19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

СЕКТЫ

Секты и ереси существовали во все времена во всех религиозных системах. Отчасти этот факт объясняет сама природа человека, поражённая грехом гордыни и непослушания. Каждый, считающий себя знатоком, настойчиво пытается доказать, что именно он лучше других осведомлён о том, каков Бог "на самом деле" и какова Его воля в отношении мира и человека. При этом у всякого, даже самого абсурдного учения, находятся ревностные последователи и защитники, принимающиеся активно пропагандировать "открытие" нового "пророка". Такова приблизительная и наиболее общая схема возникновения лжеучений. Впрочем, в истории число сект не всегда было одинаковым. В определённые периоды, как правило, связанные с временами относительной стабильности, количество сект фиксировалось на некотором известном уровне или даже шло на убыль. Напротив, в другое время их число резко возрастало. Сегодня в России мы как раз наблюдаем период бурного расцвета сектантства на всей территории страны. Похожая ситуация наблюдается также в других республиках бывшего Советского Союза и в большинстве стран Восточной Европы. При этом необходимо иметь в виду, что все без исключения секты враждебно настроены по отношению к ортодоксальному христианству, какой бы конфессией оно не было представлено. Не может не настораживать тот факт, что увеличение числа последователей сект превышает рост численности христиан порой в несколько раз. Это создаёт реальную угрозу для традиционных христианских конфессий в Восточной Европе и, прежде всего, в России.

Вовлечённые в секту люди подвергаются специальной психологической обработке, ведущей к потере самостоятельности мышления и попаданию в полную зависимость от руководителей секты. Способствуя духовной и интеллектуальной деградации своих последователей, секты наносят непоправимый ущерб не только самим этим людям, но и всему обществу в целом, тем более, что идеологи некоторых сект выступают и против общечеловеческих ценностей, т. к. в их основе лежат ценности христианские.

1. Основные понятия.

Различными богословскими и религиоведческими школами для обозначения разных оттенков одного и того же явления используются такие термины как секта, тоталитарная секта, культ, деструктивный культ, новое религиозное движение, независимое религиозное течение и т. д. При этом каждая из школ вкладывает в эти понятия свой особый смысл. Итак, что же такое секта?

Слово «секта» происходит от латинского secare — «отделять» или от sequi — «следую» Первоначально оно означало: «школа», «учение». Сегодня существует несколько взглядов на определение понятия «секта». Рассмотрим их по порядку.

а) В современном неконфессиональном религиоведении (стоящем на позициях атеизма) секта определяется как "оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям" («Основы религиоведения» М., ВШ., 1994, с. 60). Этому типу религиозного объединения присущи определённые характерные признаки, такие как претензия на исключительность, равенство членов и т. д. Несмотря на то, что ряд признаков указан верно, такое определение секты представляется слишком общим. Оно, в принципе, повторяет марксистское определение секты как "совокупности религиозных групп и общин, отделившихся от господствующего религиозного направления и оппозиционных по отношению к нему". Под это определение подходит целый ряд протестантских деноминаций, которые никак не могут быть отнесены к сектам.

b) Сами протестанты (главным образом, евангелисты и баптисты) выделяют два понятия: «секта» и «культ». Под сектой обычно понимается иерархически независимое религиозное объединение в рамках той или иной конфессии. Так, некоторые американские баптисты называют себя сектантами, воспринимая слово «секта» исключительно в положительном смысле. Впрочем, и между баптистами в этом вопросе единства нет. Для обозначения неортодоксальных, с точки зрения евангелического христианства, групп используется термин «культ». При этом к культам относят не только течения, имеющие христианское происхождение (свидетели Иеговы, мормоны, христианская наука и т. д.), но также те группы, которые не имеют никакого отношения к христианству, но действуют в традиционно христианских странах (например, всевозможные «гуру-движения»). К наиболее опасным, с социальной точки зрения, «культам» прибавляется эпитет «деструктивный».

Для нас термин «культ» неприемлем уже потому, что само это слово в русском языке имеет совершенно другой смысл. Оно означает почитание кого/чего-либо (от латинского cultus — «уход», «почитание»), и не имеет столь чёткого отрицательного значения, какое вкладывают в него протестанты. Например, когда мы говорим о культе Божией Матери Фатимской, известном католикам всего мира, то вкладываем в понятие «культ» положительный смысл. Для протестантов же любой культ является страшным кощунством и ересью, поэтому само слово всегда имеет отрицательный оттенок.

с) Среди православных исследователей данной проблемы вообще не существует единой устоявшейся терминологии. Используется множество понятий: секта, ересь, лжеучение, псевдодуховное течение, псевдорелигиозное движение и т.д. Под сектами обычно понимают самостоятельные религиозные группы, как христианские, так и псевдохристианские. Такое толкование понятия «секта» в принципе, сходно с протестантским, но, в отличие от него, всегда имеет отрицательный оттенок. «Ересями» обычно называют секты, выделившиеся из православия, «псевдодуховными течениями» — секты с синкретическим учением, «лжеучениями» — секты, у которых отсутствует жёсткая иерархическая структура. Существует также понятие «тоталитарная секта», аналогичное протестантскому «деструктивный культ».

d) В католической литературе можно встретить два понятия: секта (может быть христианского и нехристианского происхождения) и Независимое религиозное движение. К сектам (правда, к разным их типам), относят как баптистов, так и свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под «Независимыми религиозными движениями» понимаются группы с синкретическим учением.

е) Нам представляется, что многих неточностей можно избежать, если чётко определить, из чего выделяется секта, т.е. установить «уровень раскола». При этом мы исходим из такой системы понятий, когда существует несколько различных уровней (а не просто типов) религиозных объединений. Эти условные уровни таковы:

I. Религия — наиболее широкий тип религиозного сообщества (например: христианство, ислам, буддизм и т.д.)

II. конфессия (исповедание) — направление в рамках той или иной религии: (в христианстве: католичество, православие, протестантизм, "древневосточные церкви").

III. Деноминация — конкретное течение или "церковь" в рамках определенной конфессии.
(Например: Украинская греко-католическая церковь, Грузинская Православная Церковь, Англиканская Церковь, баптисты, пятидесятники и т. д.)

Так, если какая-либо группа отделяется на уровне конфессии, (т. е. начинает отрицать постулаты какой-либо конфессии, не отрицая при этом общехристианских догматов) — мы имеем дело с деноминацией (Пример: "старокатолики"). То же самое происходит, если раскол происходит в самой деноминации (например, какая-нибудь группа отделяется от Баптистской церкви и образует самостоятельное евангелическое течение). Если же выделение группы происходит на уровне религии, т. е., если речь идёт о христианстве, группа отрекается от положений вероучения, признаваемых всеми христианами (Никео-Константинопольского либо Апостольского символа веры), такая группа с полным основанием может считаться сектой. Исходя из этого, определение секты может иметь такой вид:

Секта — это замкнутая религиозная группа, выделившаяся из какой-либо традиционной религии, и имеющая собственную доктрину, основанную на искажении или отрицании фундаментальных положений той религии из которой данная группа в ыделилась.

Существует также ряд религиозных групп и течений, не вписывающихся в рамки данного определения. Это, прежде всего, общины, придерживающиеся в целом христианского учения, но допускающие отдельные искажения в доктрине или имеющие один из второстепенных признаков секты. Такие группы мы условно называем квазиденоминациями (т. е. "как бы" деноминациями или "как бы" церквами). Здесь необходимо учесть и "эволюцию" таких объединений. Многие из них со временем становятся более "респектабильными", отказываясь от тех или иных сектантских признаков. Встречаются и случаи противоположных изменений. К квазиденоминацям относятся "адвентисты седьмого дня", "Новоапостольская церковь", некоторые общины пятидесятников.

2. Классификация сект.

Существует несколько способов классификации сект. Рассмотрим два наиболее распространённых типа классификаций: "по происхождению" и "по подобию".

I. По происхождению секты условно делятся на:

a) «западные»;
b) «восточные»;
c) «нового времени»;
d) «нео-языческие».

а) «Западные» секты происходят из Европы или Америки и имеют христианские корни. В их доктрине главное место занимает искажённое (порой до неузнаваемости) христианское учение, разбавленное элементами других религиозных систем. Характерными «западными» сектами можно считать свидетелей Иеговы, мормонов и Христианскую науку.

b) В «восточных» сектах основу доктрины составляют элементы восточных религий: индуизма, буддизма, ислама и др. К таким сектам относятся все американские «гуру-движения», «Общество сознания Кришны», «церковь объединения» Муна и ряд других.

c) К «нео-языческим» относятся секты, чьё учение базируется на крайнем национализме и "обращении к языческим корням народа". Представители сект этого типа склонны винить христиан во всех бедах своего народа, от военных поражений до экологических проблем. Примерами таких сект могут служить русские «венеды», а также культ Даждьбога, распространённый среди украинских эмигрантов в Канаде.

d) Секты «нового времени» являются порождением ХХ века. Большинство из них связаны с современным неогностическим движением «New age». Отличительной особенностью этого типа сект является синкретизм: т.е. сочетание своеобразно трактуемых элементов христианства, восточного мистицизма и оккультизма. Секты «нового времени», такие как «церковь всеобщая и торжествующая», «форум» и др. получили сегодня огромное распространение в Западной Европе и Америке, и начинают активно проникать в Россию, где «Нью-эйдж» завоёвывает позиции при помощи многочисленных экстрасенсов и оккультно-языческих групп типа «Тезаурус».

II. По подобию секты условно делятся на:

a) «церквеобразные»;
b) «наукообразные терапевтические»;
c) «оккультно-эзотерические».

а) «Церквеобразные» секты строят свою организацию по подобию христианских церквей. Вследствие этого, неискушённые люди принимают их за деноминации, и не замечают исходящей от таких сект опасности. Этот тип сект всегда имеет жёсткую иерархическую структуру и разветвлённую сеть специальных оплачиваемых служителей. К числу «церквеобразных» сект относятся, прежде всего, свидетели Иеговы и мормоны.

b) «Наукообразные-терапевтические» секты зачастую скрывают своё отношение к религии, выдавая себя за группы независимых последователей какого-либо оздоровительного учения, разумеется, научно обоснованного. В таких сектах новообращённым последователям предлагается (порой за известную сумму денег) пройти курс «духовного очищения», «умственного и физического оздоровления», «развития своих способностей» и т.п. Наиболее яркими представителями «наукообразных терапевтических» сект являются: "Центр дианетики", "Умственный контроль Сильвы", "церковь развития своих способностей" и др. К сожалению, на удочку таких сект попадаются и христиане традиционных конфессий, жаждущие обрести «духовное здоровье» за стенами своих церквей.

с) «Оккультно-эзотерические» секты обычно подражают тайным мистическим культам древности и активно используют гадания, магию и другие оккультные приёмы. К этому типу сект относятся все группы «New age», масонские и розенкрейцерские группы, общины дьяволопоклонников.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что обе эти классификации условны, т.к. многие секты могут быть отнесены сразу к нескольким указанным типам.

3. Характерные признаки сект.

Существует довольно большое количество признаков, по которым можно распознать секту. Для удобства разделим их на две группы:

а) религиозные (богословские и моральные);
b) социально-психологические.

а) Религиозные признаки, несомненно, являются наиболее важными, т.к. искажение в богословии и морали не только ведёт к отторжению членов секты от спасительной Истины, но и неизбежно приводит к опасным с социальной точки зрения явлениям

.

I. Итак, первым религиозным признаком секты является искажение в богословии, т.е. отрицание или искажение основных вероучительных положений той религии из которой выделилась секта.
В «западных» сектах это — отступление от признаваемого всеми христианами Символа веры. Существуют различные мнения о том, какой Символ веры: Никео-Константинопольский или Апостольский считать в этом вопросе исходным. Большинство исследователей склоняется к тому, что с богословской точки зрения, псевдохристианской сектой (культом) можно считать группу, отрицающую положения Никео-Константинопольского Символа Веры (в обоих вариантах – с filioque и без). Исходя из этого, свидетелей Иеговы, например, с полным основанием можно считать сектой, (т.к. они отрицают божество Христа и Личность Святого Духа), в то время как советское религиоведение всегда относило свидетелей Иеговы к протестантам.

Названный признак секты весьма сложно выявить в группах, выделившихся из индуизма, т.к. в индуизме вообще отсутствует единая система вероучения. Однако существует ряд богословских особенностей, характерных для всех течений индуизма, так что группа, отрицающая их, может быть причислена к сектам. Например, известно, что в индуизме отсутствует понятие Личного Бога, но существует представление о безликом Абсолюте, имеющем множество проявлений в виде целого ряда богов. "Общество сознания Кришны" отрицает это, исповедуя веру в единого личного бога Кришну. Таким образом, американский и европейский кришнаизм нельзя считать течением в индуизме, как это иногда ошибочно делается. Очевидно, что Общество сознания Кришны (МОСК) является сектой.

II. Помимо догматических искажений можно выделить ряд более мелких черт характерных для сектантского богословия. Так, для большинства сектантских учений характерно упрощённое толкование истин веры или, напротив, чересчур запутанное наукообразное учение.

В первом случае, секта пытается дать простые, зачастую примитивные, ответы на сложные экзистенциальные вопросы, стараясь привлечь людей, не слишком обременённых интеллектом и образованием (ими легче управлять). В большинстве случаев, это удаётся, о чём свидетельствует и социальный состав таких сект. Представители этого типа сект, как правило, обвиняют традиционные конфессии в том, что христианские богословы запутали и исказили Откровение с целью сделать его непонятным и недоступным для людей (разумеется, это было сделано по наущению самого сатаны). И только основатель секты вновь открыл Истину, очистив её от позднейших богословских наслоений.

Во втором случае, исключительная запутанность учения и наукообразная терминология должна демонстрировать глубину мудрости руководителей секты и вызывать неизменное уважение к их высочайшему образовательному уровню (на самом же деле большинству «ересиархов» в этом плане похвастаться нечем). Повышение авторитета «гуру» подобным образом характерно для сект движения «Н ью-э йдж». Сектанты низшего уровня чувствуют себя весьма уверенно рядом со столь «учёными» руководителями и послушно следуют их указаниям. Для данного типа сект характерен своеобразный новояз, дополнительно сплачивающий членов секты в противовес людям «из мира», непонимающим этой «священной» терминологии. Употребление таких понятий как «небесное рукопожатие», «сила», «духовный проводник», «божественный принцип», «переходная сфера» и т. п. членом какой либо религиозной группы свидетельствует о его принадлежности к секте, ибо ни одна деноминация не употребляет подобной терминологии.

III. Следующим богословским признаком секты является эсхатологизм, т. е. ожидание близкого конца света, присутствующее в доктрине большинства «западных» сект, а также некоторых парахристианских групп. Примером могут служить свидетели Иеговы, постоянно назначающие всё новые даты Второго Пришествия и адвентисты седьмого дня, вот уже на протяжении столетия твердящие, что «Христос при дверях». Эсхатологизм присущ также многим пятидесятническим общинам.

IV. Для вероучений большинства сект характерен также элекционизм — утверждение, что именно данная секта избрана Богом среди множества религиозных течений и только она является «народом Божьим». Все остальные люди (не члены секты) якобы обречены на вечную погибель. Особое избранничество секты часто подчёркивается названием: «святые последних дней», «свидетели Иеговы», «дети Бога», «новый Израиль», «искуплённый Израиль» и т. п.

V. С элекционизмом связан ещё один признак секты — мессианизм — учение об исключительной роли секты в деле спасения человечества, и, как следствие, активная (до навязчивости) миссионерская деятельность. Сектантский подход характерен тем, что для спасения признаётся необходимым не вера и покаяние (а уже вследствие этого принадлежность к христианской общине — Церкви), а именно, членство в секте и послушание её руководителю. Поэтому вовлечение в секту как можно большего числа людей является основной задачей сектантских «миссионеров». В большинстве сект «миссионерские задания» являются обязательными для всех рядовых членов, и только определённое количество часов, проведённое в хождении по квартирам или распространении сектантской литературы обеспечивают адепту уверенность в спасении.

VI. Во время выполнения «миссионерских заданий» проявляется ещё один характерный признак сект — крайний фанатизм. Тот, кто хоть раз встречался с сектантскими проповедниками, знает, с какой невероятной убеждённостью сектанты говорят о своём учении, с каким упорством они пытаются навязать его другим. Любые попытки переубедить сектанта или посеять сомнения в истинности учения его группы, как правило, ни к чему не приводят, т.к. всякая критическая информация, поступающая извне, фильтруется через призму слепой веры и отторгается на подсознательном уровне. Напротив, всё, что исходит от секты, воспринимается некритически и не подвергается сомнению.

VII. Для религиозных учений сект характерны крайности в вопросах морали. Это либо совершенная вседозволенность: половая распущенность, дикие оргии, отрицание семьи или полигамия, либо наоборот: суровейшая аскеза, доводящая до истощения организма и, в сочетании с другими факторами, до умственной деградации. В качестве примера к первому варианту подобных моральных крайностей можно привести «детей Бога» и общины «Ошо» (Раджнеш), в которых наблюдался невообразимый разврат и все виды сексуальных извращений. Примером другой крайности могут служить кришнаиты и ряд других «гуру-движений», где посты и воздержание культивируют в адептах суровость и презрение ко всем удовольствиям. Наиболее старые секты, такие как мормоны, постепенно изжили в себе склонность к моральным крайностям.

b) Теперь перейдём ко второй группе признаков, характеризующих секты — социально-психологическим признакам.

I. Важнейший из признаков этой группы — наличие амбициозного харизматического лидера или основателя ("гуру"), послушание которому является главной обязанностью всех членов секты. Современный лидер или покойный основатель является предметом обожания и непререкаемым авторитетом. При этом современный лидер может не обладать качествами основателя, однако засчёт его авторитета держать сектантов в повиновении. Лидер или основатель секты всегда почитается как посланник Бога — носитель особого послания человечеству, или как сам Бог. Амбициозным лидер называется потому, что, как правило, сам верит в свою исключительность и присваивает себе невероятные эпитеты и титулы. Так, основатель церкви мормонов Джозеф Смит называл себя пророком и утверждал, что он «единственный, кто когда-либо был способен вести и хранить всю церковь вместе со времён Адама» ("История церкви" т. 6, с. 408). руководитель «Церкви объединения» Миунг Сан Мун почитается последователями как «учитель и истинный родитель», Джон Стивенс («Путь») считал себя апостолом, Верон Хоуэл, он же Дэвид Кореш («Ветвь Давидова») — Иисусом Христом, также как Сёко Асахара («Аум Синрикё»), Виссарион («Община единой веры») и ряд других. Марина Цвигун («Белое братство») считала себя воплощением одновременно Евы, Афродиты, княгини Ольги, Елены Рерих, Моисея, Христа и т. д., а Элизабет Клер Профет («Церковь всеобщая и торжествующая») скромно именовала себя «хозяином Вселенной». Примеры можно продолжить.

II. Второй признак, входящий в данную группу — замкнутость секты и противопоставление её всему остальному человечеству. Для сектантов мир существует как бы в чёрно-белом изображении, когда «белое» — секта и всё, что с ней связано, «чёрное» — всё остальное. Замкнутость проявляется в том, что круг общения сектантов ограничивается исключительно членами секты, контакты со всеми остальными людьми, включая самых близких родственников считаются нежелательными. Все люди делятся на «своих» — т.е. членов секты и «чужих», которые в свою очередь подразделяются на «врагов» и потенциальных неофитов.

III. Такое видение мира способствует формированию иллюзии сплочённости индивидов в коллективе, также являющейся характерным признаком сект. Сектанты чувствуют себя единой семьёй, собравшейся вокруг любящего отца и учителя — «гуру», и окружённой врагами и гонителями. Они не мыслят своего существования вне секты и готовы на всё, лишь бы не оказаться выброшенными в пугающий их мир. Разумеется, любое унижение, а, зачастую, и угнетение рядовых членов секты руководством при таком отношении не вызывает никакого сопротивления. Следует также отметить, что такая сплочённость является лишь иллюзией, т.к. в любой секте, как правило, принята система доносов и слежки «братьев» и «сестёр» друг за другом. Все подозревают друг друга и готовы съесть своего «брата» живьём при малейшем намёке на «неблагонадёжность», но, в то же время, убеждены, что являются общиной, в которой царит любовь и взаимное уважение.

IV. Иллюзия сплочённости используется для установления жёсткого контроля над сектантами со стороны руководителей. Жизнь, быт и поведение сектантов строго регламентированы. Всякая независимость суждений пресекается. Рядовые члены секты полностью подчинены её руководству, являющемуся суверенным властителем умов, душ и кошельков сектантов.

V. Наконец, последний из социально-психологических признаков секты относится к области культа. Для культовых собраний сектантов свойственна религиозная экзальтация — сильное эмоциональное возбуждение, поддерживаемое общим пением, раскачиванием, хлопаньем в ладоши, возгласами и т. п. Нередко случаются экстазы, бред, которые объясняются действием Святого Духа или каких-либо «божественных сил» и всячески поощряются. Экзальтация особенно характерна для сект «нового времени». На российской почве этот признак отчётливо наблюдается у таких сект как «Белое братство», «Богородичный центр», «Церковь Последнего Завета (Виссариона)»


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)