Российская премьера оратории «Андрей Рублев», созданной известным ватиканским композитором монсеньором Марко Фризиной, состоялась 24 ноября в Москве, в концертном зале «Зарядье».
За дирижерским пультом стоял сам автор – основатель хора Римской епархии, настоятель базилики св. Цецилии в Риме, консультант Папского совета по содействию новой евангелизации. Он создал свое произведение к 30-летию прославления иконописца Русской Православной Церковью; это первое в истории произведение композитора-католика, написанное в честь православного святого.
Ораторию исполнили: Московский Синодальный хор, Молодежный Синодальный хор и хор Богоявленского кафедрального собора в Елохове, а также оркестр «Voce Anima».
Концерт состоялся в рамках международного проекта «Повелитель красоты» при поддержке Министерства культуры РФ, а также в рамках проекта культурного обмена между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Организатор концерта – Просветительский центр духовно-музыкальной культуры «Страна Воскресения». В числе спонсоров мероприятия – международный благотворительный католический фонд «Kirche in Not» («Помощь Церкви в нужде»), Центральный музей древнерусской культуры искусства имени Андрея Рублева, радио «Орфей».
В беседе с «Благовест-инфо» присутствовавший на концерте руководитель русского отдела «Kirche in Not» Петр Гуменюк, отметил: «На мой взгляд, композитор не случайно обратился к личности Андрея Рублева: в творчестве этого иконописца заключена как бы ДНК русского православия. Важно подчеркнуть, что интерес католического автора к русскому святому знаменателен еще и в контексте исторической Гаванской встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска. И, конечно, тот факт, что российская премьера оратории проходит в концертном зале «Зарядье», показывает значимость этого межконфессионального культурного проекта для самой России».
Перед началом исполнения своего произведения монс. Марко Фризина обратился к слушателям: «Эта оратория – дань уважения великому русскому иконописцу преподобному Андрею Рублеву, а также искусству русской иконы. Икона – это окно, которое открывает нам мир Божий, а преподобный Андрей сумел через свои иконы открыть этот мир как никто другой, будучи наделен даром созерцания Божественного».
Композитор рассказал о сюжетной канве оратории, которая описывает XIV век – время жизни Андрея Рублева – как страшный период в истории Руси, когда русские земли разоряли кочевники Золотой Орды, уводя в плен людей, сжигая дома, храмы и иконы. В первой части оратории два монаха-иконописца Даниил Черный и Андрей Рублев, которые вместе работают над иконой Святой Троицы, взволнованно беседуют о том, имеет ли смысл создавать красоту, когда варвары все уничтожают. «Красота не виновата. Виновато человеческое сердце, тьма, которая в нем», – это партия Андрея, который настаивает на том, что надо продолжать славить Бога через дар иконописания.
Вторая часть – это искушение прп. Андрея, продолжил композитор. Иконописцу является дьявол в облике некоего странника, который предлагает Андрею отрешиться от «басен», не искать Божьей красоты, а «взглянуть на мир собственными глазами». «На самом деле это взгляд дьявола, искаженный грехом», – комментировал автор оратории. В видении смущенный иконописец видит родное село, разоренное татарами, пострадавших близких и мать, которая поет ему колыбельную песню и успокаивает. Андрей отвергает искушение.
Третья часть повествует о посмертном явлении прп. Андрея Рублева своему соработнику и другу Даниилу Черному. Даниил на смертном одре жаждет увидеть райскую красоту, прекрасных ангелов, которых они писали вместе с другом. Андрей берет его за руку, дверь кельи преображается в Царские врата, и оба иконописца оказываются в раю, где их встречают близкие, принимая Даниила. Хор поет евангельские «Блаженства». Оратория завершается славословием Богу, создавшему красоту в Своем творении и не оставляющему Свой народ.
Во время московской премьеры текст исполнялся на русском и итальянском языках. В числе солистов – исполнителей главных партий был художественный руководитель Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков. Либретто оратории перевел сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Алексий Дикарев. Партию органа исполнила Анна Ветлугина – титулярная органистка московского римско-католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Оратория прозвучала во втором отделении концерта. В первом отделении в исполнении трех хоров звучали духовные песнопения современных композиторов: Альфреда Шнитке, митрополита Илариона (Алфеева), Михаила Котельникова, Андрея Шарова, Антона Вискова и монс. Марко Фризины.
В заключение концерта было исполнено произведение Марко Фризины «Путь мучеников», посвященное тем, кто отдал жизнь за Христа в ХХ и ХХI веке.
Оратория «Андрей Рублев» была создана в 2018 г. и впервые прозвучала в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме в январе 2019 г. Музыкальное произведение тогда исполнил Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Инициатором этого концерта стал автор оратории – монс. Марко Фризина.