(Издательство Францисканцев, М., 2002, Т. I, стр.404-405)
Аутодафе (порт. auto da fe — дело веры) — публичное провозглашение и приведение в исполнение приговора, вынесенного в результате инквизиционного процесса. После учреждения инквизиции аутодафе пришло на смену осуществлявшимся стихийно, без предварительного суда и следствия, казням лиц, обвиненных в ереси, расколе и др. преступлениях против веры и нравственности. Аутодафе возникло в Испании и Португалии в сер. XIII в. и впоследствии получило распространение на колонизированных этими государствами территориях Нового Света.
Возникновение аутодафе, как и инквизиции в целом, в значительной степени было обусловлено средневековым менталитетом. Аутодафе предшествовали совещания инквизиторов с представителями духовенства, богословами и специалистами в области канонического и гражданского права — предполагалось, что эта мера должна гарантировать приговоры инквизиционного суда от возможных ошибок. Иногда представителям местного духовенства или Апостольского Престола удавалось добиться смягчения или отмены приговора инквизиции.
Частные аутодафе происходили несколько раз в год, а общие, на которых количество осужденных иногда измерялось сотнями, были приурочены к событиям исключительной государственной важности: коронация монарха, его венчание, рождение наследника престола и т. п. Широкое распространение получили такие наказания еретиков, как публичное покаяние, совершение паломничества, тюремное заключение, изгнание, денежный штраф; к смертной казни через сожжение приговаривались лишь вторично совершившие преступление или упорствовавшие в ереси. Инквизитор объявлял помилование раскаявшимся и примиренным с Церковью. Остальных осужденных он "отпускал на свободу", т. е., исторгнув из лона Церкви, передавал в руки светских властей. Аутодафе, в ходе которого осуществлялось наказание большого количества осужденных, иногда длилось по нескольку дней. Наиболее известны аутодафе в Валенсии (1360), Толедо (1486), Вальядолиде (1559), Мадриде (1680). Обычай публичного наказания еретиков просуществовал вплоть до XVIII в. Последние аутодафе были совершены в Мексике (1815) и Испании (1826).
Впоследствии Католическая Церковь пересмотрела свое отношение к практике аутодафе и отказалась от нее.
(Ю. Иванова)