Секта, разновидность хлыстовства
Секта также известна под названиями "никифоровщина", "кобызевщина" или "ивановщина".
Название "монтаны", вероятно, было дано этой секте православными миссионерами, по ее сходству с древними монтанистами. Сами сектанты именовали себя "духовидцами", поскольку якобы могли в экстазе видеть Духа Божия. Их также называли "смехорыдающими" из-за истерического смеха или рыданий во время молитвы.
Секта возникла в 1835 г. в селе Дубовый Умет Самарского уезда. Ее основателем стал крестьянин Василий Белопортков, переселившийся сюда из села Ическов Алатырского уезда Симбирской губернии. Однако вскоре секту возглавил крестьянин села Прислонихи Сызранского уезда Василий Никифорович Щелков (умер 13 мая 1855 г.). Его называли Никифоровичем и почитали больше чем основателя. Ходя по заволжским селам и деревням, он проповедовал, что достичь спасения можно только через чистую целомудренную жизнь. Брак он отрицал, называя его "скверной".
Учение секты во многом напоминает хлыстовское. Монтаны отвергали воплощение Сына Божия, утверждая, что Дева не могла родить Бога. Они учили, что с неба на землю сходил Бог Саваоф во плоти. Здесь Он из апостолов выбрал Себе Сына, которого назвал избранным Своим Сыном Божиим. Сын Божий жил на земле только среди избранных праведных людей, и теперь Он общается только с праведными (т. е. монтанами). Во время радения Христос якобы является некоторым из них и беседует с ними "усты ко устам".
Радения монтанов проходили в т. н. "святом кругу", где они с пением своих особых песен крутились до исступления на одной ноге, после чего начинались бессвязные "пророчества". Все это объяснялось сошествием на участников радения Св. Духа. Иногда после этого происходили взаимные бичевания и самобичевания.
Собрания сектантов обыкновенно проходили в просторной избе, при этом пред иконами зажигалось множество свечей. Мужчины приходили на моления в белых длинных рубахах и широких шароварах, а женщины в обычной одежде, но как мужчины, так и женщины ходили босиком, держа в руках платки, свернутые трубочками.
После радения монтаны садились за общий стол, "яко бы на Господню трапезу в царствии небесном, ликуя все вместе, подобно ангелам и святым". Пред едой пели собственные стихи и "Святый Боже, Святый Крепкий". По окончании трапезы, которая могла продолжаться до рассвета, все расходились по домам.
При вступлении в секту избирались крестные родители и на неофита надевали особый крест. Новообращенный должен был дать клятву, что сохранит в тайне учение монтанов.
При этом монтаны не избегали православных храмов, наоборот, они отличались особым рвением на церковной службе. Не знавшие об их принадлежности к секте люди считали их истовыми православными. Членов секты отличали только по одежде: все их мужчины носили белые рубахи с прямым воротом, а женщины черные сарафаны с белыми рукавами и повязывались белыми платками.