☺ ⚲

21 октября
см. календарь

Правда о Католической Церкви

>> авторизация <<

Религиозные учения и секты. Справочник

Открыть каталог

СКОПЦЫ

Секта, отколовшаяся от хлыстов

Скопчество как самостоятельная секта возникло в последней трети XVIII столетия. Первое документальное свидетельство о скопцах в связи с государственным разбирательством относится к 1772 г.

История

Основателем секты считается крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Некоторые исследователи считают родоначальником скопчества хлыстовского лидера Андрияна Петрова.

Кондратий Селиванов первоначально примкнул к движению хлыстов, став членом "корабля" (общины), возглавляемого известной хлыстовской кормщицей Акулиной Ивановной. Сначала он притворялся немым, но позднее заговорил, что было воспринято хлыстами как чудо. Акулина Ивановна признала его "сыном Божиим", которого она родила наитием Св. Духа. Впоследствии Селиванов был провозглашен "богом над богами, царем над царями и пророком над пророками".

Недовольный нравственным упадком хлыстовства, Селиванов начал свою проповедь об оскоплении – "огненном крещении", как лучшем средстве уничтожить "лепость", т. е. плотское влечение. Себя он провозгласил "Искупителем" или "Оскопителем", что в его понимании было одно и то же.

Селиванов нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Ивановиче Шилове, который был объявлен "Предтечей Искупителя". Однако проповедь Селиванова и Шилова не нашла поддержки среди членов корабля Акулины Ивановны, и они переселились в соседнюю Тульскую губернию. Там они нашли нового приверженца – писаря фабрики в Алексинском уезде Емельяна Ретивого по прозвищу Аверьянушка, также бывшего хлыста, который принял от них оскопление.

При его содействии скопчество стало распространяться среди рабочих местной фабрики, а также в селе Сосновке Тамбовской губернии и в соседних селах. К 1775 г. было уже 60 человек оскопленных, среди которых были и дети. В Сосновке был устроен первый скопческий корабль.

Слухи об оскоплениях вызвали реакцию властей. Первое следствие было начато в 1772 г., но тогда Селиванову удалось скрыться. В 1775 г. Селиванов и Шилов были разысканы, подвергнуты телесному наказанию и сосланы. Шилов был отправлен в Ригу, где продолжил проповедь и вскоре за оскопление солдат был переведен в Динамюндскую, а затем в Шлиссельбургскую крепость, где он и умер в 1800 г. Селиванов был сослан в Нерчинск, но по какой-то причине дошел только до Иркутска и там поселился.

Однако несмотря на арест лидеров, учение скопцов продолжало распространяться. К 1800 г. кроме Орловской, Тамбовской и Тульской губерний, где оно существовало раньше, скопчество появилось в Курской и Калужской губерниях, а также в Москве, Петербурге и окрестных селах. Сам Селиванов пропагандировал свое учение в Иркутске. Членами секты был разработан план его вызволения из ссылки, к Селиванову были направлены посланцы, которые смогли встретиться с ним, однако тогда побег не удался.

Селиванов вернулся из Сибири только в 1795 г. Он появился в Москве, где объявил себя не только искупителем, но и царем Петром III, став одним из многих самозванцев. По прошествии некоторого времени он был схвачен и отправлен в Петербург.

Существует легенда о встрече Селиванова с Павлом I и о состоявшемся при этом разговоре. Павел I будто спросил: "Ты мой отец?", на что Селиванов ответил: "Я греху не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном".

По распоряжению Павла I Селиванов был помещен в Обуховский сумасшедший дом. В 1802 г. он был выпущен оттуда и определен в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят на поруки Елянским – камергером бывшего польского короля Станислава Понятовского. Елянский принял скопчество и впоследствии составил проект преобразования Российского государства в скопческом духе. Предполагалось, что вся страна станет единым "кораблем", а царь, имея при себе в качестве постоянного советника "искупителя" Кондратия Селиванова, будет управлять народом "по гласу небесному". Себе самому Елянский оставил роль второго лица по искупителе и командующего войсками. В результате автор проекта был сослан в суздальский монастырь, а с Селиванова взяли обещание не производить оскоплений (которое он, разумеется, вскоре нарушил).

Либеральное начало правления Александра I было благоприятным временем для скопчества, которое сами скопцы называли "золотым веком". Радения совершались практически легально, с большой торжественностью. Полиции Высочайшим повелением было запрещено входить в дом, где они проходили. Селиванова сектанты открыто называли "богом", а он, махая батистовым платком, говорил: "Покров мой святой над вами". Все это сумасшествие привлекало суеверных петербургских барынь и купчих, которые ходили просить благословения у "старца". Популярность Селиванова росла. В 1805 г. его посетил сам император.

Наконец, в 1819 г. петербургский генерал-губернатор граф Милорадович узнал, что собрания скопцов посещают два его племянника, и что уже оскоплены несколько нижних гвардейских чинов и несколько матросов. Милорадович обратился к князю Голицину с просьбой довести это до сведения государя.

Первоначально последовали новые увещевания, которые однако ни к чему не привели, и в июне 1820 г. трое главных пропагандистов скопчества были сосланы в Соловецкий монастырь. Сам Селиванов был отправлен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он пробыл до своей смерти в 1832 г. Впрочем, содержался он там достаточно свободно. Монастырь посещали скопцы из разных концов России и увозили оттуда волосы и остатки хлеба, полученные от Селиванова, которые почитались как величайшая святыня.

Всем петербургским скопцам была объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не производили оскоплений. Запрещалось избирать скопцов на общественные должности. Однако эти меры не остановили распространения скопчества. К 1832 г. скопцы существовали уже практически во всех губерниях. Даже в монастырях, куда ссылались сектанты, они находили последователей.

При Николае I были предприняты более жесткие меры против скопчества. Оно было признано наиболее вредной сектой, сама принадлежность к которой преследовалась по закону.

Преследования заставили скопцов переселяться за границу, в частности, в Румынию и Турцию. Их центрами стали города Ясен, Бухарест, Галац и Измаил. В Галаце с 1871 г. началось так называемое новоскопческое движение, поставившее своей целью развитие учения скопцов и исправление их религиозно-нравственного состояния. Оттуда движение перешло и в Россию, где его лидером стал крестьянин Московской губернии Кузьма Лисин.

Учение

Верования и обряды скопцов практически полностью соответствуют хлыстовским, за исключением самого учения об оскоплении. По учению Селиванова, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого "таинства" оскопления. Дабы открыть людям путь к чистоте и святости, Отец Небесный послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Считалось, что Иисус Христос принял оскопление от Иоанна Крестителя и на Тайной вечери Сам оскопил Своих учеников. Его проповедь есть ни что иное, как призыв к оскоплению.

Первые люди, по верованиям скопцов, были созданы бесплотными, т. е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на их теле образовались отличительные половые признаки. Тела их из эфирных стали плотяными, и люди предались "лепости", т. е. сладострастию.

Так как половые органы являются следствием греха, то их необходимо уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление воспринимается как "огненное крещение", принятие чистоты, Божие знамя, с которым скопцы пойдут на Суд. После оскопления человек принимает "ангелоподобный вид". Только при помощи оскопления можно сохранить себя от "лепости" и достигнуть полной чистоты.

Все древние христиане были скопцами, но со времен Константина Великого скопчество пришло в упадок. Когда люди снова стали предаваться "лепости", Искупитель, в лице Селиванова, явился на землю вторично с той же целью – проповедовать оскопление.

Пришедший во второй раз Искупитель явился во славе, в царском величии, как император Петр III (Селиванов). "Государь батюшка" родился от чистой и непорочной девы – императрицы Елизаветы Петровны, которая также оставила престол и скрылась под именем хлыстовской "богородицы" Акулины Ивановны в Орловской губернии. Против Петра III был заговор, но вместо него убили часового, а "государь батюшка" успел скрыться.

Скопцы не признавали смерть Селиванова. Они верили, что их искупитель жив и находится в Иркутской стороне, откуда придет со славой и с полками последователей в Петербург. В столице он сотворит Страшный суд, после которого начнется вечное царство скопцов.

Оскопление совершалось как над мужчинами, так и над женщинами. Относительно способов оскопления существовали разногласия. Большинство признавало два вида оскопления: "царскую" или "большую печать" – полное удаление полового органа и "малую печать" – удаление яичек. В XIX веке появились особые ответвления скопцов ("куткинцы", "проколышы", "перевертышы", "крученики", и т. п.), которые, не удаляя половых органов, лишали себя способности к оплодотворению.

У скопцов существовали особые "мастера" и специальные лекарства для заживления ран. Они даже ездили за границу для обучения хирургическим приемам. Однако в условиях XVIII – XIX века операция всегда была весьма болезненной и нередко приводила к смерти, вследствие заражения или сильной кровопотери.

Источники

Свои страдания во время преследований Селиванов в поэтической форме описал в книге "Страды" (другое название: "Страданий света, истинного государя батюшки, странствований и трудов дражайшего нашего искупителя и вселенского учителя оглашение"). Он также написал "Послание" и девять писем к священнику Сергееву.

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту
А
Аароново согласие, Абиссинская Церковь, Аввакумовщина, Авелиты, Авраамиты, Агноиты, Агноиты(монофизитские), Агностики, Агностицизм, Адаматовщина, Адамиане, Адвентисты, Адвентисты грядущего века, Адвентисты седьмого дня, Адопционизм, Академия Золотова, Акефалиты, Акинфьевцы, Акулиновщина, Аладура, Албанская Православная Церковь, Александрийский Патриархат, Алоги, Алфеевская ветвь, Альбигойцы, Амальрикане, Американисты, Американская Православная Церковь, Анабаптисты, Ананда Марга, Анастасия, Англиканство, Андреевцы, Антидикомарианиты, Антиномисты, Антиохийский Патриархат, Антропоморфиты, Антропософия, Анфинганы, Аполлинаристы, Апостолики, Апотактиты, Арабиты, Арианство, Аристовщина, Арминиане, Армия спасения, Армянская Церковь, Арнольдизм, Арординери Ухт, Арсениты, Арья-самадж, Ассамблеи Бога, Ассидеи, Ассоциация великодушных миссионеров, Астрология, Атеизм, Аум Синрикё, Афиногеновщина, Африканская Методистская Епископальная Церковь, Африканские секты, Африканские секты нового времени, Афтартодокеты, Аэриане
Б
Бабаджисты, Бабизм, Бабушкино, Бажовцы, Бапостоло, Баптизм, Баптисты свободной воли, Баптисты седьмого дня, Бахаизм, Беглопоповцы, Безденежники, Безпоповцы, Белая экология, Белое братство, Белоризцы, Беседники, Бесоперевоплощенцы, Бессмертники, Богемские братья, Богомилы, Богородичники, Болгарская Православная Церковь, Боносиане, Братство Ананда, Братство Мадра, Братья свободного духа, Брахма Кумарис, Буддизм, Буддизм в отдельных странах, Буддизм в России
В
Ваджраяна, Валезиане, Валентиане, Вальденсы, Вардесаниты, Варлаамиты, Василидиане, Вейгелиане, Верования древних кельтов, Верования древних славян, Верования Северо-Американских племен, Ветвь Давидова, Ветковцы, Водяники, Воздыханцы, Восточно-католические Церкви, Восточные секты, Восточные секты нового времени, Восточный дом, Всемирная церковь Бога, Вуду
Г
Гелугпа, Геннадиевская ветвь, Герметизм, Гермогениане, Гернгутеры, Геры, Гностицизм, Годескалькионы, Голубцы, Грузинская Православная Церковь, Группа Доброслава, Гуситы
Д
Давидовы адвентисты, Даосизм, Движение New Age, Движение веры, Движение Грааля, Движение Шри Чинмоя, Джайнизм, Дзен, Диаковщина, Дигамбары, Диссентеры, Докеты, Донатизм, Древневосточные Церкви, Древнескандинавские верования, Древние ереси, Духоборы, Духовный союз Татариновой, Душители, Дырники
Е
Евангелические адвентисты, Евангельские христиане, Евхиты, Езидизм, Еноховцы, Епифановщина, Ессеи
Ж
Жидовствующие
З
Западные секты, Западные секты нового времени, Зарубежная Православная Церковь, Зарубежное неоязычество, Зарубежные секты New Age, Зарубежный сатанизм, Зелёное братство, Зелёный орден, Знахарство, Зороастризм
И
Ивановцы, Иерусалимский Патриархат, Иконоборчество, Инглиистическая церковь, Индуизм, Институт знаний о тождественности, Ислам, Истинно Православная Церковь, Истинно-православные христиане, Иудаизм
К
Каббализм, Каиниты, Каликстины, Калиновцы, Кальвинизм, Као дай, Катакомбная Церковь, Католичество, Католичество в Индии, Католичество в Китае, Католичество в отдельных странах, Католичество в России, Католичество в Японии, Католичество во Вьетнаме, Квазиденоминации, Квакеры, Керинфиане, Киевский Патриархат, Кипрская Православная Церковь, Киселевцы, Китайский буддизм, Кодо кёдан, Колыбель Сибири, Конгрегационалисты, Конко кё, Консервативный иудаизм, Константинопольский Патриархат, Конфуцианство, Копто-католики, Коптская Церковь, Кришнаиты, Крылья совершенства, Крысятницы, Куродзуми кё, Кэйсин сусо дзисюдан
Л
Лайф Спэйс, Лефевристы, Лужковцы, Лучинковцы, Любушкино, Лютеранство, Люциферисты
М
Магия, Македониане, Малеванщина, Манихеи, Мантика, Мариавиты, Маркиониты, Марониты, Марьяновцы, Масонство, Материализм, Махаяна, Мельхиседеки, Менандриане, Меннониты, Методизм, Миссия божественного света, Митраизм, Молния Востока, Молокане, Молокане донские, Молокане общие, Монофелитство, Монофизитство, Монтанизм, Монтаны, Мормоны, Мунгики, Мюридизм
Н
Назареи, Намдхари, Народный храм, Небесные врата, Немоляки, Неоязыческие секты, Неплательщики, Неславянское неоязычество, Несторианство, Нетовщина, Нёрай кё, Нигилизм, Ниранкари, Нитирэнизм, Новоапостольская церковь, Новожены, Новоскопчество, Новоспасово, Новохлысты, Новый акрополь, Новый Израиль
О
Общественные всеобщие друзья, Общество жизни и Второго Пришествия, Общество развития своих способностей, Общество сатаны, Оккультизм, Онисимовщина, Орден Храма солнца, Ортодоксальный иудаизм, Осиповщина, Отрицанцы, Офиты, Ошмарий-чимарий
П
Павликиане, Пальмарианская церковь, Панеты, Паниашковцы, Пасхальники, Пелагианство, Ператы, Перевертанцы, Перекрещенцы, Перемазовщина, Пиетизм, Плимутские братья, Польская Православная Церковь, Поместная церковь, Поморский толк, Поповцы, Последователи Григория Грабового, Последователи Карлоса Кастанеды, Последователи Шри Ауробиндо, Поющая нетовщина, Православие, Православие в Албании, Православие в Америке, Православие в Болгарии, Православие в Греции, Православие в Грузии, Православие в Египте, Православие в Израиле, Православие в Китае, Православие в Польше, Православие в России, Православие в Румынии, Православие в Сербии, Православие в Сирии, Православие в Турции, Православие в Украине, Православие в Финляндии, Православие в Чехии и Словакии, Православие в Японии, Православие на Кипре, Православная кафолическая церковь, Православная свободная церковь, Пресвитериане, Пресники, Протестантизм, Прочие древние секты, Пустынники, Пятидесятники
Р
Радастея, Радхасоами Сатсангх, Расколы в католичестве, Растафарианство, Раэлианское движение, Ревнители истинного благочестия, Рейки, Религии Востока, Религии Доколумбовой Америки, Религии древности, Религия ацтеков, Религия Древнего Египта, Религия Древнего Израиля, Религия Древнего Рима, Религия Древней Греции, Религия Древней Месопотамии, Религия инков, Религия майа, Реториане, Реформистский иудаизм, Риссё косэй кан, Розенкрейцеры, Российская церковь сатаны, Российские секты New Age, Российский сатанизм, Российское неоязычество, Румынская Православная Церковь, РУНвира, Русская Православная Церковь, Русские псевдохристианские секты, Русские секты нового времени, Рэй ю кай, Рябиновщина
С
Савайвалисты, Саддукеи, Саентология, Самаряне, Санкай кёдан, Сатанизм, Сатья Саи Баба, Сахаджа-йога, Сахадждхари, Сведенборгиане, Свидетели Иеговы, Седевакантисты, Секты, Секты вьетнамского происхождения, Секты индийского происхождения, Секты китайского происхождения, Секты корейского происхождения, Секты на основе ислама, Секты Нового времени, Секты филиппинского происхождения, Секты японского происхождения, Семья, Семья детей Бога, Серафимовцы, Сербская Православная Церковь, Серые голуби, Сикхизм, Симониане, Синий лотос, Синтоизм, Сионская весть, Сисинкай, Скопцы, , Славянское неоязычество, Современные примитивные религии, Современные секты, Сокка гаккай, Сопуны, Социниане, Спиритизм, Средневековые византийские ереси, Средневековые европейские ереси, Средневековые ереси, Средневековые русские ереси, Средники, Старокатолики, Старообрядчество, Статейники, Стефановщина, Странники брачные, Страннический толк, Стригольники, Субботники, Сунниты, Суслово, Суфизм, Схорон еж словен, Сютаевцы
Т
Табориты, Тантра-йога, Тантра-Сангха, Телеши, Теософия, Тетрада, Течения в буддизме, Тибето-монгольский буддизм, Титловщина, Тойцу кекай, Толстовцы, Традиционное рейки, Традиционные верования Австралии и Океании, Традиционные верования Африки, Традиционные верования индейских племен, Трансцедентальная медитация, Тропарщики, Тэнри кё
У
Удаси, Удмурт вось, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская правоверная греко-католическая церковь, Украинская Православная Церковь, Украинские греко-католики, Унитарианско-универсалистская церковь, Утрехтская церковь
Ф
Фалуньгун, Фарисеи, Федосеевский толк, Филипповский толк, Филипповцы нечадородные, Филипповцы орловские, Филипповцы чадородные, Финляндская Православная Церковь, Форум, Фундаменталистская ЦИХСПД, Фундаменталисты
Х
Хабратц Хэрсе Хэор Бохер, Хасиды, Хинаяна, Хиромантия, Хлысты, Хо-но хана, Хоа-хао, Хоммон буцурю ко, Храм Сета, Храм Шеол, Христадельфиане, Христианская наука, Христианство
Ц
Цвинглианство, Центр Единение, Центр Кадуцей, Центр космического сознания, Центр Униведа, Центр Юнивер, Церковь адамитов, Церковь Адвентистских христиан, Церковь Бога, Церковь возрождения 10-и заповедей, Церковь всеобщая и торжествующая, Церковь нави, Церковь объединения, Церковь Откровения, Церковь последнего завета, Церковь сатаны, Церковь Фотинии Светоносной, Церковь Христа
Ч
Чань, Чернобыльцы, Черное братство, Черный ангел, Черный дракон, Чехословацкая Православная Церковь, Читающие, Чома, Чуриковцы
Ш
Шалопуты, Шветамбары, Шииты, Школа Диворга, Школа ДЭИР, Школа единения Всеволод, Шри Чайтанья Сарасват Матх, Штундизм, Штундо-молокане, Штундо-хлысты, Шэйкеры
Э
Эбиониты, Экология сознания, Элладская Православная Церковь, Энерсис
Ю
Южный крест
Я
Японская Автономная Православная Церковь, Японские секты нового времени, Японский буддизм