Секта, восточная, на основе индуизма
В переводе с хинди Брахма Кумарис означает "Дочери Брахмы", секта также известна под названием Всемирный Духовный Университет "Брахма Кумарис".
1. Основатель: Дада Лекхрадж (Лекрадж, Леградж, Лехрадж) 1876 – 1969. Английский вариант: Dada Lekhraj или Lekh Raj. Дада – наименование старшего брата на языке маратхи.
Точных данных о его жизни практически нет. Известно, что Лекхрадж родился в семье школьного учителя. До своего "прозрения" был преуспевающим торговцем ювелирными изделиями. В 1937 году в шестидесятилетнем возрасте его посетило два видения во время медитации в доме своего друга в г. Варанаси (город – центр шиваизма). В первом видении в него в виде золотисто-красного света вошел Шива, во втором – ему было явлено, что скоро произойдет мировая катастрофа, в результате современный мир будет уничтожен и наступит "Золотой век". Тогда Дада оставил торговлю, взял новое имя "Шри Праджапита Брахма" (что означает "отец богов и создатель миров Брахма") и начал новую жизнь.
Первыми его почитателями стали его жена, дочери и сноха. В 1938 г. Брахма переехал в Карачи и основал общество "Ом Мандали", состоявшее практически из одних женщин. "Ом Мандали" почти сразу обрело скандальную репутацию: по большей части из-за того, что мужчины были не довольны тем, что их жены одни посещали дом чужого мужчины. Каждое утро до самой смерти Брахмы его последовательницы, почитавшие его как "Шива Бабу", т. е. воплощение Шивы, собирались, чтобы послушать его и совершить определенные ритуалы.
2. Время основания:
1937 г.
3. Место основания:
г. Варанаси (Северо-Запад Индии). Однако уже в 1938 г. Дада переехал в Карачи, где, собственно, и сложилось первое его общество – "Ом Мандали". Поэтому часто городом основания считают именно Карачи.
4. Регион распространения:
Индия, Страны Америки, Западной Европы, Россия
5. Местонахождение руководящего центра:
г. Мали-Абу, штат Раджастан
6. Организационная структура:
Секта представляет собой единую организацию, возглавляемую президентом и имеющую филиалы по всему миру. Контроль за деятельностью филиалов осуществляют вицепрезиденты.
"Брахма Кумарис" имеет многоуровневую структуру. Фактически занятия может посещать каждый, равно как и вносить пожертвования. Однако существуют и "постоянные члены" – преимущественно женщины. Возглавить общество может только женщина.
В настоящее время глава организации – Дади Джанки.
7. Базовая литература:
Мурли – главная книга "Брахма Кумарис", где прямая речь Дады Лекхраджа записана как слова самого Шивы.
Духовное знание и Раджа Йога: краткий курс. Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис. Маунт Абу (Раджастан) Индия, 1992.
Мысли на каждый день. Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис. Маунт Абу (Раджастан) Индия, 1992.
Хассиджа Б. К. Раджа Йога: метод и цель. СПб.: Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис, 1994.
Meditation & Jewels of Knoledge, Mount Abu, India: BKWSU.
Brahma: The Father of Humanity, Mount Abu, India: BKWSU.
8. Периодические издания:
Данных нет
9. Другие средства массовой информации:
Данных нет
10. Учебные заведения:
Сама секта как таковая претендует на роль единого учебного заведения – "Всемирного Духовного Университета". Занятия в "Университете" обычно проводятся дважды в день по полтора часа в больших группах (до 300 человек). В идеале каждая студентка должна учиться 4 года, а затем вести миссионерскую деятельность.
1. Истоки учения: индуизм (шиваизм)
2. Краткое изложение учения:
Подавляющее большинство духовных лидеров "Брахма Кумарис" – женщины. Возглавить общество может только женщина. Это не случайно, т. к. в шиваизме, из которого вышел "Университет" (но с которым на данный момент уже имеет мало общего), важны представления о единстве женского и мужского начала (Шивы и Шакти – его жены или его энергии). "Дочери Брахмы" в какой-то мере олицетворяют собой Сарасвати, жену бога Брахмы в индийской мифологии, а также Шакти, жену Шивы – они как бы повторяют извечный сюжет единения женского и мужского начала.
Как и большинство сект, "Брахма Кумарис" спекулирует на эсхатологических настроениях. Учение о конце мира и о новом "Золотом веке" лежит в основе космологии Праджапита Брахмы. Эта теория по-новому интерпретирует традиционное индийское циклическое представление о движении времени и бесконечном умирании и возобновлении вселенной.
Представления о Боге:
Шива, по учению Лекхраджа, является верховным богом. Он – создатель прочих божеств, мира и он же – их разрушитель. Последователи Лекхраджа верят, что Шива воплотился именно в нем, чтобы начать создание нового мирового устройства.
В отличие от традиций веданты, Лекхрадж отрицает вездесущность Брахмана (высшего Духа). Он утверждал, что учение о вездесущности Брахмана противоречиво, т. к. оно не объясняет существование зла. Как мир, где есть Бог, может быть несовершенным? Шива, по мысли Брахмы, обитает в "брахмалоке" (на некой планете) как "сознательная точка света", как некий "бестелесный свет". Один раз во время мирового цикла (который длится 5000 лет), а именно в период Кали Юги, Шива является на земле, чтобы открыть миру истину. Таким образом, сам Лекхрадж почитается как нисшедший бог наряду с Кришной и другими божественными аватарами, известными в индийской мифологии.
Энергия Шивы, как представилось Лекхраджу в видении в 1937 г., вошла в его тело, чтобы он мог наставить верных и помочь им скорейшим образом достигнуть "Золотого века".
Космология:
Мир, по учению "Брахма Кумарис" развивается по циклам, в которых события повторяют друг друга. Один мировой цикл длится 5000 лет. Каждый цикл разделен на 4 эпохи по 1250 лет: золотой век (Сат Юга), серебряный (Трета Юга), медный (Дварапа Юга) и железный (Кали Юга). На протяжении мирового цикла происходит постепенный упадок духовности и, следовательно, ухудшение мирового состояния. Первые две эпохи Дада Лекхрадж называл раем, последние – адом. В раю души пребывают в чистом, духовном состоянии, тела их легки и они без труда их сбрасывают для нового перерождения (которых насчитывается по 21 в каждую югу). Затем постепенно они теряют свободу: дух попадает под власть материи. В медном веке человек уже обременен узами брака и семьи. Изначально, по мнению Праджапита Брахмы, существовала единая религия, которую Шива открыл через бога Брахму – создателя мира (5000 лет назад единую религию принес Кришна). Затем, в аду, стирается представление о боге и возникают новые религии, которым также суждено пройти четыре стадии развития: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. (Это забавно, если учесть, что "ад" начался всего 2500 лет назад). Утверждается, что в конце железного века Шива вновь открывает изначальную религию через собственную аватару. Души, последовавшие за ним, не перерождаются более в железном веке, но возрождаются в золотом. Остальные же возрождаются до 84 раз – до истечения Кали Юги. В конце 5-го тысячелетия, по учению Брахмы, происходит мировая катастрофа, когда гибнет все человечество и наступает вновь золотая эпоха. Однако в золотой век не возродятся те, кто не стал браминами (последователями секты) при жизни: они родятся лишь в более поздние эпохи. В золотом веке один язык, одна религия, одно государство, которым правят Брахма (сам Лекхрадж) и Сарасвати. Таким образом, Шива приходит, чтобы спасти верных от лишних перерождений и обеспечить им жизнь только в золотое время, тогда как все прочие вынуждены страдать в оковах материи, изнуряемые плотскими страстями, болезнями, неудовлетворенностью.
Отметим, что Дада Лекхрадж сильно подсократил традиционные юги индуизма. Кроме того, в его теории вселенная не сворачивается совершенно, а лишь претерпевает мировую катастрофу, после чего вновь наступает время "Золотого века".
Представление о спасении
Души людей, по учению Лекхраджа, не сотворены, они единосущны, но не тождественны Шиве (являясь искрами его энергии). Живут они по законам кармы. Положительную карму, как капитал, можно преумножить, равно как и дурную. В этом моменте теории Дады, по видимому, сказалась его профессия торговца. Никакого окончательного освобождения учение не предусматривает.
Средством самосовершенствования и основным методом духовной практики провозглашается "Раджа-Йога" (духовная практика, которая приносит "большую прибыль, доход"). Причем, "Раджа-йога", практикуемая в секте, отличается от классической раджа-йоги: в ней нет телесных и дыхательных упражнений. Это название используется для того, чтобы подчеркнуть что метод секты – высший из всех методик ("царская йога").
Конечная цель раджа-йоги – не освобождение, а общение с богом. По представлению Лекхраджа, существует три мира: грубый, тонкий и мир бога. Раджа-йога – способ общения с богом, посещения мира Абсолюта. Она представляет собой медитацию с элементами самовнушения. Раджа-йога имеет два этапа:
1) медитация на "скрытый глаз", находящийся в центре лба, который, по мнению Лекхраджа, является источником энергии. Задача этого этапа – отождествление себя с душой, понимание того, что главное – дух, а тело – его оболочка. Для медитации также используются различные "мысли", предложенные учителем, или мантра "Ом шакти", что в изъяснении Брахмы значит "Я – спокойная душа". Эта мантра обычно также используется членами секты для приветствия.
2) Полет в мир Абсолюта, когда душа якобы освобождается от тела, чтобы посетить божественный мир.
В секте существует определенный почасовой план (включающий время с 3 до 22 часов). 5 минут из каждого часа предписывается отдавать медитации на определенные темы. Существует "График контроля" из 50 пунктов, включающий вопросы типа "Люблю ли я Брахму?".
1. Основные этапы истории
В 1937 году Даду Лекхраджа посетило два видения, открывшие ему некие духовные тайны, после чего он взял новое имя (как символ окончания старой жизни и начала духовного пути) Праджапита Брахма и основал свое общество.
В 1938 г. Брахма переехал в Карачи и создал там собственно то, что впоследствии стало "Духовным Университетом Брахма Кумарис" – общество "Ом Мандали", представлявшее собой подобие индуистского женского ордена.
В 1950 г. общество переехало в г. Маунт Абу (штат Раджастан), где по сей день находится главный центр секты.
Первые филиалы "Университета" на Западе появились в 1971 году. После кончины основателя эту должность занимала Дади Пракшмани, а затем – Диди Манмохини. Сейчас глава общества Дади Джанки.
В 1980 году секта вошла в число ассоциированных членов ООН как неправительственная организация – стала членом департамента общественной информации ООН. Это оказалось возможным благодаря одной из "прикрывающих" организаций "Всемирное сотрудничество за лучший мир". Кроме того, "Университет" с 1983 г. обладает консультативным статусом при экономическом и социальном советах при ООН и с 1990 г. – при ЮНИСЕФ.
В 1987 году Брахма Кумари Пракашмани, руководительница администрации "университета", была удостоена ООН звания "посланник мира".
В Россию, точнее в СССР, "Брахма Кумарис" проник в 1989 г.
2. Современная деятельность
"Всемирный Духовный Университет" заявляет о себе как о неполитической и нерелигиозной организации. В Маунт Абу "Университет" организует так называемые Всемирные конференции мира. Секта делает акцент, прежде всего, на гуманитарные программы, спекулируя на ценностях, которые сейчас так популярны: мир во всем мире, духовное развитие общества, здоровый образ жизни. Под лозунгами мира и духовности кроется учение о "Золотом веке" – мире под сенью Брахмы. Секта предлагает и собственные образовательные программы. Само ее название является хорошим примером мимикрии.
"Университет" расположен высоко в горах. Последователи секты верят, что там находится место концентрации божественной энергии, которая питает их души. По учению секты, когда после катастрофы наступит "Золотой век" на горе Абу будет восседать сам Брахма (Лекхрадж). Все здания "Университета" белого цвета. В центре университетского двора "Башня покоя" в память о "вознесении Брахмы в тонкий мир", т. е. о дне смерти Дады Лекхраджа. Его последователи верят, что их Баба (отец) в тонком теле из тонкого мира продолжает духовное руководство сектой. После "ухода" Лекхраджа главой "Университета" стала девушка по имени Радха, которой было дано имя Ягадамба Сарасвати (имя жены бога Брахмы).
В секте ежедневно происходят церемонии поклонения Лекхраджу (воплощению Шивы) – пуджи, которые представляют собой символическое кормление бога через "старших сестер", пение, танцы, принесение подарков "богу".
Лишь небольшое число последователей "Брахма Кумарис" работает в организации постоянно: большинство членов секты ходит на светскую работу. Ежедневно в 6 часов утра проходят всеобщие медитации для всех членов "Университета" в местных центрах. Брамины ведут аскетический образ жизни. Наиболее продвинутые члены секты приняли обет безбрачия, носят белую одежду и соблюдают строгую диету. Обстановка в центрах производит двусмысленное впечатление: люди в белых одеждах, практически не обращая друг на друга внимания, бродят по помещению и непрестанно твердят мантры (как правило, "ом шакти"), т. к. они верят, что от количества произнесенных слов зависит их духовность.
"Университет" существует на пожертвования. Часто члены секты жертвуют на ее нужды все свое личное имущество. По данным "Брахма Кумарис", около 250 тысяч человек по всему миру являются последователями движения.
С сектой связан ряд организаций, используемых для "прикрытия":