Протестантское течение, возникшее в Германии в эпоху Реформации
Название в переводе с греческого означает "перекрещенцы", поскольку одним из основных положений учения анабаптистов был тезис о необходимости сознательного восприятия христианства. Исходя из этого, они отрицали крещение младенцев, а тех, кто был крещен в детстве, перекрещивали.
Учение анабаптистов было наиболее радикальным отрицанием католичества, по сравнению с другими протестантами. Они принимали только Новый Завет, а Ветхий рассматривали как второстепенное приложение к нему. По их представлениям, Откровение, заключенное в текстах Св. Писания продолжалось и в современную им эпоху посредством мистического озарения свыше. Поэтому в их среде нередко встречались люди, считавшие себя "пророками". Спасение понималось ими сугубо индивидуально, поэтому они отрицали церковную иерархию и таинства. Они также особо подчеркивали свободу воли человека. Эти положения и помешали анабаптистам создать единую жизнеспособную организацию.
Начало движению положил суконщик Николас Шторх из г. Цвиккау в Саксонии, который знал Св. Писание и считался "пророком". Он начал проповедовать новое учение вместе с Томасом Мюнцером и Марком Штюбнером около 1520 г. Образовалось движение, главным образом, из представителей социальных низов, но вскоре проповедники были изгнаны властями из Цвиккау. Они направились в Виттенберг, где приобрели множество сторонников, среди которых было множество экзальтированных фанатиков. Некоторые в знак "возвращения к апостольским временам" носили особые одежды. Были распространены экстазы, вопли и плач – все это считалось действием Св. Духа. В то же время, движение приобрело некоторую социальную окраску: наиболее радикальные его представители требовали полного равенства во всем, отмены собственности и даже отмены брака и обобществления жен. Анабаптисты особенно нападали на науку, считая ее ненужной и уводящей от Бога. Под их влиянием 200 студентов Виттенберга бросили университет. Лютеру лично пришлось вмешаться, чтобы подавить движение в Виттенберге. В 1522 г. анабаптисты были изгнаны из Виттенберга.
Анабаптисты распространились по Германии, Швейцарии и Голландии в виде мелких автономных общин. В каждом городе вероучение было особенным, хотя были и общие положения: возврат к апостольским временам, крещение взрослых, отрицание Церкви как института, а также всех обрядов и таинств. Они также отрицали светский суд, присягу, военную службу и повиновение правительству. Большинство ждали скорого конца света, который по их представлениям должен был наступить в 1533 г. Уже в XVI веке анабаптисты делились на 40 различных направлений. Часть из них проповедовала насильственное свержение властей и установление на земле "тысячелетнего царства". В частности, Крестьянская война в Германии (1524 – 1525) проходила под сильным влиянием анабаптизма. Одним из ее лидеров стал Томас Мюнцер. После разгрома восставших и казни Мюнцера в 1525 г. многие анабаптисты бежали в Швейцарию и Нидерланды.
В 1529 г. из Нидерландов в Германию прибыли проповедники Иоанн Матисен и Иоанн Боккольд, которые выдавали себя за пророков. Их сторонники в 1534 г. захватили власть в Мюнстере и устроили в городе "Небесный Иерусалим" ("Мюнстерская коммуна") с кровавыми казнями, принудительным распределением имущества поровну и обобществлением жен. Вскоре город был осажден войсками Мюнстерского епископа. Матисен был убит в бою, а Боккольд объявил себя Мессией, выбрал 12 апостолов, короновался и устроил двор наподобие королевского. В 1535 г. город был взят. Боккольд и его приближенные были казнены. Вскоре после этого вспыхнуло восстание в Амстердаме, которое также было подавлено властями.
Подавление крестьянского движения и городских восстаний привело к особенно жестоким репрессиям против анабаптистов, в результате чего они бежали в Голландию, Моравию и Чехию. Позднее многие переселились в Северную Америку.
Постепенно анабаптизм утратил политический характер и приобрел пацифистские черты. Идеи анабаптистов оказали влияние на моравских братьев и индепендентов в Англии.