Apr 21
Пасха. Воскресение Христово

See calendar

Feedback

mail@apologia.ru

Send a message

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

Суннитский шейх рассказал, как праздник Благовещения объединил христиан и мусульман Ливана

Благовещение Девы Марии является в Ливане общенациональным праздником с 2010 года: 25 марта христиане и мусульмане Страны кедров собираются в церквах и часовнях, чтобы вместе почтить Матерь Иисуса.

О том, как появилась идея учредить день межрелигиозного диалога, рассказал его инициатор – суннитский шейх Мухаммад Ноккари, юрист, преподающий в университетах Бейрута, Дубая и Страсбурга.

«Моя жена – француженка, и у нас дома стояла статуя Девы Марии, – поделился шейх Ноккари с корреспондентом Fides. – Иногда к нам в гости приходил родственник, который каждый раз начинал осыпать эту скульптуру оскорблениями, уносил ее в туалет, а однажды разбил ее пополам. Я купил другую статую, из крепкого металла, чтобы он ничего уже не мог с ней делать».

Но этот инцидент навел шейха на мысль о том, что образ Матери Иисуса может объединить последователей Христа и пророка Мухаммеда.

«В Лионе я поговорил со священником-иезуитом Луи Буассе, и мы пришли к выводу, что нет никаких вероучительных препятствий для такого почитания, – вспоминает Ноккари. – Кто может объединить христиан и мусульман лучше, чем Дева Мария?»

Сначала было задумано организовать совместное исламо-христианское торжество на праздник Непорочного Зачатия, однако вскоре инициаторы поняли, что в этом случае к нему не смогут присоединиться православные, не признающие догмата о том, что Дева Мария была избавлена от греха с момента ее зачатия праведной Анной.

И тогда было решено приурочить общение христиан и мусульман ко дню Благовещения, который все христиане Ливана отмечают 25 марта – по григорианскому и новоюлианскому календарю. Этот выбор оказался тем более удачным, что о Благовещении говорится не только в Евангелии, но и в Коране. В целом в священной книге мусульман Мария упоминается 34 раза, тогда как в Евангелии – 19.

Первое исламо-христианское торжество состоялось в святилище Богоматери в Джамхуре в 2007 году.

Инициативу оценили политические лидеры, и в 2010 году премьер-министр Саад Харири (он возглавляет правительство Ливана и сегодня) провозгласил 25 марта общенациональным праздником.

«В то время я был секретарем верховного муфтия Ливана, – рассказал Ноккари. – Кое-кому моя инициатива не понравилась, и я был вынужден покинуть этот пост».

Если политики в идее совместного почитания Девы Марии ничего плохого не нашли, то среди религиозных лидеров единодушия поначалу не было. Многие из них опасались, что такая практика может привести к религиозному синкретизму. «Однако очень скоро всем стало очевидно, что представители обеих общин – и христиане и мусульмане – воздают почитание Деве Марии в соответствии со своей собственной традицией», – отметил Мухаммад Ноккари. В итоге противниками инициативы остались только исламские радикалы – салафиты и ваххабиты. В адрес шейха даже раздавались угрозы, однажды неизвестные повредили его машину. «Тогда я подумал, что для того, чтобы идти вслед за Марией, нам иногда надо пострадать, – говорит Ноккари, – но Она – мать, принимающая всех: если следовать за ней, это принесет много добра».

Вслед за Ливаном традиция совместного почитания Девы Марии распространилась и в ряде других стран, где бок о бок живут христиане и мусульмане: в Канаде, Франции, Бразилии, Испании. Провозглашение 25 марта национальным праздником обсуждается сегодня в Иордании. Ряд ливанских деятелей предлагает обратиться в ООН с инициативой провозглашения 25 марта Всемирным днем исламо-христианского диалога.

По словам шейха Ноккари, диалог между христианами и мусульманами заметно активизировался за последние 15 лет. Важнейшим этапом этого диалога он считает совместный документ, подписанный Папой Франциском и верховным имамом университета Аль-Азхар Ахмадом ат-Таибом в Абу-Даби в феврале этого года. «С момента публикации этого документа христиане и мусульмане собираются каждую неделю, чтобы читать и обсуждать его, – рассказал шейх. – Эволюция затрагивает и мусульманские страны: например, мы начинаем понимать, что процесс признания прав и достоинства женщины должен включать религиозную проповедь и религиозные практики».
Comments (0)