Монофизитское течение
Другие названия: автортодокеты, автортолатры, юлианисты, гайяниты.
Название происходит от греческого aphthartos – “нетленный” и dokeo – “кажусь”.
Основателем этого течения считается епископ Юлиан Галикарнасский. Оно сформировалось в 519 г., после низложение монофизитских иерархов на Востоке.
Последователи Юлиана Галикарнасского полагали, что тело Иисуса Христа было нетленно и в действительности не умирало, поскольку, как и все монофизиты, они признавали только одну природу во Христе – божественную. Т. к. ничто божественное не может быть смертно, следовательно, тело Иисуса также не могло подвергнуться смерти.
Кроме того, согласно их представлениям, Христос чувствовал голод, жажду и т. п. или только видимо, или по собственному желанию, а не по природе.
Наиболее ревностным защитником этого учения был Александрийский архидиакон Гайан, по имени которого течение также получило название гайянитов.
Афтартодокеты разделялись на актиститов, признававших тело Иисуса несотворенным, и ктисголартов, признававших Его тело сотворенным.
Учение афтартодокетов было осуждено как ересь на IV и V Вселенских Соборах.
Некоторое время они сохранялись как самостоятельное течение на Востоке, за границами Восточной Римской империи, но затем исчезли.