А. Необходимость в безошибочности Церкви.
§1. Безошибочность Церкви по причине ее Божественного происхождения.
§2. Безошибочность Церкви, вытекающая из стоящих перед нею задач.
§3. Безошибочность Церкви как необходимое условие ее видимого единства и непобедимости.
Б. Доказательства безошибочности Церкви.
§4. Доказательства безошибочности Церкви на основании св. Писания.
§5. Доказательства безошибочности Церкви на основании св. Предания.
§6. Доказательства безошибочности Церкви в свете истории.
Нельзя признать безошибочность католической Церкви, если в ней видеть только естественное установление, ничем существенно не отличающееся от обычных человеческих институтов. И несогласные с безошибочностью Церкви в вопросах вероучения и морали делают это от непонимания существа этой безошибочности, происходящей от Божественного установления католической Церкви. О ее Божественном установлении говорят следующие факты. Во-первых, сам факт почти двухтысячелетнего ее существования, несмотря на ненависть и преследования ее со стороны ее противников. И не только ее существование, но и ее продолжающиеся рост и влияние. Так, с 1922 г. по 1986 г., то есть за 64 года, число принадлежащих к католической Церкви выросло с 305 млн. до 887 млн. человек, то есть почти в 3 раза (290,8%). Католическая Церковь распространяется среди большинства народов мира, ее члены есть почти во всех государствах. Этот факт свидетельствует о Божественной поддержке католической Церкви. В связи с этим вспоминаются пророческие слова законоучителя Гамалиила в Синедрионе: "ныне, говорю вам, отстаньте от людей этих и оставьте их (то есть апостолов); ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян.5,38-39). Во-вторых, личное установление католической Церкви Христом, о чем свидетельствуют слова самого Христа: "Я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16,18). Христос основывает свою Церковь, избрав для этого апостолов (Лк.6,13), которым дает власть вязать и разрешать (Мф.18,18) и которых позднее посылает в мир для научания всех народов (Мф.28,19). То, что апостолы не самовольно создали, Церковь, но по повелению Христа, следует со слов Христа: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш прибывал" (Ин.15,16). Христос же повелел апостолам от имени своего Отца (Бога): "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин.17,18). Ап. Павел ясно говорит, что вся церковная организация и отдельные должности в Церкви установлены самим Христом: "Он (Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями" (Еф.4,11). Таким образом, и со слов Христа и со слов ап. Павла Церковь имеет Божественное происхождение, является не только человеческим, но и сверхъестественным институтом и по этой причине может иметь дар безошибочности (в вопросах веры и морали), так как благодаря своему всеведению Бог не ошибается, и благодаря своей святости лгать не может. И если на безошибочность претендуют многие естественные человеческие, так называемые, научные теории, то почему же не может ею обладать, хотя бы в ограниченной области, сверхъестественный Божественный институт — католическая Церковь?
Безошибочность Церкви (в вопросах веры и морали) следует из поставленных перед нею Христом задач. Христос создал свою Церковь для продолжения своей миссии спасения людей. Но как слепой не может вести слепых, ибо тогда все упадут в яму (ср.Лк.6,39), то для исполнения Церковью миссии Христа по спасению людей, Церковь в вопросах, от которых зависит спасение человека, должна быть зрячей, безошибочной, в противном случае, при невыполнении Церковью поставленных перед ею задач, Христос был бы бесплодным мечтателем.
Об этом же говорит и Новый Завет. "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин.18,37) — говорит Христос и Он хочет, чтобы все люди познали истину и тем самым спаслись: "Который (то есть Христос) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1.Тим.2,4). Целью и задачею Церкви, по словам Христа, — Его учение о спасении сохранять неискаженным и передавать другим людям: "идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф.28,19-20).
Значит проповедь вероучения Христа является важнейшей задачею Церкви. Но так как "без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11,6), и вероучение Христа ведет ко спасению, то спрашивается, как бы Церковь могла бы передавать людям это вероучение, если бы не обладала безошибочностью в его сохранении и передаче и в оценке моральности человеческих действий?!
Не обладающий безошибочностью в знании какого-либо предмета, не может и безошибочно ему обучать. Значит сама задача Церкви по спасению людей, доверенная ей Богом, достоинство предмета (учение о вере и морали), которому Церковь должна научать людей, с необходимостью требует безошибочности Церкви в данных вопросах. И так как Бог не может противоречить сам себе: поручить спасение людей Церкви и не дать ей для этого соответствующего средства — безошибочности, то остается признать, что Бог дал Церкви необходимую безошибочность, tercium non datur — третьего не дано. Конечно Бог мог бы вести ко спасению каждого по отдельности, как Он иногда это делал, например как Моисея, патриархов и пророков Ветхого Завета или апостолов Нового Завета. Но Богу угодно вести людей ко спасению чрез Церковь, что следует из слов Христа: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк.16,15-16). При этом Христос связал вопрос спасения людей с обязанностью послушания людей в вопросах вероучения, Церкви: "если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф.18,17). Но разве мог бы Христос так жестко требовать от людей послушания в вопросах вероучения и морали Церкви, если Церковь могла бы ошибаться в этих вопросах? Следовательно, если Христос требует от людей послушания Церкви в вопросах вероучения и морали под угрозой их осуждения, то это означает, что Церковь в вопросах вероучения и оценке моральных действий обладает безошибочностью, в противном случае пришлось бы считать Христа обманщиком, что невозможно, так как это опровергается всею Его жизнью. Наконец, сам ап. Павел говорит о безошибочности Церкви: "Церковь Бога живого, столп (то есть колонна) и утверждение истины" (1 Тим.4,15). Наконец, когда мы познаем естественные процессы в природе, то пользуемся органами ощущений и умозаключениями. Когда же мы хотим познать сверхъестественное, данное нам в Откровении Божием, то познаем его верою, которая основана на доверии к тому, кто нам передает истины Откровения Божия. Притом, для наилучшего познания верою Откровения, доверие к передатчику Откровения должно быть безусловным. А такое доверие может быть только тогда, когда мы знаем, что передатчик истин Откровения (а им является Церковь) наделен безошибочностью в вопросах веры и морали. Следовательно, сама возможность познания людьми истин, от которых зависит спасение (то есть истин вероучения и морали) требует безошибочности Церкви. В противном случае, то есть при ошибочности Церкви в вопросах спасения, не было бы доверия к ней, а значит и способности верою познать то, от чего зависит спасение, то есть их вечное счастье. А если бы люди были лишены возможности на вечное счастье, то зачем же они его хотят, если исполнение их желаний невозможно. То есть мы пришли бы к бессмысленности наших желаний, а значит и к признанию хаотичности мира, что противоречит закону всеобщей целесообразности в мире. Значит остается только одно верное суждение, что Церковь в вопросах веры и морали безошибочна.
Видимое единство и единственность Церкви — это воля Божия, о чем говорил Христос: "Я создам Церковь Мою" (Мф.16,18). Церковь названа в единственном лице: "будет одно стадо и один Пастырь" (Ин.10,16), Христос молился о единстве Церкви (см. Ин.17,20-21), а ап. Павел говорил о Церкви как об едином теле: "Одно тело и один дух...один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4,4-5). Кроме того Христос говорил о непобедимости Его Церкви: "и врата ада (то есть зла) не одолеют ее" (Мф.16,18). Без видимого единства Церковь была бы невозможна, как невозможно построить здание из кирпичей ничем не скрепленных между собой. Видимое единство в Церкви обычно разрушается от различия мнений между членами Церкви по вопросам веры и морали. Для устранения таких несогласий в Церкви должен быть арбитр, облеченный привилегией безошибочности в вопросах веры и морали, авторитетом которого принципиальные разногласия между членами Церкви устранялись бы. Отсутствие такого арбитра приводит к Церковному расколу, что мы и видим на примере протестантизма, разделившегося на сотни мелких вероисповеданий. Если же Церковь разделяется, то она слабеет и уже находится на пути к уничтожению, то есть "врата ада"=зла угрожают ей уничтожением. Следовательно, для того, чтобы сохранить свое единство и выжить до скончания веков, что и обещал Христос своей Церкви, она должна быть безошибочной в вопросах веры и морали и она таковой и есть, ибо существует уже 2000 лет.
Доказательства безошибочности Церкви в вопросах вероучения и морали мы находим в Св. Писании.
1. Говорит Христос: "врата ада не одолеют ее", т.е. Церковь Христа (Мф.16,18), "врата ада" то есть зло, в том числе и ошибки. Значит, если бы Церковь Христа была побеждена злом, то она не обладала бы безошибочностью в вере и морали, а так как она не побеждена в течении 2000 лет, то она обладает безошибочностью в этих вопросах.
2. Христос дает своей Церкви обещание, что Он никогда ее не оставит и всегда пребудет с нею: "идите, научите все народы...и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28,19-20), то есть с нами и Его безошибочность. Но Христос не только сам пребывает со своей Церковью, но Он пообещал ей постоянную помощь Святого Духа, Духа истины: " Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому, что он не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин.14,16-17). "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин.16,13).
3. Ап. Павел определяет Церковь Христову: "Церковь Бога живого есть столп (=колонна) и утверждение истины" (1Тим.3,15). Это значит, что как свод здания держится на колонне и как все здание держится на фундаменте его, так истина в вопросах вероучения и морали держится на Церкви Христовой, то есть эти слова говорят о безошибочности Церкви в вопросах веры и морали.
Итак, Церковь Христова должна быть в вопросах веры и морали безошибочной. Но на чем же основана эта ее безошибочность? Конечно, не на человеческой природе, ибо все люди способны ошибаться. Безошибочность Церкви, основана на присутствии в Церкви самого Христа, Бого-Человека, Бога. Он присутствует в Церкви Христовой своим Духом, вдохновениями Св. Духа. Поэтому мы называем Церковь Христову сверхъестественным институтом, в отличие от других чисто человеческих, естественных институтов. И Церковь Христова не может ошибаться в вопросах вероучения и морали потому, что с ней Христос, а Христос, как Он сам сказал о себе: "Я есть путь и истина и жизнь" (Ин.14,6). А где истина, там заблуждений уже нет, так как истина и заблуждение — понятия взаимоисключающие.
О безошибочности Церкви Христовой в вопросах веры и морали свидетельствуют многие известные христианские писатели первых веков христианства.
— Св. Игнатий (†107), епископ Антиохийский говорит, что Христос одарил свою Церковь "неисказимостью", то есть, что она не подлежит порче, а тем самым заблуждаемости" (Ep.ad Eph.,гл.17). (8).
— Иреней (†202), епископ Лиона (Франция), в противоположность еретикам, приписывает Церкви обладание истиной: "Ибо где Церковь, там же и Дух Божий, а где Дух Божий там и Церковь и всякая благодать; Дух же Святой — это истина" (Против еретиков 3,24.1). Он же пишет, что Апостолы — это "основание Церкви", заложенное Христом. Мы же обязаны слушать их законных преемников, хранящих учение и вместе с посвящением получивших несомненный дар в безошибочном определении истины — "charizma veritatis certum" (там же 4,21;26). Нет истины вне апостольского учения, нет апостольского учения вне Церкви, нет Церкви вне епископского преемства. Св. Дух утверждает Церковь; если учение Церкви постоянно и неизменно, то это происходит потому, что Дух Божий обновляет его как драгоценное благо, сохраняемое в прекрасном сосуде, а Дух обновляет и самый сосуд" (там же 3,24.1). (8).
— Климент Александрийский (около †215) подчеркивает значение Церкви как хранительницы и наставницы истины в сравнении с ересями, которые, будучи лишены истины, колеблемы и изменчивы подобно ветру. "Христос — это Жених Церкви, а мы — дети противящиеся верам глупых ересей, мы противимся научающим нас иначе, чем отцы наши, и становимся совершенными, если принадлежим Церкви во главе со Христом" (Педагог.1,5). О Церкви, как о возлюбленной Бога, он говорит: "Возлюбленная, которою является Церковь, должна быть чистой и свободной от противоречащих истине мыслей, а также неприкасаемой и не искажаемой атакующими извне теориями; я имею здесь ввиду сторонников ереси, склоняющих ее к измене всемогущему Богу, единственному ее Возлюбленному" (Stromata 3,12). Следовательно, в сравнении с ересями Церковь законная, непорочная и вечная возлюбленная Бога. Церковь — это истина, а ересь — это непостоянная и изменчивая как ветер теория. (8).
— Тертулиан (†240) пишет: "разве можно предположить, чтобы Христос допустил, чтобы тем, кого Он поставил наставниками человечества из области веры было что-либо неизвестно... Разве можно допустить, чтобы Дух Святой, посланный Христом в качестве наставника истины, не позаботился о Церкви? Разве мог бы Он наместник Христа пренебречь своей обязанностью и позволить, чтобы Церковь верила по своему усмотрению и веру понимала иначе, чем Он учил посредством апостолов?" (Praescr.22.28). (8).
— Ориген (род. 185) писал: "Церковь обладает истинной верой. Еретики лишь называются христианами; кичатся знанием какой-либо истины, не известной членам Церкви; в действительности же они воры и блудники; воры, обкрадывающие церковные сосуды; блудники, пачкающие своими заблуждениями чистые и почитаемые догматы Церкви" (Comment. in om 1,19;2,11). В случае сомнения, — пишет Ориген, — каждый должен соглашаться с поставленными учителями Церкви. Как ученики обращаются к своему Божественному наставнику и спрашивают Его, так и мы должны поступать подобным образом; в вопросах веры нам следует искать совета и ответа на возникающие у нас вопросы у тех, кого Бог поставил в Церкви учителями. (Comment. in Matth.13,15). Ориген напоминает нам также, чтобы мы не внимали тем, которые не видят в Церкви Христа; Церковь же полна истинного света, есть столпом и утверждением истины" (там же scr.n.46).(8).
— Св. Киприан (†258) пишет: "Текущая в Церкви чистая, спасительная и святая вода не может быть испорченной и лживой, как и Церковь сама чиста и непорочна" (Ер.73,8). Он имел ввиду чистоту и непорочность учения, ибо уклонения от истины, по его мнению, является постыдным делом, согласно слов св. Писания: "отвергнувши скрытные постыдные дела... не искажая слова Божия, а открывая истину" и т.д. (2Кор.4,2).(8).
— Св. Амвросий, епископ Милана (†397) пишет, что Церковь, построенная на апостольском камне остается нерушимой и основывается постоянно на непоколебимом фундаменте (Ер.2,1).(8).
— Подобным образом выражаются и св. Августин (†430), что Церковь обладает истиной и заблуждаться не может, ссылаясь при этом на места из Св. Писания: Мф.16,18 и 1Тим.3,15.
Во-первых, сам факт 2000 летнего существования, католической Церкви несмотря на непрерывную ненависть к ней ее противников и многочисленные преследования ее и ее непрекращающийся рост в численности ее членов и ее влияния свидетельствуют об ее безошибочности в вопросах вероучения и морали. Ведь ошибки всегда ведут к поражениям, а поражения к утрате позиций в жизни и к постепенному вытеснению из жизни и к исчезновению. Могут возразить, что и Церковь терпела поражения и, в сравнении с средневековьем, утратила свои позиции, и влияние ее на общественную жизнь резко сократилось, что свидетельствует о ее способности ошибаться. Да, Церковь утратила прежнее влияние, но ведь эта утрата ее влияние пошла не на пользу человечества, люди от этого многое потеряли, так как уклонились от истинного учения Церкви. Никогда не было столько болезней (в странах бывшего СССР рождается больным почти каждый ребенок), в странах Запада, Африки процветает разврат (ибо там осуществилась "сексуальная революция"), во всем мире бушуют социальные конфликты, непрерывные войны уносят десятки миллионов человеческих жизней, наркомания, алкоголизм, разрушение семьи, гомосексуализм во многих странах узаконены как нормальные явления; сексом, порнографией, насилием дышит современное искусство и т.д. Такое положение в мире свидетельствует не об ошибках Церкви, а об ошибках внецерковного человечества. Все недостатки современной жизни это доказательство правоты, безошибочности Церкви, ибо они произошли от непослушания учению Церкви, в чем виновата не Церковь, а злоупотребление человечества своей свободой воли, ибо благодать Божия не принуждает человека к следованию учению Церкви.
Во-вторых, безошибочность католической Церкви в вопросах веры и морали доказывается многовековым доверием верующих руководству своей Церкви в раскрытии христианского учения, принятием новых догматов и в послушании верующих учению Церкви и ее духовенству. Такое доверие было бы невозможным, если бы они не убедились на историческом опыте народов и на своем личном опыте в безошибочности католической Церкви. "Личный опыт" — это опыт сотен миллионов людей за 2000 летнее существование католической Церкви. В связи с этим такой опыт — это очень убедительное доказательство безошибочности Церкви, доказательство пережитое, прочувствованное, а не какое-либо логическое умозаключение.