22 ноября
Св. Цецилия, дева и мученица

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

Экуменическая миссия восточных католических Церквей

13.09.2019 12:45 VATICAN NEWS
12 сентября в Риме открылась ежегодная встреча европейских епископов восточных католических Церквей на тему «Экуменическая миссия восточных католических Церквей в Европе сегодня». Встреча организована Советом епископских конференций Европы и Украинской Грекокатолической Церковью.

С докладами выступили президент европейского епископата кардинал Анджело Баньяско, предстоятель УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук, префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри, президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и госсекретарь кардинал Пьетро Паролин.

Кардинал Баньяско сослался в своем выступлении на Кодекс восточных католических Церквей, в котором целый раздел посвящен экуменизму, поскольку церковное единство относится к основополагающей миссии Церкви. В частности, в каноне 908 говорится о сотрудничестве католиков с другими христианами в делах милосердия, социальной справедливости, защиты достоинства человека и его прав, продвижения мира, а также посредством участия в национальных праздниках. Кардинал подчеркнул фразу из этого канона: «Не в одиночку, а совместно». Именно это должно быть критерием, условием и доказательством экуменического пути восточных католиков.

Верховный архиепископ Киевский и Галичский Святослав Шевчук в своем докладе констатировал, что в последнее время, когда уже преодолена модель унии для достижения полного и видимого единства Церкви, ставится под сомнение и даже отрицается само право на существование восточных католических Церквей, особенно тех, которые называют униатскими. Эта проблема особенно остро стоит в Европе, и она требует такого же углубления, как и вопрос экуменической миссии этих Церквей.

Кардинал Леонардо Сандри в свою очередь подтвердил слова главы УГКЦ, отметив, что со стороны православия восточные католические Церкви часто воспринимаются как препятствие на пути экуменического диалога. Наряду с этим и некоторые католики латинского обряда «во имя экуменизма, лишенного благоразумного распознавания, рассматривали и, к сожалению, по-прежнему рассматривают восточные католические Церкви как преграду для диалога, особенно с православными Церквами».

Далее кардинал Сандри констатировал рост восточного католического присутствия в Европе, прежде всего в результате миграционных процессов. Вместе с тем, отметил он, там, где есть проблемы с храмами для совершения воскресной Божественной литургии, «нередко в силу ʺэкуменической вежливостиʺ предпочитают братьев из православных Церквей и только во вторую очередь - из восточных католических Церквей». В целом в Европе православные имеют преимущества по сравнению с восточными католиками: поскольку они не связаны конкордатами и соглашениями, они учреждают епархии и митрополии, назначают епископов или управляющих, в то время как восточные католики, будучи связаны конкордатами с государствами, часто ограничены в этих действиях, например, когда речь идет о назначении епископом пресвитера, не имеющего гражданства в стране. Кардинал привел конкретные примеры, ссылаясь на скандинавские страны, а также на случаи, имевшие место в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

Значительную часть своего доклада префект Конгрегации Восточных Церквей посвятил церковно-общественной обстановке на Украине и ее последствиям, в частности, трудностям, с какими столкнулся после подписания томоса русский православный экзархат в Западной Европе. Кардинал упомянул и о проблемах, с какими сталкивается Украинская Грекокатолическая Церковь на фоне политических событий в стране. «Давайте продолжать держать открытыми двери для того, чтобы слушать, вести диалог, выслушивать доводы всех – исторические, канонические, процессуальные, - не занимая при этом позиции, которая нам не подобает, но, напротив, всегда предпочитая возможное строительство мостов, - сказал кардинал Сандри. – Даже если бы в логике наших братьев больше проявлялась ментальность власти и мира сего, у нас нет иной формы ответа, кроме ответа, указанного Христом и засвидетельствованного Его жизнью».

Кардинал Курт Кох выступил с обширной речью, поставив акцент на целях экуменизма: его «успех» зависит от того, как разные конфессии понимают эти цели. Если цели экуменического движения истолковываются по-разному, мы будем двигаться в противоположных направлениях. К сожалению, отметил иерарх, такого консенсуса в самой концепции церковного единства сегодня не существует. Кардинал считает, что эту проблему можно преодолеть, рассуждая о причинах и истоках разделений Церквей и на этой основе определяя различные способы восстановления утраченного единства, избегая «чрезмерных и нереалистичных притязаний».

Председатель Папского совета по содействию христианскому единству подчеркнул, что первостепенная важность, придаваемая именно духовному измерению экуменизма, может привести к неверной идее, будто единство христиан – это лишь духовная и невидимая реальность, однако такое понимание противоречит словам из «священнической молитвы» Иисуса о единстве, сказал кардинал Кох. Свою речь он завершил акцентом на особой экуменической ответственности восточных католических Церквей.

Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин выступил с докладом «Роль восточных Церквей в контексте экуменических отношений: между пастырством и дипломатией». Иерарх подчеркнул взаимосвязь между экуменизмом и дипломатией: их объединяет «более обширное пространство, чем мы себе представляем». Общим знаменателем для экуменизма и дипломатии является диалог. Вместе с тем необходимо различать уровни, на которых действуют экуменизм и дипломатия, иначе есть риск «перемешать политику и веру». Это может проявляться в «использовании религии как наживки или предлога для достижения политических интересов», в «бессовестном использовании искусства дипломатии… и осуществлении политики не как формы любви, а как средства для достижения личных интересов или интересов олигархов» с помощью народного благочестия и религиозного чувства народа.

Как в экуменизме, так и в дипломатии диалог, пояснил кардинал Паролин, «питается надеждой и терпением». В частности, иерарх сослался на плоды встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване и на принятую совместную декларацию. «Мы знаем все критические пункты, - добавил кардинал, - и к ним нужно подходить спокойно и терпеливо». Однако «процесс пошел», и произошло «то, чего никогда не случалось в экуменической сфере». Вопрос восточных католических Церквей – один из упомянутых критических пунктов, продолжил иерарх. Однако эти Церкви обладают ресурсами, которые могут «укрепить и сделать более эффективной экуменическую и дипломатическую деятельность Святейшего Престола». В числе этих ресурсов – географическое положение: особенно это относится к Украине, где Католическая Церковь тем или иным образом вовлечена в то, что происходит с другими Церквами. Второй ресурс – это история восточных католических Церквей, засвидетельствовавших глубокую любовь к Апостольскому Престолу. Третий ресурс – это сама природа восточных католических Церквей, в силу которой они становятся местом встречи с православными Церквами. Восточные католики могут указать собратьям по вере латинского обряда «правильные координаты для плодотворного экуменического диалога».

Особое внимание кардинал Паролин уделил в своем докладе отношениям с Русской Православной Церковью, «без которых нельзя обойтись». Это объясняется не только экуменическими причинами, но и «геополитической ролью Российской Федерации на международной арене».

«Кризис между Украиной и Россией, тема, которая, как мы знаем, особенно деликатна, еще больше устремляет наше внимание к необходимости продолжения диалога с РПЦ: хотя ее позиция не всегда и не полностью совпадают с российской политикой, можно найти важные точки соприкосновения». Кроме того, невозможно обойти стороной духовное и богословское наследие РПЦ, оказавшее влияние на всю Европу и придавшее новый импульс западному христианству. В этом свете «еще более незаменимой представляется роль восточных католических Церквей», подчеркнул кардинал Паролин: у них есть возможность «встречаться с православными Церквами, используя те же ʺграмматические правила верыʺ, но со свободой и вселенским мировоззрением, которые могут принести только пользу».
Комментарии (0)