☺ ⚲

22 августа, Пресвятая Дева Мария Царица
см. календарь

Правда о Католической Церкви

>> авторизация <<

Религиозные учения и секты. Справочник

Открыть каталог

КАО ДАЙ

Синкретическая секта вьетнамского происхождения

Полное название секты: "Као Дай Тьен Онг Дай Бо Тат Ма Ха Тат". "Као дай" в переводе означает "Верховный Храм" – храм без крыши, где восседает Высший Дух.

Основатель

Основателем секты является Нго Ван Чиеу, чиновник французской колониальной администрации во Вьетнаме. Он родился в г. Холоне в 1878 году, получил образование в колониальной школе, увлекался мистикой, в частности, спиритизмом. С 1902 г. он сам стал проводить спиритические сеансы. С 1920 г. ему стал являться дух, который назвал себя Као Дай.

История возникновения

В 1920-х годах вьетнамские поклонники спиритизма стали создавать свои кружки. Последователи Нго Ван Чиеу с 1920 г. получали откровения духа Као Дай, а последователи другого медиума Фо Лоуна с июня 1925 г. связывались с духом, представлявшимся как "ААА" (24 декабря он "открыл" свое имя: Нгок Хоанг Туонг Де Вьет Као Дай Гиао Нам Фуонг – "Нефритовый император, называемый Као Дай, духовный хозяин Южной Части").

В январе 1926 г. произошло слияние двух кружков, в результате которого возникла секта "Као Дай".

Суть нового учения сводилась к тому, что на протяжении всей человеческой истории Верховное Божество (Као Дай) обращалось к людям с проповедью Истины, которая впоследствии затемнялась и искажалась последователями разных религий. Поэтому Верховное Божество решило обратиться к людям напрямую – через спиритические сеансы.

Вскоре у секты появились новые последователи среди увлекавшихся мистицизмом образованных вьетнамцев. Центром новой секты стало поселение Тэй Нинь близ Сайгона. Именно там Верховное Божество повелело основателю секты Нго Ван Чиеу и первому "патриарху" Ле Ван Чунгу построить храм новой истинной веры.

Количество последователей "Као Дай" быстро росло. Во многих соседних районах появились маленькие храмы, в миниатюре копирующие главное святилище в Тэй Нине. Быстрое распространение секты во многом было связано с поддержкой, которую оказывали ей французские колониальные власти. Показательно, что на пышно организованной церемонии открытия первого храма присутствовали высшие представители французской администрации Южного Вьетнама, а также сам генерал-губернатор Индокитая.

Вероятно, французам импонировала прозападная ориентация секты. Среди ее последователей преобладала европеизированная вьетнамская интеллигенция – преимущественно чиновники, получившие европейское образование в католических школах Вьетнама.

Первоначально западная составляющая синкретического учения секты была более заметна. Над крышами храмов "Као Дай", включая верховный храм в Тэй Нине, возвышались кресты. Однако в 1930-е годы на фоне усиливавшегося национально-освободительного движения настроения в секте несколько изменились. Центральный храм был перестроен в восточном стиле, кресты с крыш были сняты, а их изображения с публикуемых в сектантской литературе фотографий уничтожались.

Деятельность секты была тесно связана с политикой. Официально каодаисты объявили себя силой, борющейся за освобождение страны от иностранного владычества. Однако в действительности секта выражала интересы умеренных реформаторов, находившихся под контролем колониальных властей. Действительно, весьма странным представляется тот факт, что в период жесткого противостояния, когда французским войскам приходилось подавлять восстания в разных частях страны, в окрестностях Сайгона абсолютно открыто действовала "антифранцузская" религиозная организация. Известно, что каодаисты устанавливали контакты с мистическими кружками Европы.

Французы активно использовали "Као Дай" в борьбе с коммунистами. Вооруженные отряды каодаистов стали реальной силой в Южном Вьетнаме. 25 августа 1945 г. император Бао Дай отрекся от престола и коммунисты попытались захватить власть. Потерпев поражение, они ушли воевать в джунгли, продолжая оставаться серьезной угрозой для французского владычества на юге Вьетнама. Наличие каодаистских отрядов в наиболее важных в стратегическом отношении точках Южного Вьетнама в этой ситуации было весьма кстати. Колониальные власти снабжали сектантов оружием и разведывательными данными. Постоянная война с каодаистами не давала усилиться оттесненным глубоко в джунгли отрядам коммунистов. Во многом благодаря этому, французы могли поддерживать относительно стабильную ситуацию в регионе.

После разделения Вьетнама в 1954 г. на Северный и Южный и передачи контроля над Южным Вьетнамом американцам ситуация изменилась. Отряды секты были разоружены, власть передана в руки католического меньшинства, и каодаисты постепенно сошли с политической сцены как действенная сила. В результате проамериканский режим столкнулся с небывалым усилением коммунистов.

После завоевания Южного Вьетнама северовьетнамскими войсками и объединения страны под властью коммунистов, последователи "Као Дай" оказались в весьма тяжелом положении. Многие из них покинули пределы страны. Каодаистские общины образовались в некоторых европейских странах, а также в Австралии, Камбодже и Америке. В самом Вьетнаме каодаистам запретили любую культовую практику, и в первую очередь спиритические сеансы. Руководители секты оказались в "лагерях перевоспитания".

Ситуация изменилась лишь в конце 80-х годов, когда власти начали проводить постепенную либерализацию религиозной политики. Из лагерей вернулись духовные лидеры каодаистов, членам секты разрешили восстанавливать храмы и проводить службы.

В настоящее время деятельность секты контролируется Комитетом по делам религий при правительстве Социалистической Республики Вьетнам. Под запретом остается лишь проведение спиритических сеансов. При этом сами последователи секты объясняют молчание Высшего Божества тем, что дух Као Дай отказался от выхода на контакт с медиумами, дабы не подвергать своих чад репрессиям со стороны коммунистического государства. Некоторая напряженность каодаистов в отношениях с властями остается. Это вызвано тем, что среди сектантов распространена идея "вьетнамского нейтралитета". Многие каодаисты отказываются вопреки официальной позиции государства разделять мир на капиталистический и социалистический.

Учение

Согласно учению секты, Верховное Божество имеет много имен, ни одно из которых не способно полностью передать величие Создателя и Творца всего сущего. Последователи секты верят, что Верховный Бог уже дважды даровал людям "спасение". Первый раз через Будду Амитабху, мифического китайского правителя Фу Си и Моисея, второй раз – через Конфуция, Лао Цзы и Иисуса Христа. Ныне же наступила эпоха третьего спасения, когда Бог непосредственно открыл себя людям через спиритические сеансы.

Помимо Верховного Божества каодаисты почитают великую мать Дак Фат Мау (олицетворяющую женское начало во Вселенной), а также множество духов, составляющих особую иерархию. В пантеон входят как даосские, так и буддийские божества. Кроме того, почитаются "великие личности", представляющие западную религиозную и культурную традицию, включая Иисуса Христа. Все духи эволюционируют путем перевоплощения от материального мира к более высоким духовным сферам в соответствии с законом кармы. Духи, полностью расставшиеся с плотью, выступают в роли благодетелей человечества: вестников спасения и проповедников истинного учения.

Основным источником "отбора" почитаемых духов служили спиритические сеансы, в ходе которых медиумы получали откровения от таких великих людей, как средневековый китайский поэт Ли Бо, Жанна д"Арк, Лев Толстой, Виктор Гюго, вьетнамский средневековый полководец Чан Хынг Дао. В 1930-е годы был обожествлен Бенито Муссолини, а в 1992 году за действия, направленные на достижение международного равновесия, каодаисты включили в свой пантеон Михаила Горбачева.

Характерным примером каодаистского синкретизма является фраза, с которой начинается одно из канонических откровений, полученных на спиритическом сеансе от китайского поэта Ли Бо: "Друзья! Иисус Христос среди вас, чтобы указать путь ко спасению". На фронтоне каодаистского храма висит икона, изображающая Виктора Гюго, который пишет на священных скрижалях слова "свобода, равенство, братство". Справа те же слова китайскими иероглифами выводит Конфуций.

Главным символом "Као Дай" является изображение Всевидящего ока, окруженного лучами света.

Религиозная практика

Все последователи "Као Дай" делятся на три категории – священнослужителей, медиумов и мирян. Поскольку считается, что членом секты может быть представитель любой религии, в "Као Дай" существует три общины: конфуцианцев, даосов и буддистов, каждая со своими священнослужителями. Каждая из общин также имеет собственный цвет облачения (соответственно красный, синий и желтый).

Каодаистское богослужение, которое с особой торжественностью проводится в храме Тэй Ниня, весьма зрелищно. Представители духовенства в одеяниях трех цветов выстраиваются колоннами лицом к алтарю и начинают совершать молитвы, сопровождаемые земными поклонами. Служители высшей иерархии возжигают благовонные палочки. Несколько музыкантов в верхней надвратной галерее сопровождают богослужение вьетнамской традиционной музыкой. Миряне с трех сторон плечом к плечу правильными рядами (в ряды их выстраивают особо назначенные старосты) стоят внутри храма.

Ответвления

Уже в первое десятилетие существования секты в ней выделился целый ряд самостоятельных направлений. Наиболее влиятельным стало тэйниньское направление, возглавляемое Фам Конг Таком – "реформатором" каодаизма.

В настоящее время число приверженцев всех направлений "Као Дай" достигает примерно трех миллионов человек.

Литература

  1. Ветюков В. А. "Спиритические откровения духа Као Дай. Вьетнамские сектанты канонизировали Михаила Горбачева" // "НГ-РЕЛИГИИ", 15 января 2003 г.
X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту

[0] Као дай
X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту
А
Аароново согласие, Абиссинская Церковь, Аввакумовщина, Авелиты, Авраамиты, Агноиты, Агноиты(монофизитские), Агностики, Агностицизм, Адаматовщина, Адамиане, Адвентисты, Адвентисты грядущего века, Адвентисты седьмого дня, Адопционизм, Академия Золотова, Акефалиты, Акинфьевцы, Акулиновщина, Аладура, Албанская Православная Церковь, Александрийский Патриархат, Алоги, Алфеевская ветвь, Альбигойцы, Амальрикане, Американисты, Американская Православная Церковь, Анабаптисты, Ананда Марга, Анастасия, Англиканство, Андреевцы, Антидикомарианиты, Антиномисты, Антиохийский Патриархат, Антропоморфиты, Антропософия, Анфинганы, Аполлинаристы, Апостолики, Апотактиты, Арабиты, Арианство, Аристовщина, Арминиане, Армия спасения, Армянская Церковь, Арнольдизм, Арординери Ухт, Арсениты, Арья-самадж, Ассамблеи Бога, Ассидеи, Ассоциация великодушных миссионеров, Астрология, Атеизм, Аум Синрикё, Афиногеновщина, Африканская Методистская Епископальная Церковь, Африканские секты, Африканские секты нового времени, Афтартодокеты, Аэриане
Б
Бабаджисты, Бабизм, Бабушкино, Бажовцы, Бапостоло, Баптизм, Баптисты свободной воли, Баптисты седьмого дня, Бахаизм, Беглопоповцы, Безденежники, Безпоповцы, Белая экология, Белое братство, Белоризцы, Беседники, Бесоперевоплощенцы, Бессмертники, Богемские братья, Богомилы, Богородичники, Болгарская Православная Церковь, Боносиане, Братство Ананда, Братство Мадра, Братья свободного духа, Брахма Кумарис, Буддизм, Буддизм в отдельных странах, Буддизм в России
В
Ваджраяна, Валезиане, Валентиане, Вальденсы, Вардесаниты, Варлаамиты, Василидиане, Вейгелиане, Верования древних кельтов, Верования древних славян, Верования Северо-Американских племен, Ветвь Давидова, Ветковцы, Водяники, Воздыханцы, Восточно-католические Церкви, Восточные секты, Восточные секты нового времени, Восточный дом, Всемирная церковь Бога, Вуду
Г
Гелугпа, Геннадиевская ветвь, Герметизм, Гермогениане, Гернгутеры, Геры, Гностицизм, Годескалькионы, Голубцы, Грузинская Православная Церковь, Группа Доброслава, Гуситы
Д
Давидовы адвентисты, Даосизм, Движение New Age, Движение веры, Движение Грааля, Движение Шри Чинмоя, Джайнизм, Дзен, Диаковщина, Дигамбары, Диссентеры, Докеты, Донатизм, Древневосточные Церкви, Древнескандинавские верования, Древние ереси, Духоборы, Духовный союз Татариновой, Душители, Дырники
Е
Евангелические адвентисты, Евангельские христиане, Евхиты, Езидизм, Еноховцы, Епифановщина, Ессеи
Ж
Жидовствующие
З
Западные секты, Западные секты нового времени, Зарубежная Православная Церковь, Зарубежное неоязычество, Зарубежные секты New Age, Зарубежный сатанизм, Зелёное братство, Зелёный орден, Знахарство, Зороастризм
И
Ивановцы, Иерусалимский Патриархат, Иконоборчество, Инглиистическая церковь, Индуизм, Институт знаний о тождественности, Ислам, Истинно Православная Церковь, Истинно-православные христиане, Иудаизм
К
Каббализм, Каиниты, Каликстины, Калиновцы, Кальвинизм, Као дай, , Катакомбная Церковь, Католичество, Католичество в Индии, Католичество в Китае, Католичество в отдельных странах, Католичество в России, Католичество в Японии, Католичество во Вьетнаме, Квазиденоминации, Квакеры, Керинфиане, Киевский Патриархат, Кипрская Православная Церковь, Киселевцы, Китайский буддизм, Кодо кёдан, Колыбель Сибири, Конгрегационалисты, Конко кё, Консервативный иудаизм, Константинопольский Патриархат, Конфуцианство, Копто-католики, Коптская Церковь, Кришнаиты, Крылья совершенства, Крысятницы, Куродзуми кё, Кэйсин сусо дзисюдан
Л
Лайф Спэйс, Лефевристы, Лужковцы, Лучинковцы, Любушкино, Лютеранство, Люциферисты
М
Магия, Македониане, Малеванщина, Манихеи, Мантика, Мариавиты, Маркиониты, Марониты, Марьяновцы, Масонство, Материализм, Махаяна, Мельхиседеки, Менандриане, Меннониты, Методизм, Миссия божественного света, Митраизм, Молния Востока, Молокане, Молокане донские, Молокане общие, Монофелитство, Монофизитство, Монтанизм, Монтаны, Мормоны, Мунгики, Мюридизм
Н
Назареи, Намдхари, Народный храм, Небесные врата, Немоляки, Неоязыческие секты, Неплательщики, Неславянское неоязычество, Несторианство, Нетовщина, Нёрай кё, Нигилизм, Ниранкари, Нитирэнизм, Новоапостольская церковь, Новожены, Новоскопчество, Новоспасово, Новохлысты, Новый акрополь, Новый Израиль
О
Общественные всеобщие друзья, Общество жизни и Второго Пришествия, Общество развития своих способностей, Общество сатаны, Оккультизм, Онисимовщина, Орден Храма солнца, Ортодоксальный иудаизм, Осиповщина, Отрицанцы, Офиты, Ошмарий-чимарий
П
Павликиане, Пальмарианская церковь, Панеты, Паниашковцы, Пасхальники, Пелагианство, Ператы, Перевертанцы, Перекрещенцы, Перемазовщина, Пиетизм, Плимутские братья, Польская Православная Церковь, Поместная церковь, Поморский толк, Поповцы, Последователи Григория Грабового, Последователи Карлоса Кастанеды, Последователи Шри Ауробиндо, Поющая нетовщина, Православие, Православие в Албании, Православие в Америке, Православие в Болгарии, Православие в Греции, Православие в Грузии, Православие в Египте, Православие в Израиле, Православие в Китае, Православие в Польше, Православие в России, Православие в Румынии, Православие в Сербии, Православие в Сирии, Православие в Турции, Православие в Украине, Православие в Финляндии, Православие в Чехии и Словакии, Православие в Японии, Православие на Кипре, Православная кафолическая церковь, Православная свободная церковь, Пресвитериане, Пресники, Протестантизм, Прочие древние секты, Пустынники, Пятидесятники
Р
Радастея, Радхасоами Сатсангх, Расколы в католичестве, Растафарианство, Раэлианское движение, Ревнители истинного благочестия, Рейки, Религии Востока, Религии Доколумбовой Америки, Религии древности, Религия ацтеков, Религия Древнего Египта, Религия Древнего Израиля, Религия Древнего Рима, Религия Древней Греции, Религия Древней Месопотамии, Религия инков, Религия майа, Реториане, Реформистский иудаизм, Риссё косэй кан, Розенкрейцеры, Российская церковь сатаны, Российские секты New Age, Российский сатанизм, Российское неоязычество, Румынская Православная Церковь, РУНвира, Русская Православная Церковь, Русские псевдохристианские секты, Русские секты нового времени, Рэй ю кай, Рябиновщина
С
Савайвалисты, Саддукеи, Саентология, Самаряне, Санкай кёдан, Сатанизм, Сатья Саи Баба, Сахаджа-йога, Сахадждхари, Сведенборгиане, Свидетели Иеговы, Седевакантисты, Секты, Секты вьетнамского происхождения, Секты индийского происхождения, Секты китайского происхождения, Секты корейского происхождения, Секты на основе ислама, Секты Нового времени, Секты филиппинского происхождения, Секты японского происхождения, Семья, Семья детей Бога, Серафимовцы, Сербская Православная Церковь, Серые голуби, Сикхизм, Симониане, Синий лотос, Синтоизм, Сионская весть, Сисинкай, Скопцы, Славянское неоязычество, Современные примитивные религии, Современные секты, Сокка гаккай, Сопуны, Социниане, Спиритизм, Средневековые византийские ереси, Средневековые европейские ереси, Средневековые ереси, Средневековые русские ереси, Средники, Старокатолики, Старообрядчество, Статейники, Стефановщина, Странники брачные, Страннический толк, Стригольники, Субботники, Сунниты, Суслово, Суфизм, Схорон еж словен, Сютаевцы
Т
Табориты, Тантра-йога, Тантра-Сангха, Телеши, Теософия, Тетрада, Течения в буддизме, Тибето-монгольский буддизм, Титловщина, Тойцу кекай, Толстовцы, Традиционное рейки, Традиционные верования Австралии и Океании, Традиционные верования Африки, Традиционные верования индейских племен, Трансцедентальная медитация, Тропарщики, Тэнри кё
У
Удаси, Удмурт вось, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская правоверная греко-католическая церковь, Украинская Православная Церковь, Украинские греко-католики, Унитарианско-универсалистская церковь, Утрехтская церковь
Ф
Фалуньгун, Фарисеи, Федосеевский толк, Филипповский толк, Филипповцы нечадородные, Филипповцы орловские, Филипповцы чадородные, Финляндская Православная Церковь, Форум, Фундаменталистская ЦИХСПД, Фундаменталисты
Х
Хабратц Хэрсе Хэор Бохер, Хасиды, Хинаяна, Хиромантия, Хлысты, Хо-но хана, Хоа-хао, Хоммон буцурю ко, Храм Сета, Храм Шеол, Христадельфиане, Христианская наука, Христианство
Ц
Цвинглианство, Центр Единение, Центр Кадуцей, Центр космического сознания, Центр Униведа, Центр Юнивер, Церковь адамитов, Церковь Адвентистских христиан, Церковь Бога, Церковь возрождения 10-и заповедей, Церковь всеобщая и торжествующая, Церковь нави, Церковь объединения, Церковь Откровения, Церковь последнего завета, Церковь сатаны, Церковь Фотинии Светоносной, Церковь Христа
Ч
Чань, Чернобыльцы, Черное братство, Черный ангел, Черный дракон, Чехословацкая Православная Церковь, Читающие, Чома, Чуриковцы
Ш
Шалопуты, Шветамбары, Шииты, Школа Диворга, Школа ДЭИР, Школа единения Всеволод, Шри Чайтанья Сарасват Матх, Штундизм, Штундо-молокане, Штундо-хлысты, Шэйкеры
Э
Эбиониты, Экология сознания, Элладская Православная Церковь, Энерсис
Ю
Южный крест
Я
Японская Автономная Православная Церковь, Японские секты нового времени, Японский буддизм