19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Квазиденоминация
Китайского происхождения

Организация также известна под названием "Местная церковь" или просто "Церковь" с обозначением города ее пребывания: "Церковь в Москве", "Церковь в Петербурге", "Церковь в Гонконге" и т. п. При этом в английском варианте в названии имеется определенный артикль: например, "The Church in Moscow", что подчеркивает исключительный характер этой церкви. Более точно это название можно перевести как "Единственная Церковь в Москве". Последнее время в России организация все чаще фигурирует под именем "Церковь домашних собраний".

I. Основные данные

1. Основатель: Ни Тошэн (1903 – 1972). Его имя переводят как Уочман Ни, то есть "Сторож Ни". Он также известен как Ни Шуцзу или Генри Ни.

Ни Тошэн родился в 1903 г. на юге Китая в семье методистов, однако сам он принял крещение только в 1920 г. Ни учился в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже на какое-то время отошел от него. Однако под влиянием китайской евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они критиковали западных протестантов, обвиняя их в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал группу единомышленников, основав общину со временем получившую название "Место собрания христиан", а затем – "Церковь зала собраний". Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он обличал "традиционализм" различных христианских общин и деноминаций, настаивая на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса пасторов.

Значительное влияние на Уочмана Ни оказали идеи "Плимутского братства", основанного в Англии в 1831 г. и с начала ХХ века активно занимавшегося миссионерской деятельностью в Китае. Члены "Плимутского братства" регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному Суду, который они вскоре ожидали. Поведение членов этого братства жестко регламентировалось, им категорически запрещалось общение с членами других деноминаций. Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже сумел получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, поскольку желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Однако от "Плимутского братства" у Ни Тошэна остались некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений "Гимны малого стада".

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармацевтическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. Управление общиной он передал своему ученику Ли Чаншоу, известному под именем Уитнесс Ли. В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Сам Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагерей. После начала культурной революции срок продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие весьма обширно – неполное собрание сочинений составляет 20 томов.

2. Время основания:

1927 г.

3. Место основания:

Китай

4. Регион распространения:

В настоящее время "Поместная Церковь" распространилась по всему миру. Наибольшее число последователей в США, Гонконге и на Тайване. В феврале 1998 г. на сайте "Поместной Церкви" в Интернете указывалось, что она действует в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. По заявлению "Поместной Церкви", в 1996 г., в России у нее было около 2000 полноправных членов, однако влияние этой организации значительно выше, поскольку книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли, а также журнал "Поток" печатаются миллионными тиражами и распространяются повсеместно. Это обеспечивает "Поместной Церкви" большое число "сочувствующих".

5. Местонахождение руководящего центра:

штат Калифорния, США

6. Организационная структура:

"Поместная церковь" имеет жесткую иерархическую структуру. Жизнь всех членов общины строго контролируется руководством.

Члены "Поместной Церкви" делятся на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводит молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста числа верующих семьи разделяются на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входят двое ответственных за посещаемость собраний.

7. Базовая литература:

Книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли

У "Поместной Церкви" есть издательство под названием "Живой поток" ("Living Stream"). Однако формально в структуру церкви оно не входит, являясь отдельным независимым издательством (что всячески подчеркивается). В то же время, все сотрудники издательства являются членами "Поместной Церкви" и вся выпускающаяся литература имеет к этой церкви самое непосредственное отношение.

Издательство "Живой поток" выпустило собственный перевод Библии с английского на русский, украинский и армянский языки (так называемая "Версия восстановления" или "Восстановительный перевод"). Издания "Живого Потока" особенно популярны среди баптистов и пятидесятников.

8. Периодические издания:

  • Журнал "Поток"

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

В деле подготовки миссионеров "Поместной Церкви" очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором готовят проповедников. До своей смерти 9 июня 1997 г. подготовкой миссионеров занимался лично Уитнесс Ли.

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм

2. Краткое изложение учения:

Учение "Поместной Церкви" в целом мало отличается от протестантского, однако его особенностью является безоговорочное следование трактовкам Уочмана Ни и Уитнесса Ли, которые порой характеризуются совершенной богословской безграмотностью или даже содержат откровенно неортодоксальные идеи.

Уитнесс Ли считал, что его действиями непосредственно руководит Сам Бог и требовал от последователей безоговорочного подчинения. Это четко прослеживается в его проповедях: "Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филипса и Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, – это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения..." Уитнесс Ли также заявлял: "Не ду майте, что это мое учение, это откровение Господа". Следовательно, "Поместная Церковь" имеет чистое неискаженное христианское учение, базирующееся непосредственно на Откровении от Бога.

Все остальные христианские общины в "Поместной Церкви" принято называть "деноминациями". Это слово имеет негативный оттенок и противопоставляется понятию "церковь", которое применяется только к самой "Поместной Церкви". Обычно утверждается, что обратиться к Богу человек может и в "деноминациях", но полностью прийти к Нему – только в "Поместной Церкви". В других деноминациях тоже есть истинные христиане, но они не знают, что они истинные христиане. К тому же, истинные христиане пребывают там как бы временно, потому что, узнав о существовании "Поместной Церкви", они сразу переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Считается, что люди, которые находятся в "деноминациях", слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может более находиться там и вступает в "Поместную Церковь": "лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух".

При этом, отношение к "деноминациям" отнюдь нельзя назвать миролюбивым. "Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон – это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римско-Католическая Церковь – это мать, а все деноминации – это ее дочери". И далее: "Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования Церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства".

Католическую Церковь Уитнесс Ли объявляет "апокалиптической Иезавелью" из церкви Фиатирской, которая называет себя пророческой и вводит в заблуждение детей Божиих (Откр. 2, 20 – 23). Протестантов он сравнивает с Сардийской церковью, о которой апостол Иоанн говорит: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Плимутское братство – это Лаодикийская церковь: "Ты ни холоден, ни горяч" (Откр. 3, 15 – 16).

Уитнесс Ли утверждает, что подлинное учение Христа было утрачено примерно с 60 года по Р. Х., а к концу II в. в Церкви не осталось практически ни капли истины, сама же Церковь стала "Вавилонской блудницей". Таким образом, к началу Реформации XVI в. на Земле стояла кромешная тьма. Он пишет: "Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога". Уитнесс Ли считает, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом, Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги по направлению к восстановлению истинной Церкви. Затем на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной "возрожденной церковью" является только община Уитнесса Ли.

Учения других христианских общин проверяются членами "Поместной Церкви" на истинность следующим образом: если учение расходится с доктриной Уитнесса Ли, – оно считается ошибочным.

Однако в действительности среди высказываний Уитнесса Ли есть богословские утверждения, которые, с точки зрения исторического христианства, являются откровенно еретическими. Так, одним из основных элементов его учения является концепция "смешивания" ("mingling" или "blending"). Согласно учению Уитнесса Ли, Бог сотворил человека, чтобы "смешаться" с ним в вечности. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком (Христос является примером такого "смешения"). Человек также перестает быть просто человеком и делается человекобогом. Таким образом, цель существования человека – смешаться с Богом. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека. Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и смешался, слился с Ним. Однако, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним, сам частично сделавшись сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело – это сатана в прямом смысле, душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной. "Наша падшая душа, наше внутреннее "я" – это и есть сам диавол, который в нас живет" – пишет Уитнесс Ли. Таким образом, злом провозглашается не грех (бунт против Бога), а сама человеческая идентичность (На эти взгляды Уитнесса Ли, несомненно, повлияло его восточное происхождение).

Объясняя термин "смешивание", Уитнесс Ли подчеркивает, что это полное слияние: "это как чай и вода – если вы подливаете чайную заварку в воду, то это делается единой "чайной водой", в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной, дух же наш умер после падения". Однако у Бога есть Свой план спасения, который состоит в том же смешивании или слиянии. Христос стал первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом.
По утверждению Уитнесса Ли, если человек является истинным христианином (то есть принадлежит к "Поместной Церкви"), его дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом, он делается в полном смысле единым с Богом, становится Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос – Богочеловек, то мы, приходя в Его Церковь ("Поместную"), тоже становимся "боголюдьми". "Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое" – пишет он. Смешивание происходит постепенно. День за днем христианин впитывает Слово Божие ("ест и пьет Христа"), постепенно смешиваясь с Ним. Кроме того, всем верующим необходимо постоянно "смешиваться" друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух.

Несомненно, такое учение о человеческой природе и о спасении значительно отличается от общехристианского. Ни в одной из конфессий христиане обычно не считают себя "боголюдьми" и не воспринимают спасение как "смешение с Богом" или "растворение" в Нем. Такое понимание спасения характерно, скорее, для восточных религий. Единство Церкви также не предполагает формирования из верующих однородной безликой массы.

Тема "смешивания" переходит в учении Уитнесса Ли и на христологию, порождая совершенно неортодоксальные утверждения. Так, в "Поместной Церкви" считается что божественная и человеческая природы во Христе до такой степени смешаны, что в Нем остается лишь природа Богочеловеческая. Уитнесс Ли заявляет: "Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одной". Такое учение явно противоречит христианскому, согласно которому, "Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо" (Халкидонский Собор).

Учение "Поместной Церкви" о Пресвятой Троице следует древней ереси монархианства, точнее, ее разновидности – модализму (учению о том, что Ипостаси Троицы – это только "образы" или "модусы" единого Бога. Уитнесс Ли объясняет Троицу так: "Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети – он для них отец. Потом он идет в университет, и там он – профессор. Потом он идет в больницу – и там он врач. Так кто же он – отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог – нату ра с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом". "Бог во Христе прошел через длинный процесс – процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом". Таким образом, согласно Уитнессу Ли, Бог-Отец Сам был распят на Кресте (ересь патрипассианства). Подобное богословие чуждо не только традиционным христианским Церквам, но и протестантизму.

Порой, богословские высказывания Уитнесса Ли заходят еще дальше: "Как Бог, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы: Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства". Бог, согласно Уитнессу Ли, – это также и Церковь (имеется в виду "истинная", т. е. "Поместная Церковь"). Она добавляется к Троице в качестве четвертой Ипостаси: "Теперь Они четыре в Одном – это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь". Судя по всему, это утверждение призвано показать божественную сущность "Поместной Церкви" и, тем самым, еще более укрепить верность и послушание ей со стороны последователей.

Примеры, приводимые Уитнессом Ли для объяснения Троицы, не без оснований воспринимаются многими как крайне примитивные и кощунственные. Он пишет:
"Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. (...) Я думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. (...) Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын – с ломтями; наконец, Дух – с кашицей"...

Кроме того, Св. Дух – это "...всеизлечивающая поливитаминная таблетка. Достаточно одной таблетки, чтобы разрешить ваши нужды. Представьте себе только, какая это таблетка! <...> Излечение – в этой таблетке. Одна доза Святого Духа избавит тебя ото всех неприятностей" и т. п.

Такое примитивное понимание христианского учения явно выдает в Уитнессе Ли человека, совершенно невежественного в вопросах богословия и, по сути, слабо разбирающегося в христианстве.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Сами члены "Поместной церкви" считают себя "внеденоминационными протестантами", однако абсолютное большинство протестантов их таковыми не признает. Некоторые православные исследователи, например, Александр Дворкин, вообще не относят "Поместную Церковь" к христианским общинам, считая, что эта организация – "основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов". К подобному мнению склоняются и сотрудники Санкт-Петербургского "Центра Апологетических исследований", относящие "Поместную Церковь" к разряду "культов".

1. Основные этапы истории

"Поместная Церковь" ведет свое происхождение от "Церкви зала собраний", основанной в Китае в 1920-х годах. В это время под влиянием антизападных настроений часть китайских протестантов порвала с иностранными руководителями миссий, при этом не отказываясь от самого протестантизма. Возникло течение сторонников "национальной церкви, свободной от империалистического влияния". Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн, который в 1922 году порвал со всеми протестантскими группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие. В 1927 г. он основал общину под названием "Место собрания христиан", позднее переименованную в "Церковь зала собраний". В 1938 г. "Церковь зала собраний" имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих.

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от управления своей церковью, передав его своему ученику Ли Чаншоу, известному как Уитнесс Ли или "Свидетель Ли" (1905 – 1997). Уитнесс Ли стал подлинным вдохновителем и идеологом организации. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался способным организатором. Его авторитет был поистине непререкаем. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось, несмотря на многочисленные ошибки и неточности (порой объясняющиеся плохим знанием английского языка).

Ли Чаншоу родился в северной китайской провинции Шаньдунь. Он происходил из семьи китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась "Китайская независимая церковь". Он поддерживал связи и с миссионерами "Плимутского братства". Переломным моментом в его жизни стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него сильнейшее впечатление. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы. Он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился. В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. После освобождения Китая он вновь приступил к миссионерской деятельности. Именно ему пришлось восстанавливать после войны разрушенную структуру "Церкви зала собраний". Он разделил верующих на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответственных за посещаемость. Постепенно регламентация поведения стала ужесточаться: на всех верующих были заведены личные дела и был окончательно закреплен принцип: "ничего нельзя делать, не спросясь у руководства".

К моменту прихода коммунистов к власти в Китае община уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность церкви, а также добровольные вклады верующих. К 1949 г. "Церковь зала собраний" имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов.

В том же году Уитнесс Ли переселился с семьей на Тайвань, где Уочман Ни имел свою фабрику и школу проповедников. Там было основано издательство "Тайванская комната евангельской книги" и сеть общин, которая всего через пять лет насчитывала уже 20 000 прихожан.

В 1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал "Церковь в Лос-Анджелесе", и вскоре многие его приверженцы с Тайваня последовали за ним. Община стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан "Живой Поток", ставший издательским филиалом движения. В Лос-Анджелесе стали проводится ежегодные конференции. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В 1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран. В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании. В 1970 г. было уже 1300 чел овек, а зарубежные гости приехали из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия.

2. Современная деятельность

Члены "поместной Церкви" активно проповедуют в метро и на улицах. Стиль их миссионерской деятельности практически не отличается от стиля работы "Церкви Христа". Отличить миссионеров этих двух течений весьма непросто. Однако подошедшие к вам члены "Церкви Христа" на вопрос: "Вы из Церкви Христа?", скорее всего, ответят утвердительно. Миссионеры из "Поместной церкви" в большинстве случаев скажут, что они "просто христиане". Члены "Поместной Церкви" посвящают миссионерской деятельности практически все свободное время. Это является обязательным условием пребывания в организации. Уитнесс Ли учил последователей: "Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера – для церковных собраний и три остающихся вечера – для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели".

Уитнесс Ли пишет: "...Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес – это церковь. Мы все должны стать такими "алкоголиками" ради церкви". Все личное полностью подавляется. Зачастую последователи "Поместной Церкви" одинаково одеваются, одинаково подстрижены и говорят с одинаковыми интонациями. Показателен рассказ Уитнесса Ли о том, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, "чтобы не превозноситься". Разумеется, этот рассказ воспринимается как прямое руководство к действию, поэтому члены "Поместной Церкви" стараются не покупать ботинки, которые могут быть сочтены модными. Они одеваются весьма скромно, но галстук и белая рубашка обязательны. В этом, несомненно, проявляется групповое (характерное для китайцев и других азиатских народов) сознание: доминирует стремление не выделяться из группы, быть "как другие".

Этот же принцип господствует и на молитвенных собраниях "Поместной Церкви", которые обычно проходят в школах или в арендованных кинозалах. Во время совместной молитвы собравшиеся громко нараспев повторяют: "О Господь Иисус!", постепенно доходя до всеобщего исступления. Уитнесс Ли утверждает, что если произносить эти слова определенным образом, то будешь находиться "в Духе". В состоянии коллективного религиозного экстаза, достигаемого такой "молитвой" сам смысл выкрикиваемых слов значит несравнимо меньше, чем возникающая эмоциональная атмосфера. Слова, в принципе, могут быть любыми. Характерно, что для вхождения в состояние "пребывания в Духе" рекомендуется "отключить ум" или "выйти за пределы своего ума".

Другой распространенный способ совместной молитвы в "Поместной Церкви" называется "молитвочтением". Метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Заключается он в следующем: В определенный момент молитвенного собрания встает кто-то из присутствующих и говорит, например: "Братья, читаем Послание к Галатам, 2, 19". Все раскрывают Библию и читают: "Я распят с Господом". Потом тот, кто читал, повторяет: "Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя!" (Все кричат: "Аллилуйя!"). Потом каждый начинает выкрикивать: "Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья!" и т. д. Этим также достигается состояние всеобщего транса. Присутствующие начинают раскачиваться, кричать, махать руками и т. п.

Практика "молитвочтения" обосновывается цитатой из 2 Тим 3, 16, где говорится, что все Писание богодухновенно. На основании этого Уитнесс Ли заявляет, что Писание – это Дух Бога. Следовательно, Писание – это Сам Бог или Сам Христос. Он пишет: "С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога". "Из Библии очевидно, что Слово Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос". "Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову". Уитнесс Ли утверждает, что каждое слово Писания нужно читать при помощи "молитвочтения", тогда вы будете наполнены Словом, которое есть Сам Господь. При этом, рекомендуется не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное – все воспринимать "духом", а не разумом. "Мы истинно наслаждаемся совместным молитвочтением Слова на наших собраниях. Оно намного лучше, чем проповедь или учение, потому что в него включается дыхание. Когда мы молитвочитаем Слово, мы просто дышим вовнутрь себя Иисуса... Мы собираемся не для того, чтобы получить немного учения, но чтобы на нас подышал Господь Иисус, принять в себя Господа Иисуса через дыхание". Таким образом, библейские тексты, как правило, воспринимаются последователями "Поместной Церкви" исключительно на эмоциональном уровне, в то время как их подлинный смысл зачастую остается неясным.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. "Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2000.
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)