственный журнал "Канкё" ("Окружающая среда").

В 1937 г. последователями Макигути создается общество "Сока кёику гаккай" ("Педагогическое общество созидания ценностей"), целью которого становится пропаганда его трудов.

Постепенно на мировоззрение Макигути все большее влияние начинает оказывать нитирэн-буддизм. Во многом по этой причине, а также из-за отвращения к милитаризму, опиравшемуся на государственный синтоизм, Макигути отказывается принимать участие в официальных синтоистских церемониях, что в Японии 30-х – 40-х годов ХХ века было равнозначно измене. Более того, в одной из своих лекций он предсказал поражение Японии в войне из-за отсутствия у японцев веры в Сутру лотоса (объект поклонения в нитирэн-буддизме).

В июле 1943 г. все руководство общества "Сока кёику гаккай" во главе с Макигути было арестовано. Макигути скончался в тюрьме в возрасте 73 лет.

2. Время основания:

1937 г. – "Сока кёику гаккай"
1946 г. – "Сока гаккай"

3. Место основания:

Токио, Япония

4. Регион распространения:

Абсолютное большинство членов секты проживает в Японии. Местные организации "Сока гаккай" охватывают всю Японию, но основная масса членов концентрируется в крупных городских центрах. Численность, по разным оценкам, от 4 до 18 млн. чел.

С 1975 г. существует международная ассоциация "Сока гаккай интернэшнл" (SGI), имеющая самостоятельные отделения в 180 странах мира, включая США и Россию.

По некоторым данным, группы членов "Сока гаккай интернэшнл" сейчас действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Владивостоке. Число зарегистрированных официально в центральном офисе в Токио приверженцев "Сока гаккай" составляет: в Москве – больше 100 россиян, примерно столько же временно проживающих или работающих в столице японцев. В Хабаровске – 5 русских членов и 1 японская семья; во Владивостоке – 2 члена и 5 "сочувствующих" (практикующих, но не зарегистрированных в Японии) русских и 11 японцев.

5. Местонахождение руководящего центра:

Токио, Япония

6. Организационная структура:

Среди японских необуддийских сект "Сока гаккай" выделяется четкой организационной структурой и строгой дисциплиной. Схема управления выглядит так: семья – звено – группа – округ – филиал – центр – штаб. Во главе этой иерархической системы стоит президент (с 1960 г. – Дайскау Икэда).

7. Базовая литература:

Главным источником вероучения секты является Сутра лотоса.

Взгляды "Сока гаккай" выражены во множестве книг и статей, принадлежащих лидерам секты. Примечательно, что "Сока гаккай" издает не только переводы работ Нитирэна, Макигути и Икэда на английском, французском, немецком, испанском, русском, румынском, китайском, корейском и тайском языках, но и диалоги Икэда с политическими и культурными деятелями разных стран, в число которых входят и российские ученые и писатели. Отметим, что Икэда является высокообразованным человеком. Только в одном из своих выступлений – обращении в связи с годовщиной "Сока гаккай интернэшнл" от 26 января 1991 г., посвященном в основном проблемам мирного сосуществования, – Икэда подкрепляет свою позицию цитатами из работ таких известных западных авторов, как американский футуролог Алвин Тоффлер, историк Карл Ясперс и даже французский католический философ Жак Маритэн.

Основные работы Дайсаку Икэда:

  • Икэда Дайсаку. К ренессансу надежды и веры в сосуществование. К двадцатилетию первого визита в Россию. Сборник лекций и обращений Сока Гаккай Интернэшнл, 1994.
  • Икэда Д., Логунов А. Третий радужный мост. М.: "Прогресс", 1988.
  • Айтматов Ч., Икэда Д. Ода величию духа. М.: "Прогресс", "Литера", 1994.
  • Ikeda Daisaku. The Human Revolution. Vol.1. Weatherhill, Inc., New York, 1990.
  • Ikeda Daisaku and Bryan Wilson. Human Values in a Changing World: A Dialogue on the Social Role of Religion. Lyle Stuart, Inc., New Jersey, 1987.
  • Peccei & Ikeda. Before It Is Too Late. Kodansha International, Tokyo & NY, 1984.
  • Toynbee & Ikeda. Choose Life. A Dialogue. Oxford University Press, Oxford, 1989.
  • Works of Daisaku Ikeda. SGI, Tokyo, 1990.

8. Периодические издания:

С 1930 г. издавался журнал "Канкё" ("Окружающая среда"), затем "Кати содзо" ("Создание ценностей"). В настоящее время секта издает журнал "Клуб Сока Гаккай Интернешнл", а также собственную газету. Возможно, есть и другие периодические издания.

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Секта имеет собственный университет "Сока" (основан в 1971 году), который поддерживает контакты со многими образовательными учреждениями мира, прежде всего, в странах Азии. Например, в 1989 году между Университетом Сока и Узбекским НИИ искусствознания был подписан договор о научном сотрудничестве. Президент Узбекистана Ислам Каримов является почетным доктором Университета Сока.

II. Учение

1. Истоки учения:

"теория ценностей" Макигути Цунэсабуро, нитирэн-буддизм

2. Краткое изложение учения:

Согласно "Теории ценностей", целью человеческой жизни является достижение счастья. Для того чтобы прийти к этой цели, человек должен создавать духовные и материальные ценности. Аккумулируя их, человек добивается счастья. Счастье и благополучие всего общества, согласно Макигути, является суммой счастья всех его членов.

Макигути делает акцент прежде всего на духовных ценностях, таких как добро, красота и т. д. В работах третьего президента "Сока гаккай" Икэда Дайсаку "польза, выгода" (ри) как удовлетворение материальных потребностей стала одной из трех главных категорий ценностей (польза, выгода; истинная красота как удовлетворение духовных потребностей; доброта как удовлетворение альтруистических желаний разделить собственное благополучие и красоту с другими).

Ученик Макигути Дзёсэй Тода соединил "Теорию ценностей" с постулатами нитирэн-буддизма, получившийся синтез и является религиозно-философской доктриной "Сока гаккай".

По заявлению самих последователей секты, "одна из ключевых черт интерпретации буддизма Нитирэна, которая отличает "Сока гаккай" от множества других школ (...), заключается в его целенаправленной ориентации на день сегодняшний и на удовлетворение животрепещущих ду ховных нужд человека, живущего здесь и сейчас. (...) Философия "Сока гаккай" воспитывает в своих сторонниках отношение к просветлению – то есть высшему состоянию души и тела человека – не как к трансцендентальному уходу от проблем земного мира, а как к неустанному процессу совершенствования своего характера, своей внутренней природы и силы для того, чтобы облагораживать обретенными духовными достижениями окружающую действительность" (фрагмент из монографии: Andrew Gerbert, Anthony George. Tsunesaburo Makiguchi – Founder of Soka: Value-Creating Education. Tokyo: Soka Gakkai International, 2001).

В данном отрывке четко просматривается коренное отличие учения "Сока гаккай" от традиционного буддизма, согласно которому целью человека является обретение абсолютного покоя (нирвана). Тем не менее, приверженцы секты, считают, что только учение "Сока гаккай" является "истинным буддизмом" и "верным пониманием учения Нитирэна". На этой почве в 1991 г. произошел официальный разрыв "Сока гаккай" с "Нитирэн сёсю".

Религиозная практика

Члены "Сока Гаккай" выполняют нитирэнистскую религиозную практику, состоящую из двух частей: последовательного многократного повторения с ровной интонацией фразы "Наму-Мёхо-Рэнгэ-Кё", и чтения отрывков из двух основных по значению глав "Сутры Лотоса" – "Хобэн" и "Джурё" в прозе и в стихах. Обычно последователи секты занимаются этой практикой в утренние и вечерние часы.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1930 г. вокруг школьного учителя Макигути Цунэсабуро складывается кружок единомышленников, мечтавших о реформе системы образования в Японии. В этом же году они начинают издавать журнал "Канкё".

В 1937 г. сторонниками педагогических методов Макигути была создана организация "Сока кёику гаккай" ("Педагогическое общество созидания ценностей"). Непосредственного отношения к религии общество тогда не имело, его цель состояла исключительно в публикации и пропаганде трудов Макигути.

Постепенно меняется состав организации: в него вступает все больше приверженцев нитирэн-буддизма из организации "Нитирэн сёсю", а люди, интересовавшиеся исключительно педагогическими методами Макигути, покидают общество. Темы обсуждений и публикаций выходят за узкопрофессиональные рамки педагогики, превратившись в философские размышления о поиске путей преобразования общества в целом, главным образом, через религиозную практику нитирэн-буддизма. С 1937 г. обязательным условием вступления в "Сока кёику гаккай" становится членство в "Нитирэн сёсю". Параллельно с "теорией ценностей" Макигути "Сока кёику гаккай" начинает распространять идеи нитирэнизма. В то же время, "Сока кёику гаккай" формально не считается религиозной организацией, что позволяет ей избежать давления, оказывавшегося властями в предвоенные годы на буддийские и необуддийские группы.

Во многом благодаря этому, организация быстро растет. Если на учредительном съезде "Сока кёику гаккай" в 1937 г. присутствовало всего 60 человек, то в 1940 г. в обществе состояло уже 500 человек, а в 1941 г. – 3000. В это время начинает издаваться новый журнал "Кати содзо" ("Созидание ценностей"), в котором появляется все больше материалов, связанных с религиозной тематикой. Фактически "Сока кёику гаккай" постепенно превращается в необуддийскую секту.

Приверженность Сутре лотоса как единственному объекту поклонения привела к конфронтации "Сока кёику гаккай" с властями, требовавшими от всех без исключения граждан участия в церемониях и ритуалах государственного синтоизма. В частности, члены "Сока кёику гаккай" отказались принимать амулеты святилища Исэ-дзингу – "обители божественной прародительницы японских императоров", что являлось однозначным выражением неприятия государственной идеологии. В ответ на это власти запретили собрания членов организации. В мае 1942 г. было приостановлено издание журнала "Кати содзо". В июле 1943 г. свыше 20 руководителей "Сока кёику гаккай" были арестованы. Все они, кроме Макигути и двух его ближайших сподвижников отреклись от своих взглядов и вскоре были выпущены. Макигути умер в тюрьме в 1944 г.

После войны ближайший ученик Макигути Дзёсэй Тода, который остался верен учителю и вышел из тюрьмы только накануне капитуляции Японии, привел "теорию ценностей" в соответствие с основными постулатами нитирэн-буддизма, сформировав таким образом собственную религиозную доктрину секты.

Организация была официально восстановлена в 1946 г. под названием "Сока гаккай" ("Общество созидания ценностей"). К моменту своей смерти в 1958 г. Тода удалось построить мощную, целостную организацию, в работе которой принимали участие уже 750 000 семей.

При следующем президенте "Сока гаккай" Дайсаку Икэда (с 1960 г.) деятельность секты выходит за пределы Японии. В на проходившей в январе 1975 г. на о. Гуам Первой международной конференции в защиту мира, в которой участвовали последователи "Сока гаккай" из разных стран, было создано объединение зарубежных организаций "Сока гаккай", получившее название "Сока гаккай интернэшнл". Икэда активно путешествует по миру, приобретая новых последователей. В 1987 г. он посетил Советский Союз, где был принят на самом высоком уровне, провел ряд официальных встреч и возложил цветы к могиле неизвестного солдата на Красной площади в Москве.

В 1964 г. на базе "Сока гаккай" была создана политическая партия "Комэйто" ("Партия чистой политики" или "Партия чистого управления"). После разделения "Сока гаккай" и "Комэйто" в 1970 г. секта продолжает оставаться главной массовой базой этой партии. В 1994 "Комэйто" была официально реорганизована в "Партию Новой границы", а в 1998 г. она была переименована в "Новую Комэйто".

Сочетание активной политической деятельности "Сока гаккай" и миссионерских устремлений привело к идее не только создания государства на основе "истинного учения" (нитирэн-буддизма), но и основания так называемой "третьей цивилизации". Идеологи секты считают, что созданный на основе христианства капитализм, как и базирующийся на материализме Маркса социализм являются "односторонними" цивилизациями, и только третья цивилизация с основой на заповедях буддизма, обобщающего идеализм и материализм, способна, по их мнению, преодолеть разногласия и открыть человечеству дорогу в светлое будущее.

Однако в последнее время высказывания представителей "Сока гаккай" на эту тему стали более осторожными. Если на съезде "Сока гаккай интернэшнл" в 1980 г. в сформулированных Икэда главных принципах деятельности упор делался на важность распространения "истинного буддизма" Нитирэна, то в его последующих выступлениях акцент был смещен на общечеловеческие ценности (достоинство жизни, культура и образование, уважение традиций и законов различных обществ). Если в 1980-е годы главная внешнеполитическая установка – "Одна нация на земле" (тикю миндзоку сюги) – подразумевала создание всемирной федерации, духовной основой которой стал бы "истинный буддизм", а центром – Япония, то к настоящему моменту целью объявлено создание "Форума человечества" как духовного единства, основанного на любви, взаимопонимании, желании узнать друг друга, в котором "глубинный гуманизм" "истинного буддизма" становится не целью, а лишь движущей силой.

2. Современная деятельность

В настоящее время "Сока гаккай" – одна из самых многочисленных и влиятельных общественно-религиозных организаций Японии. По официальным данным, она насчитывает в своих рядах более 10 миллионов семей-членов.

"Сока гаккай" активно участвует в общественной жизни Японии. Не секрет, что секта влияет и на политику, несмотря на то, что налоговое законодательство Японии запрещает религиозным организациям учреждать политические партии, участвовать в законодательном процессе, выборах и способствовать каким-либо образом политическим процессам.

"Сока гаккай" весьма глубоко вовлечена в выборы в верхнюю палату и местные выборы. Для членов секты сбор пожертвований на предвыборную кампанию партии Комэй то с тоит в одном ряду с богослужениями. "Сока гаккай" внушает своим членам, что борьба за голоса – то же самое, что и борьба со злом во имя распространения "истинного буддизма". Участие в предвыборной кампании считается весьма эффективным способом достижения глобального счастья.

Власть и влияние приносит секте колоссальные прибыли. Общий доход секты составляет 2,5 – 3 млрд. долларов в год. Большая часть дохода – пожертвования членов секты. В полдень после ночи Нового года в храмах "Сока гаккай" по всей стране проходит празднование, которое длится 3 дня. При входе в храм пришедший должен сделать пожертвование, средний размер которого – 50 долларов. В эти дни в храмы секты приходит около 3, 5 млн. последователей, соответственно, их вклад примерно равен 150 млн. долларов.

"Сока гаккай" стремится к влиянию не только в Японии, но и во всем мире. В качестве средства достижения такого влияния используются всевозможные антивоенные мероприятия. Поскольку считается, что первые лидеры "Сока гаккай" – Макигути и Тода пострадали именно за антивоенную деятельность, секта активно использует тему борьбы за мир в целях создания себе благоприятного имиджа на международном уровне. "Как заявил Дайсаку Икэда на посвященном 20-летию "Сока гаккай интернэшнл" фестивале, проведенном 28 января 1995 г. на Гавайях, "Сока гаккай интернэшнл в целях внесения вклада в дело созидания счастья людей и процветания мира отрицает войну и насилие в любой форме и поддерживает дух Устава ООН, тем самым приближая цель уничтожения ядерного вооружения и всеобщего отказа от войн".

Под лозунгом борьбы за мир секта проводит международные студенческие конференции, многочисленные экспозиции и выставки, издает серию "Призывы к миру", в которой собраны воспоминания переживших ужасы войны людей, собирает подписи о запрещении ядерного оружия, проводит демонстрации и митинги, осуществляет контакты со Всемирным советом мира и т. п.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М.: "Наука", 1968.
  2. Державин И.К. Сока-гаккай-комэйто: религиозно-политическое движение в послевоенной Японии. М.: "Наука", 1972.
  3. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика. М.: "Мысль", 1989.
  4. Латышев И.А. О роли религии в политической жизни Японии. // Современная Япония. М.: "Наука", 1964.
  5. Луцкий А.Л. О некоторых мировоззренческих проблемах современной буддийской литературы Японии. Критический анализ взглядов Дайсаку Икэды. // Человек и мир в японской культуре. М.: "Наука", 1985.
  6. Тамгинский Н.И. Япония: религиозно-политическое движение Сока-Гаккай-Комэйто. // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1985. М.: Главная редакция восточной литературы, 1986.
  7. Ткачева А.А. "Новые религии" Востока. М.: "Наука", 1991.
  8. Япония. Справочник. М.: "Республика", 1992.

Ю.Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)