Оккультная секта японского происхождения
Другое написание "рэйки". Секта также известна под названием "Система естественного исцеления Усуи".
Японское слово "рейки" состоит из двух иероглифов ки (китайское ци) и рэй. Вместе они означают "универсальная жизненная сила" или "жизненная энергия текущая через все".
Последователи "Рейки" верят в существование некой безличной силы, управляющей вселенной (возможно, заимствование из даосизма). Однако говорится и о Боге: "Есть великое пространство, которое нас окружает – Вселенная. Есть великая и бесконечная энергия. Она универсальна... ее первоначальный источник – это Творец... Это Природа. Это Бог: сила, которую Он делает доступной тем из своих детей, кто этого ищет. В японском языке это обозначается словом рейки" (Из интервью Хавайо Таката калифорнийской газете Сан-Матео Таймс, 17 мая 1975 г. Цит. по: Дворкин А. Л. "Сектоведение",Н. Новгород, 2002, с. 750)
Собственно "рейки" – это "невидимая вибрирующая духовная энергия" или "излучение, подобное радиоволне". Мастера "рейки" пишут: "Рейки – это энергия самого космоса... Мастер передает ученику энергию Рейки в ее чистом, концентрированном виде, и в теле ученика открывается канал для ее проведения (...) Энергия Рейки поступает к целителю через верхнюю чакру и выходит через кисти рук" (Цит. по: Дворкин А. Л. "Сектоведение", с. 749). При этом существует некий резервуар энергии Рейки, созданный мастерами прошлого.
Сторонники учения считают "рейки" древнейшей целительской практикой, которая якобы существовала в разных культурах, но впоследствии была забыта и восстановлена лишь на рубеже XIX – XX веков в Японии.
В действительности лечение в "Рейки" происходит во многом благодаря различным видам внушения. Прежде всего, пациент должен расслабиться, для этого создается соответствующая атмосфера: негромкая музыка, приглушенный свет, аромат благовоний... Мастер растирает тело больного кунжутным или другим растительным маслом. Процедура повторяется достаточно часто в течение 3 – 4 недель. Пациенту внушают, что через руки мастера в него входит таинственная целительная энергия.
Для определения источника заболевания мастер прикасается к разным частям тела. Считается, что над больным местом он чувствует легкий зуд в ладонях. Примечательно, что в отличие от других терапевтических сект, в "рейки" допускается параллельное использование обычного медикаментозного лечения. При этом никаких гарантий исцеления посредством "рейки" не дается, поскольку мастер не может контролировать "рейки". Если человек не исцеляется, значит он сам не позволяет энергии проникнуть в себя. Создается беспроигрышная ситуация: если больной выздоравливает – это заслуга "рейки", если нет – это вина самого больного.
Человеком, якобы восстановившим "рейки" считается Микао Усуи (другое написание Юсуи). Данных о его жизни практически нет. Есть только фотография пожилого японца и могила, на которой написано, что "рейки" – тайный способ достижения счастья.
Считается, что Микао Усуи был монахом, но неизвестно каким: по одним данным, буддийским, а по другим – католическим. Некоторые даже утверждают, что он был католическим священником или протестантским пастором. Его также называют директором небольшого христианского института и "доктором".
В источниках "рейки" (см. "Рейки" М., 1992) сообщается, что Микао Усуи много лет искал "путь обретения духовного равновесия и физического здоровья". В ходе своих размышлений он задался вопросом, почему Иисус и апостолы могли чудесным образом исцелять больных, а современные христиане эту способность утратили. Семь лет он странствовал по Европе, Азии и Америке в поисках ответа, изучал древние христианские и буддийские манускрипты. Наконец, он отыскал поучение Будды о том как исцелять болезни. После этого он в течение 21 дня постился и медитировал на священной горе Кираяма близ Киото, хотя настоятель местного буддийского монастыря предупредил его, что это может быть опасно для жизни. В итоге Усуи ощутил луч света, нисшедший с неба и пронзивший его насквозь. Он впал в состояние транса, а когда пришел в себя, обнаружил, что может исцелять наложением рук.
По предположению немецкого протестантского исследователя Томаса Гандоу, идея "рейки" возникла в результате неверного понимания изображения Христа с лучами, исходящими от ладоней. Литографии с таким изображением были широко распространены среди католиков в конце XIX – начале XX века, в том числе в Японии. Лучи могли быть восприняты японскими буддистами как некая "энергия", с помощью которой Христос исцелял людей.
Непосредственным учеником Усуи считается бывший морской офицер Чуджиро Хайаши. Именно ему Усуи перед смертью доверил сохранение в неприкосновенности сущности его поучений, а также сообщил дар исцелений. Хайаши основал клинику в Токио, где в 1935 г. исцелил молодую пациентку Хавайо Таката, впоследствии ставшую первым проповедником "рейки" на Западе. Она в течение 40 лет распространяла учение в Канаде и США и обратила очень многих. За свою жизнь подготовила 22 мастера "рейки". Хайаши сделал себе харакири незадолго до начала войны Японии с США, после чего Таката стала главой клиники и сформировавшейся вокруг нее секты. Хавайо Таката умерла в декабре 1980 г., главой секты стала ее внучка Филис Фурумото.
В практике "рейки" существует несколько уровней. Посвящение в мастера платное и стоит весьма дорого. Чтобы стать "мастером рейки первой степени" необходимо пройти несколько семинаров и практических занятий. Инициация происходит через возложение рук. Утверждается, что мастера первой степени могут исцелять прикосновением. За гораздо большую плату можно получить инициацию второй степени. "Мастер рейки второй степени" может исцелять на расстоянии. Посвящение в мастера третьей степени стоит несколько тысяч долларов, однако получивший такое посвящение может сам инициировать новых мастеров и, соответственно, получать значительную прибыль. В 1980 г. в мире имелось всего 22 мастера 3-го уровня, сегодня их уже несколько тысяч.
В Россию учение "рейки" было занесено в начале 1990-х годов. К 2000 году в нашей стране действовало уже 250 мастеров "рейки". Примечательно, что цены на посвящение в России на порядок ниже, чем на Западе. Некоторые российские мастера формируют собственные секты (см. Кадуцей).