Христологическая ересь.
Известна также под именем евтихианства.
Учение возникло в Византии в V в. Оно обязано своим происхождением Константинопольскому архимандриту Евтихию, который, в противоположность ереси несторианства, разделявшей в Лице Иисуса Христа Божество и человечество, учил, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено Божественным, поэтому в Нем следует признать только одну природу – Божественную.
Евтихия поддержал Константинопольский Патриарх Диоскор. При помощи императора Феодосия II монофизиты насильственно насаждали свое учение, смещая со своих кафедр ортодоксальных церковных иерархов. Под давлением императора и Патриарха в 449 г. был созван Эфесский собор, получивший название "разбойничего", который официально утвердил монофизитство в империи. Однако многие иерархи, священники и рядовые верующие не признали ереси и продолжали отстаивать ортодоксальное учение (о существовании двух природ во Христе). На Халкидонском Соборе 451 г. монофизитство было окончательно осуждено, а также была выработана формула, согласно которой божество и человечество соединились во Христе "неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно".
В ряде Восточных Церквей (Коптской, Сирийской, Армянской и др.) учение Халкидонского Собора не было принято, отчасти по политическим мотивам – монофизитство стало знаменем сепаратизма. В центрах провинций вспыхнули восстания монофизитов: в Александрии (457), в Иерусалиме (458) и Антиохии (468). После утверждения ортодоксии императором Маркианом, монофизиты стали преследоваться как еретики.
Те Восточные Церкви, которые отвергли постановления Халкидонского Собора и до сих пор придерживаются монофизитства, обычно называют "дохалкидонскими" (см. Древневосточные Церкви).