☺ ⚲

23 октября, Св. Иоанн Капестрано, священник
см. календарь

Правда о Католической Церкви

>> авторизация <<

Религиозные учения и секты. Справочник

Открыть каталог

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Национально-государственная церковь Армении.

По имени основателя известна также как Армяно-Григорианская.

Исторические сведения, относящиеся к древнейшему периоду Армянской Церкви малочисленны. Основная причина в том, что армянский алфавит был создан лишь в начале V века. История первых веков Армянской Церкви сохранилась в виде предания и лишь в V веке была записана.

Предание Армянской Церкви гласит, что семена христианства были посеяны в Армении еще во времена апостолов. Есть ряд свидетельств, утверждающих, что христианство было проповедано в Армении непосредственно апостолами: Фаддеем и Варфоломеем. Они приняли мученическую смерть по повелению армянского царя Санатрука, и тем самым дали начало Армянской Церкви.

До нас дошел фрагмент одного исторического сочинения, где говорится о мученичестве Воскянов и Сукиасянов в Армении в конце I и начале II в. Автор указывает, что сведения о мученичестве он взял у Татиана в Диатессароне. Документ утверждает, что Воскяны были учениками апостола Фаддея. После мученической кончины апостола, они обосновались на берегу реки Евфрат. По воцарении Арташеса, они пришли к нему с проповедью Христа, но он ее не принял. Им однако удается обратить в христианство нескольких придворных аланов, прибывших к царице Сатеник. За это сыновья царицы придают их мученической смерти. Аланские князья, принявшие христианство, уходят с царского двора и находят прибежище на склоне горы Джрабашх, где, прожив 44 года, принимают мученическую кончину во главе со своим предводителем Сукиасом.

В I в. распространению христианства в Армении способствовали самые разные факторы. Несомненное влияние оказало проникновение христианства на территории соседних Каппадокии, Осроены и Адиабены. Армения была связана с этими странами широкими торговыми, культурными и политическими контактами. Немаловажно и то, что в I – III вв. Малая Армения в политическом отношении являлась частью Римской провинции Каппадокия, поэтому неудивительно, что христианство из Малой Армении проникло и в Великую Армению. Сыграло свою роль и существование в Армении поселений еврейской диаспоры. Известно, что первые христианские миссионеры обычно проповедовали в начале там, где были еврейские общины, поскольку иудеям проповедь о пришедшем в мир Мессии была понятней, чем язычникам, не знакомым с традицией Ветхого Завета. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате, Зареаване.

О христианстве в Армении упоминает Тертуллиан в "Слове против иудеев". Оно было написано в 197 году и в нем упоминаются народы, принявшие христианство: парфяне, лидийцы, фригийцы, каппадокийцы и армяне. Это свидетельство подтверждает и Августин в труде "Против манихеев". В конце II – начале III века христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186 – 196), Хосров I (196 – 216) и их преемники. Эти гонения описаны епископом Кесарии Каппадокийской Фирмилианом в книге "История гонений на Церковь". Евсевий Кесарийский упоминает письмо Дионисия Александрийского "О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан". Письмо Дионисия датируется 251 – 255 гг. Оно показывает, что в средине III в. в Армении существовала уже иерархически организованная община христиан.

Принятие армянами христианства на государственном уровне, согласно преданию, имеет следующую историю. В 287 г. царь Трдат (Тиридат) III совершал жертвоприношение языческой богине Анаит. Жертвоприношение считалось деянием государственным и в нем должен был принимать участие весь двор. Однако один из приближенных царя по имени Григор (Григорий), будучи христианином, отказался от участия в жертвоприношении. За это царь приказал бросить его в Арташатскую темницу для смертников. Тогда же Трдат III издает указ о преследовании христиан на всей территории Армении. В это время мученичество принимают и Девы Рипсиманки. По преданию, девы-христианки бежали из Рима во время гонений императора Диоклетиана. Через Эдесию они Армению и обосновались в Вагаршапатских виноградных давильнях. Одна из них – Рипсимэ (имя сохранилось в армянской транскрипции) привлекла внимание царя и он даже выразил желание взять ее в жены. Однако к своему изумлению получил отказ. Придя в ярость, царь отдает приказ казнить Рипсимэ, а также ее спутницу Гаянэ. С ними погибают еще 34 девушки-христианки. Это произошло в 300 году. Удивительное мужество и стойкость веры молодых христианок настолько потрясли царя, что он совершенно лишился душевного покоя и вскоре тяжело заболел. Некоторое время спустя, сестра царя Хосровидухт увидела вещий сон из которого явствовало, что спасти царя может только его бывший приближенный – христианин Григорий, которого он бросил в тюрьму. Едва живого Григория привели к царю. Предав земле тела погибших дев-мучениц, Григорий начал проповедовать царю христианство. В течение 66 дней он пытался донести до сердца Трдата Благую Весть. Его труд был вознагражден – царь вместе со всем двором принял крещение и вскоре исцелился от болезни. Это произошло в 301 г. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и принял епископское рукоположение из рук епископа Леонтия. Леонтий поручает епископу Себастии Петру провести в Армении интронизацию Св. Григория Просветителя. Церемония происходит в Аштишате, т. к. там издавна существовала епископская кафедра. Св. Григорий построил в Вагаршапате кафедральный собор, на том месте, где ему было видение нисходящего с неба Сына Божия. От этого храм и получил свое название Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает "сошел Единородный" т. е. Иисус Христос. После принятия Арменией христианства римский император Максимин (305 – 313) объявил армянам войну как предателям. Армения была вынуждена с оружием в руках отстаивать новую веру.

Со второй половины V в. Армянская Церковь не приняв постановлений Халкидонского Собора, отпала от Вселенской Церкви. Впоследствие выяснилось, что причиной этого, главным образом, было непонимание, связанное с особенностями перевода соборных документов. На Халкидонском соборе представителей Армянской Церкви не было, поэтому постановления Собора точно не были известны. Между тем в Армению приходили монофизиты, утверждавшие, что на Халкидонском Соборе было восстановлено несторианство. При переводе греческого текста соборных постановлений иерархи Армянской Церкви посчитали, что Собор говорит о двух лицах во Христе, хотя на самом деле речь шла о двух естествах – божественном и человеческом. Поэтому Халкидонский Собор и все последующие за ним Армянской Церковью не признаются.

С течением времени в Армянской Церкви образовались некоторые особенности, еще более отдалившие ее от Вселенской Церкви. Например, во время Евхаристии в вино не добавляется вода.

Часть армян отреклась от монофизитства и воссоединилась с Католической Церковью. Они называются армяно-католиками и образуют собственную Церковь армянского обряда, находящуюся в общении со Св. Престолом. Некоторые армяне стали католиками, приняв латинский обряд.

С IX века под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения была вынуждена покинуть страну и искать убежища заграницей. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата – приходы Турции и острова Крит, в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра. Каждая кафедра также имеет свои приходы и церковно-административные структуры в местах проживания армянской диаспоры в Западной Европе, Северной и Южной Америке.

Главой Армянской Апостольс кой Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время – Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он считается верховным духовным главой всех верующих армян, хранителем и защитником веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин – Католикосат всех армян. Здесь же с VII в. существуют два монастыря – Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария.

Армянская Апостольская Церковь издает журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. как продолжение журнала "Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г. Журнал является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовную и церковно-историческую литературу. Эту работу ведет специально созданный издательский отдел.

На территории бывшего СССР в 2002 г. было 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действовали 62 общины. Большая часть (37 общин) находится в Армении. Остальные – в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви: Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская находятся на территории Армении и 3 епархии: Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская – за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.

В России Армянская Апостольская Церковь представлена Ново-Нахичеванской и Российской епархией с центром в Москве. В ее состав входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России. Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время – епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига). В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (г. Сочи), Ростовский и Западный. К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий. В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Западный викариат Армянской Апостольской Церкви включает в себя церковные общины Москвы и Санкт-Петербурга.

X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту

[0] Армянская Церковь
X Закрыть

вид: дерево каталога | список по алфавиту
А
Аароново согласие, Абиссинская Церковь, Аввакумовщина, Авелиты, Авраамиты, Агноиты, Агноиты(монофизитские), Агностики, Агностицизм, Адаматовщина, Адамиане, Адвентисты, Адвентисты грядущего века, Адвентисты седьмого дня, Адопционизм, Академия Золотова, Акефалиты, Акинфьевцы, Акулиновщина, Аладура, Албанская Православная Церковь, Александрийский Патриархат, Алоги, Алфеевская ветвь, Альбигойцы, Амальрикане, Американисты, Американская Православная Церковь, Анабаптисты, Ананда Марга, Анастасия, Англиканство, Андреевцы, Антидикомарианиты, Антиномисты, Антиохийский Патриархат, Антропоморфиты, Антропософия, Анфинганы, Аполлинаристы, Апостолики, Апотактиты, Арабиты, Арианство, Аристовщина, Арминиане, Армия спасения, Армянская Церковь, , Арнольдизм, Арординери Ухт, Арсениты, Арья-самадж, Ассамблеи Бога, Ассидеи, Ассоциация великодушных миссионеров, Астрология, Атеизм, Аум Синрикё, Афиногеновщина, Африканская Методистская Епископальная Церковь, Африканские секты, Африканские секты нового времени, Афтартодокеты, Аэриане
Б
Бабаджисты, Бабизм, Бабушкино, Бажовцы, Бапостоло, Баптизм, Баптисты свободной воли, Баптисты седьмого дня, Бахаизм, Беглопоповцы, Безденежники, Безпоповцы, Белая экология, Белое братство, Белоризцы, Беседники, Бесоперевоплощенцы, Бессмертники, Богемские братья, Богомилы, Богородичники, Болгарская Православная Церковь, Боносиане, Братство Ананда, Братство Мадра, Братья свободного духа, Брахма Кумарис, Буддизм, Буддизм в отдельных странах, Буддизм в России
В
Ваджраяна, Валезиане, Валентиане, Вальденсы, Вардесаниты, Варлаамиты, Василидиане, Вейгелиане, Верования древних кельтов, Верования древних славян, Верования Северо-Американских племен, Ветвь Давидова, Ветковцы, Водяники, Воздыханцы, Восточно-католические Церкви, Восточные секты, Восточные секты нового времени, Восточный дом, Всемирная церковь Бога, Вуду
Г
Гелугпа, Геннадиевская ветвь, Герметизм, Гермогениане, Гернгутеры, Геры, Гностицизм, Годескалькионы, Голубцы, Грузинская Православная Церковь, Группа Доброслава, Гуситы
Д
Давидовы адвентисты, Даосизм, Движение New Age, Движение веры, Движение Грааля, Движение Шри Чинмоя, Джайнизм, Дзен, Диаковщина, Дигамбары, Диссентеры, Докеты, Донатизм, Древневосточные Церкви, Древнескандинавские верования, Древние ереси, Духоборы, Духовный союз Татариновой, Душители, Дырники
Е
Евангелические адвентисты, Евангельские христиане, Евхиты, Езидизм, Еноховцы, Епифановщина, Ессеи
Ж
Жидовствующие
З
Западные секты, Западные секты нового времени, Зарубежная Православная Церковь, Зарубежное неоязычество, Зарубежные секты New Age, Зарубежный сатанизм, Зелёное братство, Зелёный орден, Знахарство, Зороастризм
И
Ивановцы, Иерусалимский Патриархат, Иконоборчество, Инглиистическая церковь, Индуизм, Институт знаний о тождественности, Ислам, Истинно Православная Церковь, Истинно-православные христиане, Иудаизм
К
Каббализм, Каиниты, Каликстины, Калиновцы, Кальвинизм, Као дай, Катакомбная Церковь, Католичество, Католичество в Индии, Католичество в Китае, Католичество в отдельных странах, Католичество в России, Католичество в Японии, Католичество во Вьетнаме, Квазиденоминации, Квакеры, Керинфиане, Киевский Патриархат, Кипрская Православная Церковь, Киселевцы, Китайский буддизм, Кодо кёдан, Колыбель Сибири, Конгрегационалисты, Конко кё, Консервативный иудаизм, Константинопольский Патриархат, Конфуцианство, Копто-католики, Коптская Церковь, Кришнаиты, Крылья совершенства, Крысятницы, Куродзуми кё, Кэйсин сусо дзисюдан
Л
Лайф Спэйс, Лефевристы, Лужковцы, Лучинковцы, Любушкино, Лютеранство, Люциферисты
М
Магия, Македониане, Малеванщина, Манихеи, Мантика, Мариавиты, Маркиониты, Марониты, Марьяновцы, Масонство, Материализм, Махаяна, Мельхиседеки, Менандриане, Меннониты, Методизм, Миссия божественного света, Митраизм, Молния Востока, Молокане, Молокане донские, Молокане общие, Монофелитство, Монофизитство, Монтанизм, Монтаны, Мормоны, Мунгики, Мюридизм
Н
Назареи, Намдхари, Народный храм, Небесные врата, Немоляки, Неоязыческие секты, Неплательщики, Неславянское неоязычество, Несторианство, Нетовщина, Нёрай кё, Нигилизм, Ниранкари, Нитирэнизм, Новоапостольская церковь, Новожены, Новоскопчество, Новоспасово, Новохлысты, Новый акрополь, Новый Израиль
О
Общественные всеобщие друзья, Общество жизни и Второго Пришествия, Общество развития своих способностей, Общество сатаны, Оккультизм, Онисимовщина, Орден Храма солнца, Ортодоксальный иудаизм, Осиповщина, Отрицанцы, Офиты, Ошмарий-чимарий
П
Павликиане, Пальмарианская церковь, Панеты, Паниашковцы, Пасхальники, Пелагианство, Ператы, Перевертанцы, Перекрещенцы, Перемазовщина, Пиетизм, Плимутские братья, Польская Православная Церковь, Поместная церковь, Поморский толк, Поповцы, Последователи Григория Грабового, Последователи Карлоса Кастанеды, Последователи Шри Ауробиндо, Поющая нетовщина, Православие, Православие в Албании, Православие в Америке, Православие в Болгарии, Православие в Греции, Православие в Грузии, Православие в Египте, Православие в Израиле, Православие в Китае, Православие в Польше, Православие в России, Православие в Румынии, Православие в Сербии, Православие в Сирии, Православие в Турции, Православие в Украине, Православие в Финляндии, Православие в Чехии и Словакии, Православие в Японии, Православие на Кипре, Православная кафолическая церковь, Православная свободная церковь, Пресвитериане, Пресники, Протестантизм, Прочие древние секты, Пустынники, Пятидесятники
Р
Радастея, Радхасоами Сатсангх, Расколы в католичестве, Растафарианство, Раэлианское движение, Ревнители истинного благочестия, Рейки, Религии Востока, Религии Доколумбовой Америки, Религии древности, Религия ацтеков, Религия Древнего Египта, Религия Древнего Израиля, Религия Древнего Рима, Религия Древней Греции, Религия Древней Месопотамии, Религия инков, Религия майа, Реториане, Реформистский иудаизм, Риссё косэй кан, Розенкрейцеры, Российская церковь сатаны, Российские секты New Age, Российский сатанизм, Российское неоязычество, Румынская Православная Церковь, РУНвира, Русская Православная Церковь, Русские псевдохристианские секты, Русские секты нового времени, Рэй ю кай, Рябиновщина
С
Савайвалисты, Саддукеи, Саентология, Самаряне, Санкай кёдан, Сатанизм, Сатья Саи Баба, Сахаджа-йога, Сахадждхари, Сведенборгиане, Свидетели Иеговы, Седевакантисты, Секты, Секты вьетнамского происхождения, Секты индийского происхождения, Секты китайского происхождения, Секты корейского происхождения, Секты на основе ислама, Секты Нового времени, Секты филиппинского происхождения, Секты японского происхождения, Семья, Семья детей Бога, Серафимовцы, Сербская Православная Церковь, Серые голуби, Сикхизм, Симониане, Синий лотос, Синтоизм, Сионская весть, Сисинкай, Скопцы, Славянское неоязычество, Современные примитивные религии, Современные секты, Сокка гаккай, Сопуны, Социниане, Спиритизм, Средневековые византийские ереси, Средневековые европейские ереси, Средневековые ереси, Средневековые русские ереси, Средники, Старокатолики, Старообрядчество, Статейники, Стефановщина, Странники брачные, Страннический толк, Стригольники, Субботники, Сунниты, Суслово, Суфизм, Схорон еж словен, Сютаевцы
Т
Табориты, Тантра-йога, Тантра-Сангха, Телеши, Теософия, Тетрада, Течения в буддизме, Тибето-монгольский буддизм, Титловщина, Тойцу кекай, Толстовцы, Традиционное рейки, Традиционные верования Австралии и Океании, Традиционные верования Африки, Традиционные верования индейских племен, Трансцедентальная медитация, Тропарщики, Тэнри кё
У
Удаси, Удмурт вось, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская правоверная греко-католическая церковь, Украинская Православная Церковь, Украинские греко-католики, Унитарианско-универсалистская церковь, Утрехтская церковь
Ф
Фалуньгун, Фарисеи, Федосеевский толк, Филипповский толк, Филипповцы нечадородные, Филипповцы орловские, Филипповцы чадородные, Финляндская Православная Церковь, Форум, Фундаменталистская ЦИХСПД, Фундаменталисты
Х
Хабратц Хэрсе Хэор Бохер, Хасиды, Хинаяна, Хиромантия, Хлысты, Хо-но хана, Хоа-хао, Хоммон буцурю ко, Храм Сета, Храм Шеол, Христадельфиане, Христианская наука, Христианство
Ц
Цвинглианство, Центр Единение, Центр Кадуцей, Центр космического сознания, Центр Униведа, Центр Юнивер, Церковь адамитов, Церковь Адвентистских христиан, Церковь Бога, Церковь возрождения 10-и заповедей, Церковь всеобщая и торжествующая, Церковь нави, Церковь объединения, Церковь Откровения, Церковь последнего завета, Церковь сатаны, Церковь Фотинии Светоносной, Церковь Христа
Ч
Чань, Чернобыльцы, Черное братство, Черный ангел, Черный дракон, Чехословацкая Православная Церковь, Читающие, Чома, Чуриковцы
Ш
Шалопуты, Шветамбары, Шииты, Школа Диворга, Школа ДЭИР, Школа единения Всеволод, Шри Чайтанья Сарасват Матх, Штундизм, Штундо-молокане, Штундо-хлысты, Шэйкеры
Э
Эбиониты, Экология сознания, Элладская Православная Церковь, Энерсис
Ю
Южный крест
Я
Японская Автономная Православная Церковь, Японские секты нового времени, Японский буддизм