§7. Объяснение безошибочности Церкви.
§8. Субъект безошибочности Церкви.
§9. Осуществление безошибочности Церкви.
§10. Предмет безошибочности Церкви.
Безошибочность католической Церкви исключает не только совершение ошибки в вопросах вероучения и морали, но и возможность ошибки. Безошибочность Церкви — это харизма, на основании которой Церковь не может ошибаться в вопросах веры и морали. Очевидно, что Церковь не может обладать безошибочностью сама по себе, как обладает ею Бог, но обладает безошибочностью на основании уделения ей Христом. Христос, посылая своих учеников проповедовать свое учение, обещает им cвое присутствие и свою опеку и помощь в научании: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28,20). А в прощальной речи перед тайной вечерей Христос разъясняет, каким образом Он хочет остаться с апостолами. "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин.14,18). Это осуществится, когда Он пошлет им Духа Святого — "Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя Духа истины, Который... в вас будет" (Ин.14,16-17). Он им все напомнит и научит всякой правде (сравни — Ин.14,26;16,13; Лк.24,49) и т.д. Ясно, что речь здесь идет о помощи в апостольской деятельности и притом до конца мира. Источником безошибочности Церкви есть даровая благодать (харизма) Духа святого, данная не отдельному человеку, но Учительской Власти Церкви ради Церкви. Но эта сверхъестественная помощь не исключает использования и естественных средств, таких как исследование источников Божественного Откровения, т.е. Священного Писания, Священного Предания, молитвы и т.п. Но уделяя Учительской Власти Церкви дар безошибочности, Бог не наделяет Церковь качеством всеведения во всех областях знания, но дает ей безошибочность только при подаче людям содержания учения веры и морали, от которого зависит их спасение. Божия помощь, оказываемая Богом Церкви в вопросах веры и морали является делом Бога, единого в Троице, конкретно же приписывается третьему Лицу Бога — Св. Духу, на что указывает определение Апостольского Собора в Иерусалиме: "Угодно Св. Духу и нам" (Деян.15,28). Эта формула применяется на католических соборах Папы с епископами и сегодня. Безошибочность в учении о вере и морали — это не личный дар, какой Бог дает людям для их личного блага и спасения; как например освящающая благодать, но сверхъестественный дар, предназначенный в первую очередь для блага и спасения других. Такими дарами , например, будут: дары пророчества, творения чудес, о которых написано: "больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром и давайте" (Мф,10,8). Поэтому эти дары еще называют даровой благодатью или харизматическими дарами, харизмами. К такому то виду благодати, даров и относится безошибочность Церкви, называемой 1-м Ватиканским Собором харизмой истины.
Следует различать способы действие Духа Святого: per inspiratio (через вдохновение) и per asistentio (через присутствие). Под вдохновением Божиим понимается открытие Богом через людей, посредством вдохновения, содержания каких-либо, до сих пор неизвестных истин или событий. Задача Церкви состоит не в открытии новых откровенных истин для ознакомления с ними людей. Этот процесс в христианской Церкви закончился со смертью последнего апостола. Задача Церкви состоит в сохранении, оглашении и объяснении, сложившегося со смертью последнего апостола, учения о вере и морали. Авторы книг Св. Писания писали по вдохновению Св. Духа. Но это не означает, что Бог при этом пользовался автором, как человек пользуется автоматической ручкой или карандашом. Бог подавал такому автору свои мысли, но стиль и группировка этих мыслей определялись самим автором. Способ действия Духа Святого "посредством присутствия" не дает содержание новых истин, но только остерегает от ошибок, и вот таким способом осуществляется безошибочность Церкви в вопросах веры и морали. Поэтому то церковные определения, сделанные благодаря дару безошибочности нельзя называть священным Писанием, написанным по вдохновению Духа Святого. Поэтому то Церковь при желании определить или объяснить какой-либо догмат или принять какое-то важное решение в вопросах веры и морали должна использовать соответствующие естественные средства. А таковыми, кроме молитвы к Духу Святому с просьбой о просвещении, являются: глубокое исследование Св. Писания и Св. Предания, а также старательное изучение противных аргументов. Таким образом, благодаря Дару безошибочности не открываются новые истины вероучения, неизвестные ранее христианству, но лишь сохраняется от ошибок и безошибочно истолковывается уже полученное и далее передаваемое апостольское наследство, вероучение Христа.
Безошибочность можно подразделить на активную и пассивную или, еще говорят: на безошибочность в научании и на безошибочность в веровании. Первая — это невозможность Учительской Власти Церкви ошибаться при научании в вопросах веры и морали. Вторая — это исключение возможности для остальных верующих, не принадлежащих к Учительской Власти Церкви, ошибаться при принятии ими истин веры и морали. Пассивная безошибочность предполагает активную безошибочность и является ее целью. Безошибочность церковного научания (активная безошибочность) вытекает из авторитарного характера Учительской Власти Церкви, выступающей в качестве наместника Христа. Ей соответствует обязанность верующих принимать учение Христа от Учительской Власти Церкви. Спасение каждого христианина зависит с одной стороны от исполнения этой обязанности, а с другой стороны — от безошибочности Учительской Власти Церкви. В противном случае было бы противоречие, что Христос, Бог под угрозой вечного осуждения повелевает людям принять учение от Учительской Власти Церкви, могущее оказаться ложным.
Cубъектом дара безошибочности в Церкви является Учительская Власть Церкви, установленная самим Христом. Первыми представителями этой Учительской Власти были избранные и посланные возвещать вероучение Христа апостолы: "идите, научите все народы" (Мф.28,19). Апостолы должны были обладать безошибочностью в проповедуемом ими вероучении, т.к. Христос обещал им в этом свою и Св. Духа или Духа истины помощь: "вот Я с вами и во все дни до скончания века" (Мф.28,19-20). "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин.14,16-17). "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин.16,13). Но не каждый может причислять себя к Учительской Власти Церкви и проповедовать учение Христа как ему вздумается , но должен быть призван к Учительской Власти Богом, как Аарон. Ни благочестивая жизнь, ни образование, ни какие-либо особые дары сами по себе не причисляют еще человека к Учительской Власти в Церкви, но только призвание Божие. Этот принцип был высказан самим Христом: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин.20,21). "И избрал из них 12, которых и наименовал Апостолами" (Лк.6,13). "Я знаю, которых избрал" (Ин.13,18). "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал"... "Я избрал вас от мира" (Ин.15,16,19). О необходимости призвания, избрания как условия для проповеди вероучения говорит и ап. Павел: "как проповедать, если не будут посланы?" (Рим.10,15). Не каждого человека, как думают сектанты, просвещает Св. Дух и потому не каждый по своей прихоти может быть пастырем и учителем в Церкви, о чем пишет ап. Павел: "иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во вторых, пророками, в третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя?" (1Кор.12,28-29).
Ап. Павел, защищаясь от упреков в самовольном присвоении себе звания Апостола, показывая различие между законным Апостолом и самозванцем, пишет: "Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом, и Богом Отцом" (Гал.1,1). Таким образом, свою учительскую власть в Церкви и безошибочность Апостолы получили от самого Христа. На этом основании они справедливо требуют от остальных верующих доверия к проповедуемому ими вероучению. "Но как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы... проповедовали у вас благовестие Божие... Поэтому и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине" (1Фес.2,4,9,13). "мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас" (2Кор.5,20).
Преемниками Апостолов после их смерти являются епископы. Так как, по словам Христа, Церковь и вера будут существовать во все времена, то тем самым непрерывно в Церкви Христовой должна существовать и Учительская Власть и присущий ей дар безошибочности. Следовательно, обещание Христа апостолам, что Он будет с ними во все дни и что Святой Дух, Дух истины пребудет с ними навсегда и научит их всякой истине, следует относить также и к законным их преемникам, т.е. к епископам. То, что епископы — это преемники апостолов, имеющие те же обязанности научания и сохранения веры в чистоте и неискаженном виде видно из св. Писания. Так первый епископ в Эфесе получает от ап. Павла наставление: "Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2Тим.4,2-5). К епископу Титу на острове Крит Павел пишет: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров... Ибо епископ должен.... наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит.1,5,7,9). "Ты же говори то, что сообразно со здравым учением... увещевай и обличай со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит.2,1,15). Учение Св. Писания об епископах подтверждает и св. Предание Церкви.
— Так св. Иероним пишет: "У нас место апостолов занимают епископы". "Были отцами твоими в Церкви апостолы! Которые сами породили тебя; теперь же с оставлением ими мира, вместо них имеешь епископов" (Hiеrоn.ер. 42 n.3).
— Св. Августин в своих замечаниях к Пс.44,17 пишет: "На место апостолов поставлены епископы. Церковь сама называет их отцами, она сама их породила и она сама их поставила на столицах отцов, то есть апостолов" (Adv. haer. 1.3 c.n.1.)
— Св. Киприан также пишет: "Тебе надо знать, что епископ в Церкви, а Церковь в епископе" (Ер.66 n.8).
Тоже, что Св. Писание и Св. Предание, говорит об епископах история Церкви. Спорные вопросы в Церкви решались только епископами. На соборах решающий голос имели только епископы и только они подписывали соборные решения. Обычные священники на соборах имели только совещательный голос. Исключения были лишь, когда священник выступал в качестве уполномоченного епископа и отдавал голос от его имени.
В привилегии безошибочности между апостолами и епископами существует значительное отличие. Апостолы дар безошибочности имели каждый в отдельности, и притом посредством Божественного вдохновения. Епископы же имеют дар безошибочности только коллегиально вместе с Папою, ибо только в таком значении они являются преемниками апостолов. Епископ, взятый в отдельности от всей коллегии епископов, не обладает даром безошибочности в вопросах вероучения и морали. Папа же, будучи индивидуальным преемником Петра в главенстве над епископами (Петр был главою апостолов), участвует во всех личных привилегиях Петра, т.к. ему, как и Петру, принадлежит полная и наивысшая власть управления Церковью. Он один только исполняет в Церкви индивидуально и самостоятельно Учительскую Власть (подробнее об этом будет сказано ниже, в §§14-16). Следует еще раз подчеркнуть, что безошибочность Учительской Власти Церкви в вопросах веры и морали состоит не в установлении ею каких-либо новых истин, ранее не известных христианству, а в хранении и верном истолковании полученного и дальше передаваемого Апостольского наследства. Но безошибочность в вопросах веры и морали принадлежит не только Учительской Власти Церкви, обладающей безошибочностью в научании (см. об этом §7), но в известном смысле и остальным верующим, обладающих безошибочностью в веровании (см. об этом §7), если они следуют учению, проповедуемому Учительской Властью Церкви. Так как Церковь — это Мистическое Тело Христово, а отдельные верующие "есть члены Христовы" (1Кор.6,15), то, подобно тому, как члены человеческого тела не ошибаются, если послушны указаниям не ошибающегося мышления — функции головы этого тела, так и верующие, как члены Мистического Тела Христа, не ошибаются, следуя указаниям Учительской Власти, как головы Мистического Тела Христа. Таким образом, можно сказать, что вся Церковь является наставницей в вопросах веры и морали, хранителем и истолкователем учения Христа.
Безошибочность Церкви в вероучении осуществляется двояким способом:
а) торжественным или чрезвычайным,
б) обычным.
А. Чрезвычайный способ.
Чрезвычайный способ безошибочности Учительской власти Церкви может осуществляться:
— через Вселенский Собор, то есть через Папу совместно с епископами,
собранными на Вселенском Соборе,
— через Папу совместно с епископами, не собранными на Вселенском Соборе.
а) Вселенский Собор. Примером такого Собора является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в Деяниях Апостолов, в 15 главе. За всю историю католической Церкви состоялось 21 Вселенских Собора. 1-й собор в Никее в 325 г., и последний в Ватикане в 1962-1965 г.г. Безошибочность Вселенского Собора основана на том, что на нем собираются все представители Учительской Власти Церкви. Но созыв такого Собора действителен только с предварительного согласия Папы, а его определения правомочны лишь после их подтверждения видимым главою Церкви — Папою. Необходимым условием законности Вселенского Собора является также руководство им Папою или его поверенным=легатом. На Собор должны быть приглашены все епископы. Если при этом не все из них явились, то все же должно быть столько, чтобы они могли бы представлять Учительскую Власть Церкви. Возможно, что на соборных заседаниях не будет единогласия. Безошибочность принадлежит всему Собору, а не его отдельным членам. Для действительности и правомочности решений Собора единогласие на Соборе не обязательно. Решающим для вынесения соборных определений является голос Папы, который может, руководимый Духом Святым, присоединиться даже к меньшинству голосов, хотя такого в действительности еще не было. Решения и определения Вселенских Соборов в вопросах веры и морали, будучи безошибочными, неизменны и неотменимы ни последующим Собором, ни Папой. Но будущие Соборы могут внести дополнения в решения и определения предыдущих Соборов.
б) Второй — чрезвычайный способ. Сам по себе созыв Вселенских Соборов для вынесения безошибочных решений по вопросам веры и морали не является необходимым, так как Церковь в первые 300 лет вообще не созывала Вселенских Соборов (не считая Апостольского собора около 50 г.) и обходилась без них. Созыв Вселенского Собора делается лишь по уважительным причинам. Вне Вселенских Соборов безошибочность Церкви по вопросам веры и морали осуществляется Папой в единстве с рассеянными по миру епископами, посредством их внесоборного общения.
Б. Обычный способ.
Обычный способ безошибочного научания в Церкви осуществляется проповедью слова Божиего духовенством верующим при единстве епископов с Папой, а священников со своим епископом.
Конечно, никакой уполномоченный епископом священник при проповеди Слова Божия сам по себе не обладает даром безошибочности в вопросах веры и морали. Он лишь соучаствует в даре безошибочности Церкви настолько, насколько является законным представителем Церкви. Тоже можно сказать и о миссионерах и катехизаторах, несущих людям христианское вероучение. Безусловно, что могут быть случаи ошибок в проповеди вероучения этими представителями Церкви, но считается, что их ошибки вскоре обнаружатся епископами, обязанными контролировать соответствие проповедуемого Слова Божия учению Церкви.
Римские конгрегации.
Римские конгрегации помогают Учительской Власти Церкви в исполнении ее функций. Декреты римских конгрегаций по вопросам веры и морали сами по себе не безошибочны. Они становятся безошибочными только при их утверждении Папою торжественным образом и когда Папа ясно дает познать, что в этих декретах он хочет дать окончательное определение по вопросам веры и морали.
Задачей Церкви является приведение людей ко спасению посредством проповеди им Божественного Откровения и уделения им средств к получению благодати. Следовательно, предметом церковной безошибочности является все, относящееся к вопросам веры и морали, причем не только при позитивном изложении и формулировании, но также и при определении заблуждений.
— Конкретно говоря, первоочередным предметом безошибочности Церкви является все содержание Божественного Откровения имеющее религиозно-спасительный характер. Например Церковь безошибочно определяет каноничность Священного Писания, документы Священного Предания, значение конкретных истин.
Но к истинам Откровения не относятся личные откровения не Cамого Христа и не апостолов и полученные в послеапостольское время. Они не являются предметом безошибочности Церкви, так как их исповедание не обязательно для спасения. Например, личные откровения бл. Маргариты Алякок о почитании Сердца Иисуса и т.п.
— Второочередным предметом безошибочности Церкви являются, все истины тесно связанные с истинами Откровения. К ним относятся:
1) Богословские утверждения, выводимые из двух предпосылок, из которых одна дана Откровением, другая природного характера. Они являются предметом безошибочности Церкви потому, что представляют собой извлечение из конкретных истин, недостаточно ясно содержащихся в Откровении. Примером такого утверждения является догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, который является необходимым следствием логического ходы мысли и выводом из него.
2) Некоторые философские утверждения, имеющие отношение к истинам Откровения. Например, способен ли человек к познанию истин своим разумом, имеет ли он свободную волю и т.д.
3) Догматические факты.
а) В узком значении это некоторые исторические факты, связанные с Откровением или с его передачей. Например, законность выбора Папы, созывов Вселенских Соборов и т.п.
б) В широком значении: догматический факт — это объективный смысл какого-либо мнения, независимо от субъективных намерений автора. Например, Янсений в сочинении "Августин" протащил несколько еретических утверждений. Если бы Церковь не обладала бы в подобных вопросах безошибочностью, то она не могла бы успешно учить своих членов истинам вероучения.
4) Вопросы культа и дисциплины. Речь идет о церковных законах, относительно культа и христианской жизни, изданных для всей Церкви. Например, это касается нерасторжимости брака, существенных элементов жертвы в Литургии и в таинствах, канонизации святых. В этих вопросах Церковь основывается на определениях самого Христа. В других вопросах, регулируемых самой Церковью, она безошибочна постольку, поскольку ее дисциплинарные предписания не противоречат вере и морали.