19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ГНОСТИЦИЗМ

Синкретическое религиозно-мистическое течение

Прежде всего, необходимо разграничить понятия гностицизм и гнозис.

Под гнозисом следует понимать некий особый склад мысли (или менталитета), претендующий на исключительное обладание знанием. Гнозис может спонтанно возникать в рамках уже существующих религиозных систем (например, среди философствующего язычества, иудаизма, христианства). При этом он мог оставаться как достоянием отдельной личности, так и трансформироваться в отдельное религиозное движение (например, герметизм). Происхождение гнозиса не стоит искать в какой-то отдельной конкретной религии, стране, деятельности религиозного лидера. Это скорее особый религиозный настрой, религиозность, которую можно встретить и в современной философии.

Под гностицизмом же следует понимать конкретное религиозное явление: определенное, изначально связанное с христианством, движение первых веков нашей эры, которому присущи определенные черты.

Тексты и учения, которые мы прежде всего называем гностическими (и которые впервые получили название "гностицизм" от современников) появились в I – III вв. н. э. и постепенно утратили свое значение (и исчезли) в III – IV вв. Сюда относятся учения Симона Волхва (Мага) и его учеников Менандра и Саторнила, Валентина, Кардона, Василида, Карпократа и его ученицы Маркеллины, а также Маркиона, офитов и другие аналогичные им доктрины. Но периодически мы можем наблюдать появление гностических идей и в более поздних религиозных и философских учениях. Чистым гностицизмом, например, является лурианская каббала (мистическое течение в иудаизме, основанное Ицхаком Лурией в XVI в.). Неожиданно воскресает гностицизм и в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX вв. Некоторые гностические идеи можно проследить в различных современных религиозных течениях, например, в движении "New Age".

Генезис

В основе гностицизма лежит попытка создания единой синтетической религиозно-философской системы. Однако сведение этого явления всего лишь к синтезу иудаизма, христианства, зороастризма и эллинистической философии отнюдь не исчерпывает всей его сути. Гностицизм не был простой мозаикой элементов, за гностическими концепциями стояла определенная установка сознания, которая причудливым образом преломлялась в пестром синкретизме первых веков нашей эры.

Гностицизм первых веков христианства стремился быть религией, т. е. некоторым единством ведения и жизнедеятельности, которые оправдывались верой. Поэтому наряду с философскими построениями мы можем найти в нем религиозный культ и религиозно-нравственную деятельность.

Возникновению гностицизма способствовал ряд фактов. В первую очередь это завоевание Востока Александром Великим (334 – 323 г г. до Р. Х.), которое стало поворотной точкой в истории Древнего Мира. Объединение Востока и Запада, начало которому положил Александр, было подготовлено с обоих сторон. Созданное Александром пространственно-культурное единство скрепляло эллинистически ориентированный синтез, который создавал почву для различных религиозных движений.

Заимствованные с Востока культы обладали рядом идей, необходимых для античного мира. К таким идеям можно отнести универсальный характер божества, монотеизм и мессианизм. Религиозно-культурные взаимодействия породили множество новых религиозно-философских течений. К началу нашей эры весь эллинистический мир был переполнен неким предчувствием новой универсальной религии, на роль которой как раз и претендовал гностицизм. Попыткой найти одну, универсальную религию и определялся религиозно-философский синкретизм первых веков нашей эры. В этом смысле синкретический гностицизм являлся альтернативой монолитному христианству Церкви.

Гностицизм возник на стыке христианства, языческой мифологии, античной философии и культов Востока, т. е. изначально он должен был стать синтетическим учением. Однако синтез подразумевает соединение множества в некое цельное единство. В то же время, сложные, противоречивые учения гностиков трудно определить как "единство". Ведь с самого начала они пытались соединить воедино по сути несочетаемые элементы, такие как христианское и языческое мировоззрения. В результате попытки такого синтеза возникли характерные для гностицизма сложные представления о божестве, множественных эманациях, эонах и посредниках.

От восточных культов зачастую брались только внешние формы, тогда как смысл философских терминов искажался – гностики даже не всегда были хорошо знакомы с философскими учениями, на которые ссылались. В большинстве случаев философские термины обозначали лишь нечто связанное с духом, божеством. Это позволяет утверждать, что в гностицизме мы имеем дело скорее не с синтезом, а с псевдосинтезом.

Характерные черты гностических учений

Весь видимый материальный мир гностики считали абсолютным злом, темницей духа, порабощенного материей. Освобождение из этой темницы достигается через причастность к гнозису, а также через постижение природы собственного духа как частицы Единого Истинного Бога.

Согласно представлениям гностиков, чувственный (материальный) мир возник в результате трагической ошибки (или вторжения сил Тьмы в мир Света). Изначально существовала Плерома – полнота бытия, которая самообнаруживалась, являя себя в особых сущностях – эонах. Гордыня одного из этих эонов (чаще всего, Софии) привела к созданию материального мира, который является низшим из всех миров. Следствием такой установки являлся непримиримый антагонизм между миром и Богом (в большинстве случаев отождествляемым с Плеромой).

Спасение представляется гностикам как полное избавление от материальности, уход из чувственного мира. В злом материальном мире человек никогда не будет счастлив, он всегда будет ощущать себя потерянным. Но существует возможность спасения: Плерома стремится восстановить свою целостность, для чего посылает новый эон (в большинстве случаев Христа), который обучает избранных спасительному высшему гнозису. Телесность Иисуса обычно считается видимой (см. докетизм).

Для восстановления изначального единства Плеромы необходимо, чтобы все частички Света освободились от власти материи. После того как все они покинут материальный мир, материя (зло как таковое) прекратит свое существование (будет уничтожена).

Большинство гностиков признавали также некую тайную традицию, которая досталась им не только от библейских пророков (Адам, Сиф, и т. д.), но и от других мудрецов прошлого (Гермес, Зороастр, Зостриан, Никофей, Аллоген). Надо отметить, что в некоторых гностических учениях большая роль отводилась женщине (иногда в апокрифической литературе именно женщины получали от Иисуса истинный гнозис).

Образ жизни большинства гностиков был аскетическим (исключение составляет учение Карпократа). Без аскетизма невозможно спасение. Человек должен преодолеть все привязанности и влечения, стать бесстрастным. Собственно, гнозис и состоит в том, чтобы осознать, что материя – это зло и для освобождения человеку необходимо отречься от всего материального. При этом, все люди делились гностиками на "телесных" (соматики или гилики), "душевных" (психики) и "духовных" (пневматики). К духовным относились собственно гностики, к душевным – христиане и те, кто стремятся к высшему знанию, но пока не достигли его, всех остальных обычно относили к телесным, которые обречены на погибель. Только пневматикам доступна тайна гнозиса, только они спасутся после Конца Света. Психикам же будет дан второй шанс в новом воплощении.

Гностики отвергали Ветхий Завет, хотя в большинстве случаев были знакомы с еврейской традицией. Ветхий Завет для них был созданием злого Бога-Демиурга. В своем богословии гностики опирались на Новый Завет (создание Истинного Бога), прежде всего, на послания апостола Павла (хотя некоторые гностики наоборот отвергали именно его послания).

Еще о дной особенностью учения гностиков является то, что свои учения они предпочитали излагать не понятийным языком, а образами, мифами, символами, с использованием множества метафор и поэтических оборотов. Именно поэтому их учения невозможно трактовать буквально.

Гностицизм долгое время оставался постоянным спутником Церкви. Христианство оказало огромное влияние на гностицизм, однако и гностицизм повлиял на становление христианского богословия. В частности, именно в ходе полемики с гностиками были выработаны такие важнейшие элементы христианского учения как, например, идея апостольской преемственности. Канон Священного Писания был сформирован также с целью отделить аутентичные христианские тексты от гностических апокрифов, авторство которых приписывалось апостолам или библейским пророкам.

Существовал целый ряд христианских писателей, которых впоследствии стали называть антигностиками (св. Ириней Лионский и др). Большинство их трудов посвящено именно полемике с гностицизмом. Впрочем, некоторые гностические идеи подвергаются критике уже в новозаветных текстах, в частности, в посланиях св. Иоанна Богослова. Благодаря трудам Отцов Церкви проникновение гностических идей в христианскую среду было остановлено. К IV в. гностицизм фактически сошел на нет. Однако гностические учения, часто видоизмененные, продолжали существовать в тайных сектах мистического толка. В ходе истории они время от времени прорывались наружу в виде еретических течений, таких как богомилы, катары (см.) и др.

Если проследить историю гностических идей, можно заметить интересную тенденцию: влияние гностицизма усиливается в кризисные эпохи. Социальные кризисы сопровождаются крушением целостности мировоззрения, потерей духовных ориентиров. Это создает благодатную почву для возникновения синкретичных учений. Наше время не является исключением. Широко распространенное сегодня движение "New Age" и примыкающие к нему секты несомненно имеют гностическую природу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Высокий герметизм. – СПб: Азбука; Петербургское востоковедение, 2001. – 416 с.
  2. Гермес Трисмегист и герменевтическая традиция Востока и Запада. – Киев: Ирис; М: Алетейя, 2001, 623 с.
  3. Гностики или о "лжеименном знании" – Киев: Уцимм-пресс, 1997. – 476 с.
  4. Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. Т. 3: Соперники христианства. – СПб, 1907. – 406 с.
  5. Карасев Н., свящ. Путь оккультизма: историко–богословские исследования. – М: Пренса, 2003. – 368 с.
  6. Йонас Г. Гностицизм – СПб: Лань, 1998. – 384 с.
  7. Карсавин Л. П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид) // Малые сочинения – СПб: Алетейя, 1994. с. 58-76
  8. Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фраянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л: Лениздат, 1988. – 334 с.
  9. Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. – М: Присцельс, 1997. – 455 с.
  10. Поснов М. Э. Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним – Киев, 1917.
  11. Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан – М: Политиздат, 1980. – 198 с.
  12. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. – СПб: РХГИ, 1998. – 480 с.
  13. Трофимова М. К. Историко-культурные вопросы гностицизма – М: Наука, 1979. – 216 с.
  14. Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте – М: Присцельс , 1997. – 374 с.

Вероника Багрова


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)