☺ ⚲

19 октября, Свв. Иоанн де Бребёф и Исаак Жог, священники, и сподвижники их, мученики
Св. Павел Креста, священник
см. календарь

Правда о Католической Церкви

>> авторизация <<

Религиозные учения и секты. Справочник

Открыть каталог

СЕКТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПОРФИРИЯ ИВАНОВА

Секта
Русская, синкретическая

Существует довольно широкое движение последователей оздоровительных методов Порфирия Иванова, которые не знакомы с его учением и не являются сектантами. Сектой, в полном смысле слова, можно назвать т. н. "Внутренний круг" приверженцев, которые рассматривают идеи Порфирия Иванова, прежде всего, в религиозной плоскости.

I. Основные данные

1. Основатель: Иванов Порфирий Корнеевич. 1898 – 1983.

Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1898 г. на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградской обл.). в многодетной семье шахтера. Закончил 4 класса церковно-приходской школы. Работать пошел с 12 лет, с 15 лет – шахтером. В 1917 г. Иванов был призван в армию, но из-за перемирия не воевал. После демобилизации в 1918 г. женился, у него родилось два сына (в 1918 и в 1925 г.). В гражданскую войну он активно помогал новой власти. В 1922 г. был осужден за неуплату патентного налога и отбывал 11 месяцев в Архангельской области. Работал на заводе, в депо, экспедитором и пр.

В конце 20-х годов он, по собственному заявлению, стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Иванова нашло некое "просветление", которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой. После этого он начал распространять свое учение. В результате "просветления" Иванов также приобрел особые свойства: претерпевал любой мороз, зимой и летом ходил всегда в одних трусах, мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни.

В 1934 г. он переехал в Красный Сулин и начал целительскую практику, отпустил бороду и волосы. За это был уволен с работы, и с тех пор решил посвятить себя целиком своей идее. Затем он совершил "проход по Донбассу" в одних трусах, воздерживаясь от еды и зачастую от воды. Далее последовало устройство на работу и новое увольнение в 1935 г., после чего Иванов был доставлен в Ростовскую психбольницу, откуда его выписали с диагнозом "хроническое душевное расстройство в форме шизофрении". В 1936 г. он повез письмо на VIII съезд Советов, но в Москве был арестован ОГПУ и насильно отправлен в одежде домой. В 1938 г. ВТЭК Ростовской больницы определил Иванова инвалидом первой группы без права на работу.

В 1942 г. Красный Сулин, где жил Иванов с семьей был оккупирован немцами. Генерал Паулюс выдал ему справку для передвижения по оккупированной территории "как испытателю себя в природе". Как уникальный человек он даже был отправлен в Берлин, но снят с поезда и арестован гестапо в Днепропетровске и вскоре отпущен. В 1943 г. он поехал к Сталину с предложением заключить мир, но был помещен в Институт психиатрии им. Сербского. В 1976 г. Иванов оказался в Новошахтинской психбольнице МВД, однако был выдан ученикам и перевезен ими на хутор Верхний Кондрючий. После выздоровления ему было заниматься целительством и покидать территорию дома далее чем на 30 метров. В тюрьмах, изоляторах и психбольницах Иванов провел в общей сложности 12 лет. Несмотря на негативное отношение властей, сильно затруднявшее распространение учения, число последователей Порфирия Иванова росло.

Он вернулся на хутор Верхний Кондрючий, где и наставлял своих учеников до конца жизни. Незадолго до смерти к Иванову пришло публичное признание. Статьи о нем в 1982 г. появились в журналах "Техника – молодежи" и "Огонёк". В это же время был впервые опубликован свод наставлений Иванова, получивший название "Детка". Это способствовало еще большей популярности "Учителя" и росту количества приверженцев учения. Порфирий Иванов скончался 10 апреля 1983 г. в возрасте 85-и лет, вследствие тяжелой болезни (несмотря на закаливание и все оздоровительные методики).

2. Время основания:

25 апреля 1933 г. – "просветление" Порфирия Иванова на Чувилкином Бугре.

3. Место основания:

Хутор Верхний Кондрючий, Ворошиловградской обл. (ныне – Луганская область Украины)

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространилась по многим республикам бывшего СССР. Наибольшее число последователей – в России и на Украине. Летом 1995 года в Москве состоялась международная конференция, собравшая представителей секты из ряда стран СНГ.

5. Местонахождение руководящего центра:

"Дом здоровья" – Украина, Луганская обл., Свердловский р-н, п/о Должанское, хутор Верхний Кондрючий.

Центры последователей Порфирия Иванова есть во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Белгороде, Вологде, Череповце и др. В Москве на проспекте Мира находится центр "Начало".

6. Организационная структура:

Общины последователей Порфирия Иванова управляются самостоятельно, образуя своего рода конфедерацию. Периодически проходят конференции, собирающие представителей общин из разных регионов, как России, так и других стран СНГ.

7. Базовая литература:

  • Иванов П. К. "Детка".

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

элементы христианства, язычество (культ природы).

2. Краткое изложение учения:

Учение Порфирия Иванова содержится в его книге "Детка" и содержит 12 заповедей:

  1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде... Горячее купание заверши холодным.
  2. Перед купанием или после него, и если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой – на снег хотя бы на 1 – 2 минуты.
  3. Не употребляй алкоголя и не кури.
  4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18 – 20 часов пятницы до воскресенья 12 часов.
  5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком.
  6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего.
  7. Здоровайся со всеми везде и всюду.
  8. Помогай людям.
  9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость.
  10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти.
  11. Мысль не отделяй от дела.
  12. Рассказывай, передавай опыт этого дела.

В целом эти заповеди выглядят совершенно безобидно и вполне сочетаются с традиционным христианством. Более того, в них не видна никакая религиозная подоплека. Однако последователи Иванова, входящие в т. н. "Внутренний круг" приверженцев учения, исповедуют религиозную доктрину, центральное место в которой занимает личность "Учителя", воспринимаемого как "мессия". По учению ивановцев, Христос пришел на Землю, чтобы принести людям "соборность". Иванов же дал более высокую степень соборности – единство людей и природы. Ивановцы обожествляют природу, только слившись с которой, по их мнению, можно обрести спасение.

В то же время религиозное учение ивановцев в важнейших пунктах противопоставляется христианству. Они отрицают бессмертие души и неизбежность посмертного воздаяния, существование ада и рая. Они также отвергают Церковь и Таинства утверждая, что "каждый ивановец сам себе поп".

Порфирий Иванов почитается сектантами как ходатай и посредник в общении с Природой и даже именуется "Господом Животворящим". Он же является подателем здоровья. Сам Иванов наставлял своих последователей: "Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: "Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!" Проси с душой и сердцем и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, ты получишь". Не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, Иванов двусмысленно намекал на распятие "брата своего".

В определенное время все последователи секты поют гимн, посвященный Порфирию Иванову и его "просветлению" на Чувилкином Бугре:

"Люди Господу верили как Богу,
А Он Сам к нам на Землю пришел.
Смерть как таковую изгонит.
А жизнь во славу введет.
Где люди возьмутся на этом Бугре
Они громко скажут слово.
Это есть наше райское место,
Человеку слава бессмертна".

ПРИМЕЧАНИЕ:

Некоторые исследователи считают, что сам Порфирий Иванов был чистым материалистом и его методы оздоровления не имеют ничего общего с мистикой и религией. Согласно этому мнению, религиозная составляющая появилась в учении ивановцев уже после смерти "Учителя". С этим утверждением трудно согласиться. В работе Иванова "Курс моментальной закалки" явно присутствуют элементы, позволяющие говорить о присутствии определенной "мистики" в его методе воздействия на человека. Так, Иванов считает, что обладает возможностью передавать свое здоровье другому человеку посредством особого обряда: "Прежде всего, я беру его правой рукою за правую руку, прижимаюсь своею левой щекой до его левой щеки и прислоняюсь грудью к его груди так, чтобы мое сердце пришлось прямо против его сердца. При этом я желаю и говорю ему: я желаю, чтобы ты заимел мое личное здоровье, а твое нездоровье беру себе". Иванов также верит в свою способность "проникать" в организм другого человека: "Я свою мысль бросаю сначала в высоту в самую глубину Вселенной, а потом вниз, в глубину воды и земли, а потом по всем обиженным в природе живым существам, а потом в человека. Я проникаю в его организм своим внутренним зрением и ощущением, начинаю от головного мозга и до пальцев рук и ног и сердца, и легких, и во все другие органы, кроме желудка, о котором даже нельзя вспоминать. Проникая своим внутренним зрением и ощущением в организм человека, особенно в его головную нервную систему, я как будто электрическим током пробуждаю его скрытые силы и защитные способности". Подобные заявления явно далеки от "материализма" и, напротив, создают твердое ощущение, что оздоровительные методы Иванова насквозь пропитаны мистикой и оккультизмом.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В конце 20-х гг. основатель секты Порфирий Корнеевич Иванов почувствовал некую особую связь с природой и даже начал слышать голоса, призывающие к единению с ней. 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Иванова нашло "просветление", после чего он обрел экстраординарные способности (переносил мороз, мог долго не дышать под водой, и т. п.). С этого времени он начал распространять новое учение, несмотря на активное противодействие властей (12 лет Порфирий Иванов провел в лагерях и психбольницах). К 1971 г. на хуторе Верхний Кондрючий учениками построен "Дом Учителя", где Иванов мог принимать людей. В 1975 г. состоялось первое массовое посещение его последователями Чувилкина Бугра, где он якобы получил "просветление". В 1979 г. к Иванову впервые приехали журналисты и о нем был снят документальный фильм. Первая заметка с фотографией Иванова появилась в журнале "Техника – молодежи". В 1982 г. статья об "Учителе" появилась в "Огоньке" (№2). После публикации на хутор Верхний Кондрючий стала приходить масса писем. В ответ на них была написана "Детка" – изложение учения Иванова, впервые опубликованное в журнале "Огонек" (№8 за 1982 г.). Это способствовало значительному увеличению числа последователей – люди, жаждущие исцеления и наставления, потянулись к Иванову сплошным потоком. После смерти Порфирия Иванова в 1983 г. роль духовного лидера некоторое время исполняла его жена, принимавшая в движение новых приверженцев. В доме, где жил Порфирий Иванов, сектантами был устроен "Дом здоровья", ставший духовным центром для всех его последователей.

2. Современная деятельность

Деятельность многочисленных групп ивановцев носит преимущественно оздоровительную и экологическую направленность. Это, прежде всего, пропаганда методов закаливания, разработанных Порфирием Ивановым, а также распространение идей о необходимости "единения с природой". Время от времени, ивановцы устраивают конференции и выставки, рассказывающие о жизни и деятельности их "Учителя". Религиозная сущность движения известна далеко не всем сторонникам оздоровительных методов Порфирия Иванова. Учение о "Господе Животворящем Порфирии Корнеевиче Иванове" сообщается новичкам исподволь и постепенно. Религиозное почитание Иванова распространено среди более узкого круга лиц, образующих т. н. "Внутренний круг" его последователей.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. "Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера". Справочник. Белгород, 1997;
  2. Мороз А., свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. Зловредная секта Белого Братства", Изд-во "Сатисъ", СПб., 1995;
  3. "Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России". Справочник. Изд-во РАГС, М., 1996;
  4. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. "Опасные тоталитарные формы религиозных сект", Изд-во Свято-Владимирского Братства, М., 1996.

Ю. Д.

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту
А
Аароново согласие, Абиссинская Церковь, Аввакумовщина, Авелиты, Авраамиты, Агноиты, Агноиты(монофизитские), Агностики, Агностицизм, Адаматовщина, Адамиане, Адвентисты, Адвентисты грядущего века, Адвентисты седьмого дня, Адопционизм, Академия Золотова, Акефалиты, Акинфьевцы, Акулиновщина, Аладура, Албанская Православная Церковь, Александрийский Патриархат, Алоги, Алфеевская ветвь, Альбигойцы, Амальрикане, Американисты, Американская Православная Церковь, Анабаптисты, Ананда Марга, Анастасия, Англиканство, Андреевцы, Антидикомарианиты, Антиномисты, Антиохийский Патриархат, Антропоморфиты, Антропософия, Анфинганы, Аполлинаристы, Апостолики, Апотактиты, Арабиты, Арианство, Аристовщина, Арминиане, Армия спасения, Армянская Церковь, Арнольдизм, Арординери Ухт, Арсениты, Арья-самадж, Ассамблеи Бога, Ассидеи, Ассоциация великодушных миссионеров, Астрология, Атеизм, Аум Синрикё, Афиногеновщина, Африканская Методистская Епископальная Церковь, Африканские секты, Африканские секты нового времени, Афтартодокеты, Аэриане
Б
Бабаджисты, Бабизм, Бабушкино, Бажовцы, Бапостоло, Баптизм, Баптисты свободной воли, Баптисты седьмого дня, Бахаизм, Беглопоповцы, Безденежники, Безпоповцы, Белая экология, Белое братство, Белоризцы, Беседники, Бесоперевоплощенцы, Бессмертники, Богемские братья, Богомилы, Богородичники, Болгарская Православная Церковь, Боносиане, Братство Ананда, Братство Мадра, Братья свободного духа, Брахма Кумарис, Буддизм, Буддизм в отдельных странах, Буддизм в России
В
Ваджраяна, Валезиане, Валентиане, Вальденсы, Вардесаниты, Варлаамиты, Василидиане, Вейгелиане, Верования древних кельтов, Верования древних славян, Верования Северо-Американских племен, Ветвь Давидова, Ветковцы, Водяники, Воздыханцы, Восточно-католические Церкви, Восточные секты, Восточные секты нового времени, Восточный дом, Всемирная церковь Бога, Вуду
Г
Гелугпа, Геннадиевская ветвь, Герметизм, Гермогениане, Гернгутеры, Геры, Гностицизм, Годескалькионы, Голубцы, Грузинская Православная Церковь, Группа Доброслава, Гуситы
Д
Давидовы адвентисты, Даосизм, Движение New Age, Движение веры, Движение Грааля, Движение Шри Чинмоя, Джайнизм, Дзен, Диаковщина, Дигамбары, Диссентеры, Докеты, Донатизм, Древневосточные Церкви, Древнескандинавские верования, Древние ереси, Духоборы, Духовный союз Татариновой, Душители, Дырники
Е
Евангелические адвентисты, Евангельские христиане, Евхиты, Езидизм, Еноховцы, Епифановщина, Ессеи
Ж
Жидовствующие
З
Западные секты, Западные секты нового времени, Зарубежная Православная Церковь, Зарубежное неоязычество, Зарубежные секты New Age, Зарубежный сатанизм, Зелёное братство, Зелёный орден, Знахарство, Зороастризм
И
Ивановцы, , Иерусалимский Патриархат, Иконоборчество, Инглиистическая церковь, Индуизм, Институт знаний о тождественности, Ислам, Истинно Православная Церковь, Истинно-православные христиане, Иудаизм
К
Каббализм, Каиниты, Каликстины, Калиновцы, Кальвинизм, Као дай, Катакомбная Церковь, Католичество, Католичество в Индии, Католичество в Китае, Католичество в отдельных странах, Католичество в России, Католичество в Японии, Католичество во Вьетнаме, Квазиденоминации, Квакеры, Керинфиане, Киевский Патриархат, Кипрская Православная Церковь, Киселевцы, Китайский буддизм, Кодо кёдан, Колыбель Сибири, Конгрегационалисты, Конко кё, Консервативный иудаизм, Константинопольский Патриархат, Конфуцианство, Копто-католики, Коптская Церковь, Кришнаиты, Крылья совершенства, Крысятницы, Куродзуми кё, Кэйсин сусо дзисюдан
Л
Лайф Спэйс, Лефевристы, Лужковцы, Лучинковцы, Любушкино, Лютеранство, Люциферисты
М
Магия, Македониане, Малеванщина, Манихеи, Мантика, Мариавиты, Маркиониты, Марониты, Марьяновцы, Масонство, Материализм, Махаяна, Мельхиседеки, Менандриане, Меннониты, Методизм, Миссия божественного света, Митраизм, Молния Востока, Молокане, Молокане донские, Молокане общие, Монофелитство, Монофизитство, Монтанизм, Монтаны, Мормоны, Мунгики, Мюридизм
Н
Назареи, Намдхари, Народный храм, Небесные врата, Немоляки, Неоязыческие секты, Неплательщики, Неславянское неоязычество, Несторианство, Нетовщина, Нёрай кё, Нигилизм, Ниранкари, Нитирэнизм, Новоапостольская церковь, Новожены, Новоскопчество, Новоспасово, Новохлысты, Новый акрополь, Новый Израиль
О
Общественные всеобщие друзья, Общество жизни и Второго Пришествия, Общество развития своих способностей, Общество сатаны, Оккультизм, Онисимовщина, Орден Храма солнца, Ортодоксальный иудаизм, Осиповщина, Отрицанцы, Офиты, Ошмарий-чимарий
П
Павликиане, Пальмарианская церковь, Панеты, Паниашковцы, Пасхальники, Пелагианство, Ператы, Перевертанцы, Перекрещенцы, Перемазовщина, Пиетизм, Плимутские братья, Польская Православная Церковь, Поместная церковь, Поморский толк, Поповцы, Последователи Григория Грабового, Последователи Карлоса Кастанеды, Последователи Шри Ауробиндо, Поющая нетовщина, Православие, Православие в Албании, Православие в Америке, Православие в Болгарии, Православие в Греции, Православие в Грузии, Православие в Египте, Православие в Израиле, Православие в Китае, Православие в Польше, Православие в России, Православие в Румынии, Православие в Сербии, Православие в Сирии, Православие в Турции, Православие в Украине, Православие в Финляндии, Православие в Чехии и Словакии, Православие в Японии, Православие на Кипре, Православная кафолическая церковь, Православная свободная церковь, Пресвитериане, Пресники, Протестантизм, Прочие древние секты, Пустынники, Пятидесятники
Р
Радастея, Радхасоами Сатсангх, Расколы в католичестве, Растафарианство, Раэлианское движение, Ревнители истинного благочестия, Рейки, Религии Востока, Религии Доколумбовой Америки, Религии древности, Религия ацтеков, Религия Древнего Египта, Религия Древнего Израиля, Религия Древнего Рима, Религия Древней Греции, Религия Древней Месопотамии, Религия инков, Религия майа, Реториане, Реформистский иудаизм, Риссё косэй кан, Розенкрейцеры, Российская церковь сатаны, Российские секты New Age, Российский сатанизм, Российское неоязычество, Румынская Православная Церковь, РУНвира, Русская Православная Церковь, Русские псевдохристианские секты, Русские секты нового времени, Рэй ю кай, Рябиновщина
С
Савайвалисты, Саддукеи, Саентология, Самаряне, Санкай кёдан, Сатанизм, Сатья Саи Баба, Сахаджа-йога, Сахадждхари, Сведенборгиане, Свидетели Иеговы, Седевакантисты, Секты, Секты вьетнамского происхождения, Секты индийского происхождения, Секты китайского происхождения, Секты корейского происхождения, Секты на основе ислама, Секты Нового времени, Секты филиппинского происхождения, Секты японского происхождения, Семья, Семья детей Бога, Серафимовцы, Сербская Православная Церковь, Серые голуби, Сикхизм, Симониане, Синий лотос, Синтоизм, Сионская весть, Сисинкай, Скопцы, Славянское неоязычество, Современные примитивные религии, Современные секты, Сокка гаккай, Сопуны, Социниане, Спиритизм, Средневековые византийские ереси, Средневековые европейские ереси, Средневековые ереси, Средневековые русские ереси, Средники, Старокатолики, Старообрядчество, Статейники, Стефановщина, Странники брачные, Страннический толк, Стригольники, Субботники, Сунниты, Суслово, Суфизм, Схорон еж словен, Сютаевцы
Т
Табориты, Тантра-йога, Тантра-Сангха, Телеши, Теософия, Тетрада, Течения в буддизме, Тибето-монгольский буддизм, Титловщина, Тойцу кекай, Толстовцы, Традиционное рейки, Традиционные верования Австралии и Океании, Традиционные верования Африки, Традиционные верования индейских племен, Трансцедентальная медитация, Тропарщики, Тэнри кё
У
Удаси, Удмурт вось, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская правоверная греко-католическая церковь, Украинская Православная Церковь, Украинские греко-католики, Унитарианско-универсалистская церковь, Утрехтская церковь
Ф
Фалуньгун, Фарисеи, Федосеевский толк, Филипповский толк, Филипповцы нечадородные, Филипповцы орловские, Филипповцы чадородные, Финляндская Православная Церковь, Форум, Фундаменталистская ЦИХСПД, Фундаменталисты
Х
Хабратц Хэрсе Хэор Бохер, Хасиды, Хинаяна, Хиромантия, Хлысты, Хо-но хана, Хоа-хао, Хоммон буцурю ко, Храм Сета, Храм Шеол, Христадельфиане, Христианская наука, Христианство
Ц
Цвинглианство, Центр Единение, Центр Кадуцей, Центр космического сознания, Центр Униведа, Центр Юнивер, Церковь адамитов, Церковь Адвентистских христиан, Церковь Бога, Церковь возрождения 10-и заповедей, Церковь всеобщая и торжествующая, Церковь нави, Церковь объединения, Церковь Откровения, Церковь последнего завета, Церковь сатаны, Церковь Фотинии Светоносной, Церковь Христа
Ч
Чань, Чернобыльцы, Черное братство, Черный ангел, Черный дракон, Чехословацкая Православная Церковь, Читающие, Чома, Чуриковцы
Ш
Шалопуты, Шветамбары, Шииты, Школа Диворга, Школа ДЭИР, Школа единения Всеволод, Шри Чайтанья Сарасват Матх, Штундизм, Штундо-молокане, Штундо-хлысты, Шэйкеры
Э
Эбиониты, Экология сознания, Элладская Православная Церковь, Энерсис
Ю
Южный крест
Я
Японская Автономная Православная Церковь, Японские секты нового времени, Японский буддизм