Разновидность штундизма
Штундо-молокане представляли собой по сути протестантское течение, в отличие, например, от общих молокан, имевших выраженные признаки секты. Сами штундо-молокане называли себя "христианами евангельского вероисповедания" или "пресвитерианами". Данное течение также известно под названиями "штундо-евангелики" (в Самарской губернии) или просто "евангелики" (в Астраханской губернии). В Таврической губернии оно было известно под именем "новомолокан".
Происхождение данного течения относится к 1880-м годам, когда среди "Донских молокан" стали активно распространяться протестантские идеи. В следствие этого часть молокан приняла учение штундизма и образовала самостоятельную общину. Ее центром стало село Астраханка Бердянского уезда Таврической губернии.
Учение штундо-молокан изложено в "Кратких правилах веры христиан евангельского вероисповедания, пресвитериан", составленных главой таврических штундо-молокан 3. Д. Захаровым. Учение это практически не отличалось от штундизма. От молоканства осталось только крещение младенцев. При этом, в отличие от практики донских молокан, крестивших в три погружения, штундо-молокане стали крестить чрез единократное погружение. Отношение к крещению также было разным. Донские молокане считали крещение таинством, а штундо-молокане – лишь "внешним знаком" прощения грехов и принятия в церковь. Все остальные элементы вероучения также были чисто протестантскими: учение об оправдании верой, отрицание молитв за усопших и т. д. Особенностью учения штундо-молокан было их убеждение в необходимости рукоположения пресвитеров, из-за чего последователи течения называли себя "пресвитерианами". В 1908 г. в селе Астраханка была открыта специальная семинария для подготовки пресвитеров.
Молитвенные собрания штундо-молокан проходили также как и в других течениях штунды. Они состояли в чтении Библии, проповеди и пении псалмов.