☺ ⚲

30 апреля, 3-е Воскресенье Пасхального Времени
см. календарь

Правда о Католической Церкви

>> авторизация <<

Религиозные учения и секты. Справочник

Открыть каталог

ШВЕТАМБАРЫ

Направление в джайнизме

Шветамбары, что означает "одетые в белое", – название части джайнов, после произошедшего в I веке разделения оставшихся на севере Индии. Монахи шветамбаров носили белые одежды, в отличие от дигамбаров, сохранивших завещанный основателем джайнизма Джиной Махавирой обет наготы.

Канон священных текстов шветамбаров, как и буддийский, иногда обозначается как "корзины" текстов (пидага). Он содержит несколько групп текстов, включающих, согласно различным джайнским подсчетам, от 45 до 50 единиц.

I. Ядро канона составляют 12 анг.

1) Айярамга-сутта ("Наставление о правильном поведении") – дисциплинарные правила для монахов в двух частях. В первой основное внимание уделяется обету ахимсы (невреждение всем живым существам делом, словом и даже мыслью), который подробно "расписан" в каждой возможной ситуации. В одном из разделов описываются аскетические подвиги Джины Махавиры. Вторая часть также регламентирует жизнь монахов и монахинь, наиболее подробно останавливаясь на правилах принятия милостыни и пищи. Прославляется самоубийство посредством голодания. В завершающих строках второй части описываются подвиги основателя джайнизма.

2) Суйягадамга, или "Анга, посвященная различению истинного и ложных воззрений". Основное внимание здесь уделяется тем препятствиям к достижению высшей цели, которые встают перед джайнским монахом: родственные узы, тщеславие и женские чары (этот момент рассматривается наиболее подробно). Резкой критике подвергается брахманистский ритуализм: если обрядовые омовения очищают, то самыми блаженными должны считаться рыбы и морские животные, и если огонь имеет священную силу, то к "освобождению" предназначены прежде всего кузнецы.

3) Тханамга – различные предметы джайнского учения в нумерологических классификациях в порядке восхождения от единиц до десятков предметов. Например, раздел четверок включает четыре типа корзин и учителей, четыре вида рыб и аскетов, десяток – 10 математических тем и т. д.

4) Самавайя – продолжение предыдущего текста, в котором предметы учения группируются уже в числах, больших, чем десятки: сюда включаются сами 12 анг, 18 разновидностей шрифта брахми и т. д.

5) "Возвышенное сообщение о наставлениях Джины Махавиры ученикам" – важный источник по джайнской "догматике", построенный в виде диалога Махавиры с его любимым учеником Гойямой Индрабхути, в котором Махавира отвечает на его вопросы. В разделе 15 дается подробное жизнеописание основателя джайнизма. Здесь же подробно расписываются мучения в адах и блаженства в райских обителях для праведников.

6) "Примеры и повествования о религиозной жизни" - сборник дидактических текстов в 24 главах, включающих по одному рассказу – новелле или легенде. Одним из типичных повествований является рассказ о шести царевичах, которые домогались руки красавицы-царевны, но разумная дева объясняет им, что женская красота является лишь внешней оболочкой весьма неаппетитных телесных субстанций, и они в результате отказываются от своего намерения и находят прибежище в монашеской общине Махавиры.

7) "Десять глав для мирян" – наставления для джайнских мирян, в которых рассказывается о подвигах образцовых джайнов, которые должны служить примером для подражания. В одном из лучших диалогов текста – беседа Джины с горшечником Саддалупуттой, мирским последователем Маккхали Госалы: после того как на вопрос Джины о том, как сделаны его горшки, тот отвечает, что сами собой, без всяких "усилий" (ибо их появление предопределено), Джина ставит его в затруднительное положение новым вопросом: как следовало бы поступить с тем, кто их разобьет? Наказать его было бы неправомерно, ибо его проступок, по логике учителя, тоже неизбежен.

8) "Десять глав о закончивших жизнь постом и Десять глав о достигших высшего неба" построены по единому плану: в первой снова прославляются достигшие "освобождения" посредством описываемого здесь в подробностях вида религиозного самоубийства посредством голода (саллекхана), во второй разъясняется, как они достигают неба.

10) "Вопросы и ответы" – катехитический текст, предметом которого являются этические нормы и запреты. Центральное место занимает система пяти обетов: ахимсы, целомудрия, избежания лжи, воровства и стяжательства.

11) "Наставление о вызревании кармы" – поучения, иллюстрирующие действие закона кармы. Текст составлен в форме диалога, в котором Джина наставляет Гойяму Индрабхути о тех "кармических причинах", по которым люди становятся несчастными. Одним из примеров является тяжелобольной, который в одном из предыдущих рождений был врачом, прописывавшим своим пациентам мясную диету.

12) "Обсуждение различных взглядов" до нас не дошла, но ее содержание известно из других источников. Пять ее разделов были посвящены подготовке к пониманию джайнских наставлений, опровержению доктрин других школ, 14 начальным текстам Джины, легендам о тиртханкарах и других знаменитостях, а также "дополнениям".

II. Вторым по значимости слоем Джайнского канона являются 12 увамг (дополнительные "члены").

1) Увавайя ("О достижении существований") – трактат, иллюстрирующий действие закона кармы. В первой части Джина рассказывает царю Кунье о том, как воздаяния за добрые и злые дела соответствуют рождению среди обитателей ада, животных, людей и богов. Во второй Гойяма Индрабхути вопрошает Джину о последствиях действий и выясняет, что каждое существо за злые дела получает воздаяние, а те, кто таких дел не совершал, возрождаются в одном из 12 божественных миров. Обретшие полноту знания благополучно пересекают границы вселенной.

2) "Наставление царю Прасенаджиту" – диалог между джайнским монахом Кеси и царем Пайеси, который вначале настаивает на том, что души нет, и пытается обосновать этот тезис экспериментами с приговоренными к смерти преступниками, а затем, выслушав аргументы монаха, отказывается от своих материалистических взглядов и обращается в джайнизм.

3) Джива-аджива-абхигама ("Учение о душе и не-душе") и Паннаванасутта ("Наставление о познании") – классификации живых существ и описания океанов, материков, божественных миров, а также этнографические характеристики "арьев" и "варваров".

4) Сурапаннати ("Описание солнца"), Чандапаннати ("Описание луны") и Джамбудвипа-паннати ("Описание земли") – своды джайнской астрономии и мифической географии.

5) Последние пять увамг объединяются в общий текст – Нирайвали-сутту: содержанием соответствующих текстов являются адские страдания ближайших родственников царя Аджаташатру (сам он как покровитель джайнизма оценивается весьма высоко); значительно лучшая участь десяти их сыновей; почитание спустившимися на землю в колесницах небожителями (обоего пола) Джины Махавиры; обращение двенадцати царевичей династии Вришниев джайнским праведником Ариттханеми.

III. Десять текстов Паинна – "фрагменты", представляющие собой дидактические поэмы, посвященные "четырем прибежищам" джайнизма: "святым" (архаты), "совершенным" (сиддха), "благочестивым" (садху), самому джайнскому учению (дхарма), способам ухода из мира достигших и не достигших полного совершенства, неожиданным смертям, учителям с учениками и классификациям богов. В Тамдулавейялийе, в диалоге Джины с его любимым учеником, рассматриваются проблемы анатомии, физиологии и джайнской "антропологии" в целом.

IV. Шесть Чхейя-сутт – текстов, систематизирующих дисциплинарные правила для монахов. Четвертая, "Десять разделов по правильному поведению", приписывается традицией знаменитому подвижнику и философу Бхадрабаху, но реально является компиляцией трех отдельных текстов. В первом описываются биографии прошлых джин и основателя джайнизма; во втором – список джайнских школ, и х "филиалов" и основателей; в третьем - собственно правила для монахов, в частности предписания на сезон дождей.

V. Четыре Муля-сутры ("корневые сутры") – собрание назидательных притч, баллад и дидактических диалогов. Вместе с тем, текст является немаловажным источником по истории индийской мысли, представляя конфронтацию джайнских и "ложных" позиций и критику брахманистского ритуализма.

VI. Неклассифицируемые Нанди-сутта и Ануйогадара-сутта – энциклопедические своды знаний для джайнского монаха. Первый из этих текстов посвящен тиртханкарам, главам джайнских школ и учителям. Оба текста содержат свидетельства о неджайнских учениях и дисциплинах знания.

В V в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого рукописи авторитетных текстов были канонизированы.

У шветамбаров существует подобие орденов или братств мохахов и мирян – гаччха. Эти братства возникали с XI по XIII века. По преданию, было основано 84 братства, но на сегодняшний день сохранилось только три: Кхаратара-гаччха, Тапа-гаччха и Анчала-гаччха.

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту
А
Аароново согласие, Абиссинская Церковь, Аввакумовщина, Авелиты, Авраамиты, Агноиты, Агноиты(монофизитские), Агностики, Агностицизм, Адаматовщина, Адамиане, Адвентисты, Адвентисты грядущего века, Адвентисты седьмого дня, Адопционизм, Академия Золотова, Акефалиты, Акинфьевцы, Акулиновщина, Аладура, Албанская Православная Церковь, Александрийский Патриархат, Алоги, Алфеевская ветвь, Альбигойцы, Амальрикане, Американисты, Американская Православная Церковь, Анабаптисты, Ананда Марга, Анастасия, Англиканство, Андреевцы, Антидикомарианиты, Антиномисты, Антиохийский Патриархат, Антропоморфиты, Антропософия, Анфинганы, Аполлинаристы, Апостолики, Апотактиты, Арабиты, Арианство, Аристовщина, Арминиане, Армия спасения, Армянская Церковь, Арнольдизм, Арординери Ухт, Арсениты, Арья-самадж, Ассамблеи Бога, Ассидеи, Ассоциация великодушных миссионеров, Астрология, Атеизм, Аум Синрикё, Афиногеновщина, Африканская Методистская Епископальная Церковь, Африканские секты, Африканские секты нового времени, Афтартодокеты, Аэриане
Б
Бабаджисты, Бабизм, Бабушкино, Бажовцы, Бапостоло, Баптизм, Баптисты свободной воли, Баптисты седьмого дня, Бахаизм, Беглопоповцы, Безденежники, Безпоповцы, Белая экология, Белое братство, Белоризцы, Беседники, Бесоперевоплощенцы, Бессмертники, Богемские братья, Богомилы, Богородичники, Болгарская Православная Церковь, Боносиане, Братство Ананда, Братство Мадра, Братья свободного духа, Брахма Кумарис, Буддизм, Буддизм в отдельных странах, Буддизм в России
В
Ваджраяна, Валезиане, Валентиане, Вальденсы, Вардесаниты, Варлаамиты, Василидиане, Вейгелиане, Верования древних кельтов, Верования древних славян, Верования Северо-Американских племен, Ветвь Давидова, Ветковцы, Водяники, Воздыханцы, Восточно-католические Церкви, Восточные секты, Восточные секты нового времени, Восточный дом, Всемирная церковь Бога, Вуду
Г
Гелугпа, Геннадиевская ветвь, Герметизм, Гермогениане, Гернгутеры, Геры, Гностицизм, Годескалькионы, Голубцы, Грузинская Православная Церковь, Группа Доброслава, Гуситы
Д
Давидовы адвентисты, Даосизм, Движение New Age, Движение веры, Движение Грааля, Движение Шри Чинмоя, Джайнизм, Дзен, Диаковщина, Дигамбары, Диссентеры, Докеты, Донатизм, Древневосточные Церкви, Древнескандинавские верования, Древние ереси, Духоборы, Духовный союз Татариновой, Душители, Дырники
Е
Евангелические адвентисты, Евангельские христиане, Евхиты, Езидизм, Еноховцы, Епифановщина, Ессеи
Ж
Жидовствующие
З
Западные секты, Западные секты нового времени, Зарубежная Православная Церковь, Зарубежное неоязычество, Зарубежные секты New Age, Зарубежный сатанизм, Зелёное братство, Зелёный орден, Знахарство, Зороастризм
И
Ивановцы, Иерусалимский Патриархат, Иконоборчество, Инглиистическая церковь, Индуизм, Институт знаний о тождественности, Ислам, Истинно Православная Церковь, Истинно-православные христиане, Иудаизм
К
Каббализм, Каиниты, Каликстины, Калиновцы, Кальвинизм, Као дай, Катакомбная Церковь, Католичество, Католичество в Индии, Католичество в Китае, Католичество в отдельных странах, Католичество в России, Католичество в Японии, Католичество во Вьетнаме, Квазиденоминации, Квакеры, Керинфиане, Киевский Патриархат, Кипрская Православная Церковь, Киселевцы, Китайский буддизм, Кодо кёдан, Колыбель Сибири, Конгрегационалисты, Конко кё, Консервативный иудаизм, Константинопольский Патриархат, Конфуцианство, Копто-католики, Коптская Церковь, Кришнаиты, Крылья совершенства, Крысятницы, Куродзуми кё, Кэйсин сусо дзисюдан
Л
Лайф Спэйс, Лефевристы, Лужковцы, Лучинковцы, Любушкино, Лютеранство, Люциферисты
М
Магия, Македониане, Малеванщина, Манихеи, Мантика, Мариавиты, Маркиониты, Марониты, Марьяновцы, Масонство, Материализм, Махаяна, Мельхиседеки, Менандриане, Меннониты, Методизм, Миссия божественного света, Митраизм, Молния Востока, Молокане, Молокане донские, Молокане общие, Монофелитство, Монофизитство, Монтанизм, Монтаны, Мормоны, Мунгики, Мюридизм
Н
Назареи, Намдхари, Народный храм, Небесные врата, Немоляки, Неоязыческие секты, Неплательщики, Неславянское неоязычество, Несторианство, Нетовщина, Нёрай кё, Нигилизм, Ниранкари, Нитирэнизм, Новоапостольская церковь, Новожены, Новоскопчество, Новоспасово, Новохлысты, Новый акрополь, Новый Израиль
О
Общественные всеобщие друзья, Общество жизни и Второго Пришествия, Общество развития своих способностей, Общество сатаны, Оккультизм, Онисимовщина, Орден Храма солнца, Ортодоксальный иудаизм, Осиповщина, Отрицанцы, Офиты, Ошмарий-чимарий
П
Павликиане, Пальмарианская церковь, Панеты, Паниашковцы, Пасхальники, Пелагианство, Ператы, Перевертанцы, Перекрещенцы, Перемазовщина, Пиетизм, Плимутские братья, Польская Православная Церковь, Поместная церковь, Поморский толк, Поповцы, Последователи Григория Грабового, Последователи Карлоса Кастанеды, Последователи Шри Ауробиндо, Поющая нетовщина, Православие, Православие в Албании, Православие в Америке, Православие в Болгарии, Православие в Греции, Православие в Грузии, Православие в Египте, Православие в Израиле, Православие в Китае, Православие в Польше, Православие в России, Православие в Румынии, Православие в Сербии, Православие в Сирии, Православие в Турции, Православие в Украине, Православие в Финляндии, Православие в Чехии и Словакии, Православие в Японии, Православие на Кипре, Православная кафолическая церковь, Православная свободная церковь, Пресвитериане, Пресники, Протестантизм, Прочие древние секты, Пустынники, Пятидесятники
Р
Радастея, Радхасоами Сатсангх, Расколы в католичестве, Растафарианство, Раэлианское движение, Ревнители истинного благочестия, Рейки, Религии Востока, Религии Доколумбовой Америки, Религии древности, Религия ацтеков, Религия Древнего Египта, Религия Древнего Израиля, Религия Древнего Рима, Религия Древней Греции, Религия Древней Месопотамии, Религия инков, Религия майа, Реториане, Реформистский иудаизм, Риссё косэй кан, Розенкрейцеры, Российская церковь сатаны, Российские секты New Age, Российский сатанизм, Российское неоязычество, Румынская Православная Церковь, РУНвира, Русская Православная Церковь, Русские псевдохристианские секты, Русские секты нового времени, Рэй ю кай, Рябиновщина
С
Савайвалисты, Саддукеи, Саентология, Самаряне, Санкай кёдан, Сатанизм, Сатья Саи Баба, Сахаджа-йога, Сахадждхари, Сведенборгиане, Свидетели Иеговы, Седевакантисты, Секты, Секты вьетнамского происхождения, Секты индийского происхождения, Секты китайского происхождения, Секты корейского происхождения, Секты на основе ислама, Секты Нового времени, Секты филиппинского происхождения, Секты японского происхождения, Семья, Семья детей Бога, Серафимовцы, Сербская Православная Церковь, Серые голуби, Сикхизм, Симониане, Синий лотос, Синтоизм, Сионская весть, Сисинкай, Скопцы, Славянское неоязычество, Современные примитивные религии, Современные секты, Сокка гаккай, Сопуны, Социниане, Спиритизм, Средневековые византийские ереси, Средневековые европейские ереси, Средневековые ереси, Средневековые русские ереси, Средники, Старокатолики, Старообрядчество, Статейники, Стефановщина, Странники брачные, Страннический толк, Стригольники, Субботники, Сунниты, Суслово, Суфизм, Схорон еж словен, Сютаевцы
Т
Табориты, Тантра-йога, Тантра-Сангха, Телеши, Теософия, Тетрада, Течения в буддизме, Тибето-монгольский буддизм, Титловщина, Тойцу кекай, Толстовцы, Традиционное рейки, Традиционные верования Австралии и Океании, Традиционные верования Африки, Традиционные верования индейских племен, Трансцедентальная медитация, Тропарщики, Тэнри кё
У
Удаси, Удмурт вось, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская правоверная греко-католическая церковь, Украинская Православная Церковь, Украинские греко-католики, Унитарианско-универсалистская церковь, Утрехтская церковь
Ф
Фалуньгун, Фарисеи, Федосеевский толк, Филипповский толк, Филипповцы нечадородные, Филипповцы орловские, Филипповцы чадородные, Финляндская Православная Церковь, Форум, Фундаменталистская ЦИХСПД, Фундаменталисты
Х
Хабратц Хэрсе Хэор Бохер, Хасиды, Хинаяна, Хиромантия, Хлысты, Хо-но хана, Хоа-хао, Хоммон буцурю ко, Храм Сета, Храм Шеол, Христадельфиане, Христианская наука, Христианство
Ц
Цвинглианство, Центр Единение, Центр Кадуцей, Центр космического сознания, Центр Униведа, Центр Юнивер, Церковь адамитов, Церковь Адвентистских христиан, Церковь Бога, Церковь возрождения 10-и заповедей, Церковь всеобщая и торжествующая, Церковь нави, Церковь объединения, Церковь Откровения, Церковь последнего завета, Церковь сатаны, Церковь Фотинии Светоносной, Церковь Христа
Ч
Чань, Чернобыльцы, Черное братство, Черный ангел, Черный дракон, Чехословацкая Православная Церковь, Читающие, Чома, Чуриковцы
Ш
Шалопуты, Шветамбары, , Шииты, Школа Диворга, Школа ДЭИР, Школа единения Всеволод, Шри Чайтанья Сарасват Матх, Штундизм, Штундо-молокане, Штундо-хлысты, Шэйкеры
Э
Эбиониты, Экология сознания, Элладская Православная Церковь, Энерсис
Ю
Южный крест
Я
Японская Автономная Православная Церковь, Японские секты нового времени, Японский буддизм