19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ГЕРНГУТЕРЫ

Течение в протестантизме

Гернгутеры возникли как ответвление богемских братьев. Спасаясь от преследований, они кочевали по Чехии, затем перебрались в Германию и в 1722 г. осели в Саксонии, в Верхней Лузации. На южной стороне горы Гутберг, в поместье графа Цинцендорфа, они основали селение Гернгут, по названию которого и получили название гернгутеров. Владелец имения граф Цинцендорф также присоединился к их общине. 12 мая 1727 г. под его руководством был написан устав новой религиозной общины, в основу которого был положен принцип братской любви взаимного служения. Цинцендорф был избран председателем общины.

Лютеранское духовенство и саксонское правительство не разрешили гернгутерам иметь самостоятельную церковную общину, поэтому они были формально приписаны к Бертельсдорфскому лютеранскому приходу. Однако они не хотели растворяться в лютеранской среде и долгое время находились в натянутых отношениях с лютеранами.
В 1735 г.с разрешения прусского короля Фридриха-Вильгельма I его придворный проповедник – епископ моравских братьев Яблонский рукоположил во епископы для гернгутерской общины Давида Ничманна, а в 1737 г. – графа Цинцендорфа. Саксонское правительство выслало Цинцендорфа из страны , и только в 1750 г., когда гернгутеры согласились принять лютеранское Аугсбургское исповедание, позволило ему вернуться.
Гернгутерская община была признана саксонским правительством под названием "Евангелической братской общины".

Учение:

У гернгутеров нет единого символа веры. В их общину входили не только потомки богемских братьев, но также лютеране и кальвинисты, которые продолжали придерживаться своих воззрений. Целью общины провозглашалось взаимное братское служение и вопросам вероучения уделялось меньше внимания. Акцент делается на личном внутреннем общении со Христом и нравственном возрастании. Руководство бдительно следит за поведением каждого члена общины. Гернгутеры отвергали науку как ненужную и даже вредную для спасения и избегали религиозной полемики.

Богослужебные собрания у гернгутеров происходят ежедневно. Они продолжаются около получаса и состоят из бесед, толкований Библии, чтения рассказов о миссионерских трудах, молитвы и пения гимнов. В воскресные дни совершается служба с проповедью и причащением. Во время причастия члены общины сидят на своих местах, а пресвитер и диакон подносят им корзину с хлебом чашу с вином. За несколько часов до причащения, а также по праздникам, устаевается чаепитие, называемое "трапезой любви". Кроме общих молитвенных собраний, существуют частные собрания отдельных малых общин.

Кроме важнейших христианских праздников, гернгутеры празднуют основные события из истории своей общины:

1 марта – день основания общины моравских братьев;
13 августа – день обновления общины в Гернгуте;
6 июля – день смерти Яна Гуса.

Устройство:

Каждый округ у гернгутеров разделен по возрасту и полу на общины или хоры. Например, существует хор детей, юношей, девушек, холостых братьев, незамужних сестер, женатых и замужних, вдовцов и вдов. В каждом хоре есть настоятель и служитель: первый заботится о нравственности, второй – о житейских нуждах. Настоятели подчинены совету, советы контролируются Советом братства, который, в свою очередь подчиняется собору, собирающемуся не реже чем раз в двенадцать лет. Духовные лица общины – епископы, проповедники, диаконы и диакониссы. Должности назначаются по жребию.

Гернгутеры ведут простую аскетичную жизнь. Практически все развлечения у них запрещены. Браки до 1818 года совершались по жребию.

В настоящее время небольшие общины гернгутеров существуют практически во всех странах.

В Российской империи гернгутеры появились в первой половине XVIII в. В 1729 г. отдельные представители немецкого дворянства Прибалтики, недовольные бездеятельностью лютеранского духовенства, пригласили гернгутерских проповедников, которые распространили свое учение среди прибалтийских немцев. В царствование Елизаветы Петровны глава гернгутерской общины граф Николай Цинцендорф с женой посетил города Ригу и Таллин, где проповедовал свое учение. Обеспокоенное распространением гернгутерства лютеранское духовенство вскоре начало активную борьбу с ним. В 40-х годах XIX столетия оно было практически вытеснено из Прибалтики. Некоторые гернгутерские проповедники со своими общинами перешли в православие.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)