21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ШВЕТАМБАРЫ

Направление в джайнизме

Шветамбары, что означает "одетые в белое", – название части джайнов, после произошедшего в I веке разделения оставшихся на севере Индии. Монахи шветамбаров носили белые одежды, в отличие от дигамбаров, сохранивших завещанный основателем джайнизма Джиной Махавирой обет наготы.

Канон священных текстов шветамбаров, как и буддийский, иногда обозначается как "корзины" текстов (пидага). Он содержит несколько групп текстов, включающих, согласно различным джайнским подсчетам, от 45 до 50 единиц.

I. Ядро канона составляют 12 анг.

1) Айярамга-сутта ("Наставление о правильном поведении") – дисциплинарные правила для монахов в двух частях. В первой основное внимание уделяется обету ахимсы (невреждение всем живым существам делом, словом и даже мыслью), который подробно "расписан" в каждой возможной ситуации. В одном из разделов описываются аскетические подвиги Джины Махавиры. Вторая часть также регламентирует жизнь монахов и монахинь, наиболее подробно останавливаясь на правилах принятия милостыни и пищи. Прославляется самоубийство посредством голодания. В завершающих строках второй части описываются подвиги основателя джайнизма.

2) Суйягадамга, или "Анга, посвященная различению истинного и ложных воззрений". Основное внимание здесь уделяется тем препятствиям к достижению высшей цели, которые встают перед джайнским монахом: родственные узы, тщеславие и женские чары (этот момент рассматривается наиболее подробно). Резкой критике подвергается брахманистский ритуализм: если обрядовые омовения очищают, то самыми блаженными должны считаться рыбы и морские животные, и если огонь имеет священную силу, то к "освобождению" предназначены прежде всего кузнецы.

3) Тханамга – различные предметы джайнского учения в нумерологических классификациях в порядке восхождения от единиц до десятков предметов. Например, раздел четверок включает четыре типа корзин и учителей, четыре вида рыб и аскетов, десяток – 10 математических тем и т. д.

4) Самавайя – продолжение предыдущего текста, в котором предметы учения группируются уже в числах, больших, чем десятки: сюда включаются сами 12 анг, 18 разновидностей шрифта брахми и т. д.

5) "Возвышенное сообщение о наставлениях Джины Махавиры ученикам" – важный источник по джайнской "догматике", построенный в виде диалога Махавиры с его любимым учеником Гойямой Индрабхути, в котором Махавира отвечает на его вопросы. В разделе 15 дается подробное жизнеописание основателя джайнизма. Здесь же подробно расписываются мучения в адах и блаженства в райских обителях для праведников.

6) "Примеры и повествования о религиозной жизни" - сборник дидактических текстов в 24 главах, включающих по одному рассказу – новелле или легенде. Одним из типичных повествований является рассказ о шести царевичах, которые домогались руки красавицы-царевны, но разумная дева объясняет им, что женская красота является лишь внешней оболочкой весьма неаппетитных телесных субстанций, и они в результате отказываются от своего намерения и находят прибежище в монашеской общине Махавиры.

7) "Десять глав для мирян" – наставления для джайнских мирян, в которых рассказывается о подвигах образцовых джайнов, которые должны служить примером для подражания. В одном из лучших диалогов текста – беседа Джины с горшечником Саддалупуттой, мирским последователем Маккхали Госалы: после того как на вопрос Джины о том, как сделаны его горшки, тот отвечает, что сами собой, без всяких "усилий" (ибо их появление предопределено), Джина ставит его в затруднительное положение новым вопросом: как следовало бы поступить с тем, кто их разобьет? Наказать его было бы неправомерно, ибо его проступок, по логике учителя, тоже неизбежен.

8) "Десять глав о закончивших жизнь постом и Десять глав о достигших высшего неба" построены по единому плану: в первой снова прославляются достигшие "освобождения" посредством описываемого здесь в подробностях вида религиозного самоубийства посредством голода (саллекхана), во второй разъясняется, как они достигают неба.

10) "Вопросы и ответы" – катехитический текст, предметом которого являются этические нормы и запреты. Центральное место занимает система пяти обетов: ахимсы, целомудрия, избежания лжи, воровства и стяжательства.

11) "Наставление о вызревании кармы" – поучения, иллюстрирующие действие закона кармы. Текст составлен в форме диалога, в котором Джина наставляет Гойяму Индрабхути о тех "кармических причинах", по которым люди становятся несчастными. Одним из примеров является тяжелобольной, который в одном из предыдущих рождений был врачом, прописывавшим своим пациентам мясную диету.

12) "Обсуждение различных взглядов" до нас не дошла, но ее содержание известно из других источников. Пять ее разделов были посвящены подготовке к пониманию джайнских наставлений, опровержению доктрин других школ, 14 начальным текстам Джины, легендам о тиртханкарах и других знаменитостях, а также "дополнениям".

II. Вторым по значимости слоем Джайнского канона являются 12 увамг (дополнительные "члены").

1) Увавайя ("О достижении существований") – трактат, иллюстрирующий действие закона кармы. В первой части Джина рассказывает царю Кунье о том, как воздаяния за добрые и злые дела соответствуют рождению среди обитателей ада, животных, людей и богов. Во второй Гойяма Индрабхути вопрошает Джину о последствиях действий и выясняет, что каждое существо за злые дела получает воздаяние, а те, кто таких дел не совершал, возрождаются в одном из 12 божественных миров. Обретшие полноту знания благополучно пересекают границы вселенной.

2) "Наставление царю Прасенаджиту" – диалог между джайнским монахом Кеси и царем Пайеси, который вначале настаивает на том, что души нет, и пытается обосновать этот тезис экспериментами с приговоренными к смерти преступниками, а затем, выслушав аргументы монаха, отказывается от своих материалистических взглядов и обращается в джайнизм.

3) Джива-аджива-абхигама ("Учение о душе и не-душе") и Паннаванасутта ("Наставление о познании") – классификации живых существ и описания океанов, материков, божественных миров, а также этнографические характеристики "арьев" и "варваров".

4) Сурапаннати ("Описание солнца"), Чандапаннати ("Описание луны") и Джамбудвипа-паннати ("Описание земли") – своды джайнской астрономии и мифической географии.

5) Последние пять увамг объединяются в общий текст – Нирайвали-сутту: содержанием соответствующих текстов являются адские страдания ближайших родственников царя Аджаташатру (сам он как покровитель джайнизма оценивается весьма высоко); значительно лучшая участь десяти их сыновей; почитание спустившимися на землю в колесницах небожителями (обоего пола) Джины Махавиры; обращение двенадцати царевичей династии Вришниев джайнским праведником Ариттханеми.

III. Десять текстов Паинна – "фрагменты", представляющие собой дидактические поэмы, посвященные "четырем прибежищам" джайнизма: "святым" (архаты), "совершенным" (сиддха), "благочестивым" (садху), самому джайнскому учению (дхарма), способам ухода из мира достигших и не достигших полного совершенства, неожиданным смертям, учителям с учениками и классификациям богов. В Тамдулавейялийе, в диалоге Джины с его любимым учеником, рассматриваются проблемы анатомии, физиологии и джайнской "антропологии" в целом.

IV. Шесть Чхейя-сутт – текстов, систематизирующих дисциплинарные правила для монахов. Четвертая, "Десять разделов по правильному поведению", приписывается традицией знаменитому подвижнику и философу Бхадрабаху, но реально является компиляцией трех отдельных текстов. В первом описываются биографии прошлых джин и основателя джайнизма; во втором – список джайнских школ, и х "филиалов" и основателей; в третьем - собственно правила для монахов, в частности предписания на сезон дождей.

V. Четыре Муля-сутры ("корневые сутры") – собрание назидательных притч, баллад и дидактических диалогов. Вместе с тем, текст является немаловажным источником по истории индийской мысли, представляя конфронтацию джайнских и "ложных" позиций и критику брахманистского ритуализма.

VI. Неклассифицируемые Нанди-сутта и Ануйогадара-сутта – энциклопедические своды знаний для джайнского монаха. Первый из этих текстов посвящен тиртханкарам, главам джайнских школ и учителям. Оба текста содержат свидетельства о неджайнских учениях и дисциплинах знания.

В V в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого рукописи авторитетных текстов были канонизированы.

У шветамбаров существует подобие орденов или братств мохахов и мирян – гаччха. Эти братства возникали с XI по XIII века. По преданию, было основано 84 братства, но на сегодняшний день сохранилось только три: Кхаратара-гаччха, Тапа-гаччха и Анчала-гаччха.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)