19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ОБЩИЕ МОЛОКАНЕ

Секта, ответвление молокан

Секта возникла в 1830-х гг. в Николаевском уезде Самарской губернии. Известна также под названием акинфиевщина (по отчеству основателя).

Основателем секты был Михаил Акинфиевич Попов, который, раздав все свое имущество, начал проповедовать скорое пришествие Антихриста и призывал к созданию "места убежища". Последнее должно было представлять собой воссозданную первохристианскую общину, живущую на принципах общей собственности. Из-за этого секта и получила название "общих". Попов учил, что на смену царствам Ветхого и Нового Завета грядет царство "Третьего Завета" – "Завета Духа Святого", в котором верующих будут направлять "живые словеса откровений", а не "мертвящие буквы Писания". Свои взгляды Попов изложил в "Уставе Общего упования". В остальном учение "общих молокан" не отличалось от верований других молоканских сект.

Яркая проповедь Попова привлекла к нему немало последователей из местных крестьян. Попов пользовался в секте непререкаемым авторитетом. Он был провозглашен "судьей мира" и "царем Сиона".

Среди всех течений молокан секта "общих" имела наиболее жесткий тоталитарный характер. Рядовые члены секты именовались "земными" или, в случае временного отлучения от общения за какие-либо провинности, – "преисподними". Они должны были подчинятся "одарованным небесным", которые составляли "тело церкви". В руководстве секты было двенадцать чинов: девять мужских и три женских. Все обязаны были доносить друг на друга. За непослушание полагались наказания: лишение братского целования в собрании, стояние на "месте для осужденных" во время молитвы, многочисленные посты и епитимии.

Все стороны жизни членов секты строго регламентировались. Любая мысль о личном благополучии немедленно пресекалась, все должны были постоянно трудиться на благо секты. Песни и смех считались смертными грехами. Существовали и пищевые ограничения: нельзя было употреблять в пищу сахар, чеснок и лук (считалось, что он "от лукавого"). Под запретом были также свинина, красная рыба, икра, вино, табак и хмель. Практиковались посты в виде полного воздержания от пищи в течение всего дня.

В 1838 – 1840 гг. Попов и более 200 семей его последователей были высланы правительством в Закавказье. Здесь они начали активно распространять учение секты, вследствие чего "царь Сиона" с несколькими семьями "верных" был переселен в Сибирь – в Минусинский округ. В Сибири Попов вновь попытался создать "идеальное" поселение. С хозяйственной точки зрения он преуспел. В то же время, с подъемом благосостояния моральный дух общинников упал. После отъезда Попова в 1866 г. в Сибири секта постепенно угасла. В Самарской губернии после 1854 г. "общие молокане" также исчезли.

В Закавказье секта поселилась большой коммуной и претерпела преследования за отказ расселиться семьями. Многие погибли от лихорадки. Затем по приказу Попова они перебрались к Ленкорани, где поселилась вторая группа сектантов, бежавшая из Поволжья. Здесь было устроено "убежище Сион". С возвращением Попова в 1867 году ожидали наступления конца света, однако он не наступил и "царь Сиона" до своей смерти в 1873 г. увлеченно занимался хозяйственным устройством общины. После смерти Попова его могила была сокрыта сектантами.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)