В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований. Средневековые секты иногда формировались и вокруг неортодоксальных богословов, которых было весьма много, поскольку тяга к богословским знаниям была велика и по всей Европе постоянно проводились ученые диспуты. Впрочем такое случалось нечасто. Такие группы формировались исключительно из студентов, кочевавших от одного преподавателя к другому, поэтому эти секты были весьма неустойчивыми и быстро распадались.
С точки зрения вероучения, средневековые ереси отнюдь не представляли собой единого целого. Среди них встречались учения, в основе которых лежал возрождавшийся гностицизм (богомилы, альбигойцы или катары). Другие, не имея развитой богословской системы, строили доктрину исключительно на критике Церкви, пытаясь подражать придуманным ими самими идеалам апостольских времен (вальденсы). В Средние века сохранялись и наследники всевозможных древних ересей, терзавших Церковь в первые века христианства и до конца так и не уничтоженных (таковы, например, различные группы антитринитариев). Целый ряд сект возник в результате подъема национального самосознания. Их последователи противопоставляли себя католичеству именно как вселенской вере, мечтая о создании независимых национальных христианских общин. Таковы чешские братья или польские братья. Эти общины стали предтечами позднейших протестантских церквей.
Наиболее благоприятными регионами для распространения ересей в Средние века являлись Восточная Европа и юг Франции. Здесь христианство было менее укоренено и языческие традиции имели большее влияние на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние на политическую жизнь Европы. Так было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.
Ю. Д.
Разделы: