Почитание Марии стало почти что характерным признаком католической религии. Некатолики часто проявляют опасения, что почитание Марии станет преобладающим и отодвинет на задний план почитание Христа.
На примере почитания Марии мы будем рассуждать о том, как следует понимать почитание святых в католичестве. При этом мы отметим также и отдельные ошибочные формы почитания, которые не соответствуют католическому учению о святых.
Когда мы возвышаем Марию над всеми женщинами, над всеми людьми и высказываем наше почтение к Ней, тем самым мы следуем примеру самой Библии. В Библии Мария почитается таким образом, как не почитался ни один человек. Вот как описывает Лука (Лк. 1, 26 и далее) известие, с которым пришел к Марии Ангел: Ангел называет ее "благодатною" или, в латинском тексте, "благодати полною" и говорит ей, что она должна стать Матерью Божьего Сына.
В этом известии прослеживается также тесная связь Марии с Божьим делом искупления. Бог не осуществил бы Свой спасительный замысел без Ее согласия. После Ее ответа: "се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" для нас началось Божие спасение".
Таким образом, Мария становится идеалом для каждого верующего. Ведь вера — это ответ человека на предложение Бога. Поэтому мы с радостью называем Марию "Матерью верующих", а также "Прообразом Церкви". II Ватиканский Собор говорит о Марии в связи с Церковью. Ведь и Церковь стремится к тому же: безоговорочно принять то, что Бог предлагает человеку через Христа.
Мария была одной из немногих, кто преданно следовал за Господом вплоть до последних мгновений Его страданий. Она стояла под крестом вместе с Иоанном, "возлюбленным учеником". В Священном Писании говорится (Ин. 19, 25 и далее):
"При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе".
С тех пор роль Церкви всегда отождествлялась с ролью Иоанна, который по произнесенной Христом просьбе, принял Ее как Мать. Поэтому Мария присутствовала при великих событиях ранней Церкви, например, при Сошествии Святого Духа.
В великих дискуссиях первых столетий об истинной божественности Христа значительное место принадлежало и Марии. Уже это доказывает, сколь тесно связывалась Мария с Христом в сознании тогдашней Церкви. В 431 г. в малоазийском городе Ефесе состоялся III Вселенский Собор. Постановления этого Собора рассматриваются (в том числе и некатолическими христианскими Церквами) как основные звенья христианской веры. Главной задачей Собора было определить свое отношение к учению Нестория, утверждавшего, что в Иисусе Христе не было соединено по естеству, то есть неразделимо, божественное и человеческое — в этом случае не пришлось бы говорить о Марии, родившей Иисуса человеком, как о Богородице. После рассмотрения всего, что было известно об Иисусе Христе, Собор решил, что в Нем воистину по естеству неразделимо соединены Его человеческая и божественная сущности, ввиду этого Марию следует считать Богородицей, Божией Матерью.
И в последующие века Мать Иисуса Мария почиталась как Матерь Божия. Об этом свидетельствует и Восточная Церковь, которая почти что 1000 лет назад отделилась от Католической Церкви. Здесь до сегодняшних дней Божия Матерь Мария почитается еще более усердно, чем в Католической Церкви.
Каждый человек испытывает по отношению к людям, которые для него что-то значат, как и по отношению к умершим, определенное почтение. Поэтому не удивительно, что и Мария, Мать Иисуса, пользуется у христиан особым почитанием. Само собой, мы должны в достаточной степени различать почитание, проявляемое к Богу и Христу, и почитание, оказываемое Марии. Почитание как Бога может относиться только к Богу. Обожествление творения явилось бы несоблюдением первой Божией заповеди. Христианину-католику известно, что он ни в коем случае не должен обожествлять Марию, она никак не может затмить Христа. Мы почитаем Марию только потому, что Бог избрал Ее, и тем самым она стала достойной почитания. Из этого следует, что все почести, оказываемые Марии, собственно, относятся к Богу, который являет Свое величие в людях и, в первую очередь, в Марии. Истинное почитание Матери Божией — это не что иное, как восхваление Божией благодати, без которой даже Матерь Божия не была бы более святой, чем кто-либо из нас. Альтернатива "Мария или Христос" есть искажение почитания Марии.
Поэтому почитание Марии существует и вне Католической Церкви. В этой связи мы можем упомянуть изображения Божией Матери в евангелических церквях Севера, перед которыми, как и у нас, зажигают свечки; примером может служить Лютер, который до самой своей смерти весьма почитал Марию. К примеру, в 1533 г. он пишет: "Мария не может быть достаточно прославлена" (WAI, 219, 494). — Каким должно быть истинное почитание Марии, Лютер объяснил в своем толковании Magnificat (Песнь Богородицы; Лк. 1, 46 и далее): "Как мы должны говорить с Ней? Посмотри на слова, они научат тебя сказать: О Ты, благословенная Дева и Матерь Божия, как ты была незаметна и недооценена, и все же Бог благосклонно призрел на Тебя с такой необыкновенной благодатью и сотворил в Тебе великие вещи. Ведь Ты не была достойна ни одной из них, и превыше Твоих заслуг есть в Тебе богатая, переполняющая Божия благодать. О, блаженна Ты: благословенна Ты от того часа и на веки, Ты, Которая нашла такого Бога".
Простым людям иногда легче молиться Марии, нежели Христу. Это не основывается на том, что от Марии ждут божественной помощи. Наоборот, она им близка именно как человек. Мария — такое же творение как и мы, — так говорят эти люди, — несомненно, она поможет мне в моих просьбах. Ведь иногда мы просим других людей помочь нам своими молитвами. Таким образом, к Марии взывают как к заступнице перед Богом. То же относится к почитанию святых. Упомянем при этом, что ни один католик не обязан почитать святых.
Ангел приветствовал Марию словами: "Ты полна благодати!" Это предложение Церковь всегда и с каждым разом все более понимала так: Мария полностью без греха, в том числе, без первородного греха. Именно в этом состоит смысл праздника "Непорочного Зачатия Девы Марии", который Церковь празднует 8 декабря: Мария с самого начала Своего существования (с того момента, когда была зачата) без греха, исполнена благодати. Как Матерь Божиего Сына и она должна была страдать, как и все другие люди, но не должна была страдать от чувства вины и греха, ибо была освобождена от неизбежности грешить. Всем этим Она обязана Христову делу искупления, которое в Ней началось.
Именно на этом примере можно увидеть, что означает католическое почитание Марии: прославление Божией благодати, которую Мария получила необыкновенным образом. В этом случае не приходит в голову мысль о заслуге человека; не человеческие качества привели Ее к избранию, ибо Марии еще не было на свете, когда Бог определил Ей быть Матерью Иисуса, а потому уберег Ее от первородного греха. На это указывает св. Ипполит (III век), когда называет Ее "Непорочной" и "Целомудренной". Святой Амвросий в IV веке говорит о Ней как о "Деве, благодатью сохраненной от всех пятен греха".
Это учение веры вовсе не является абстрактным рассуждением, оно касается и нас. На примере Марии нам открывается, каким Бог представляет Себе человека. В этом смысле Мария стоит с нами в одном ряду, но Она первая в этом ряду.
Так сказано в Апостольском Символе веры. Уже отцы Церкви учили, что Мария всегда оставалась Девой. Этого твердо придерживались Лютер и Цвингли.
Порой приводятся возражения, что это учение возникло под влиянием греческих мифологических представлений (боги соединялись с женщинами) или под влиянием восточного манихейского учения, которое занимало враждебную позицию по отношению к плоти и отвергало сексуальность. Однако оба библейских повествования, в которых независимо друг от друга говорится о девстве Марии, исходят из иудейской среды, где мы вообще не встречались с подобными мифологическими или враждебными по отношению к плоти представлениями. Кроме того, в библейских повествованиях о рождении Иисуса от Девы нет ни следа упоминания о каком-то "соединении Бога с Марией".
У Матфея (1, 18 и далее) говорится, что Мария зачала от "Духа Святого" и что поэтому Иосиф хотел Ее отпустить. Ангел возвестил ему: "Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого". У Луки Мария возражает Божиему посланнику, пообещавшему Ей Сына: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел говорит Ей в ответ: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1, 34 и далее).
В выражении "Рожденный от Девы Марии" главным является богословское суждение о Христе, а не о Марии. Главная мысль в следующем: Бог Сам вмешивается в историю и делает так, чтобы Сын Божий мог войти в нее как Человек.
Иисус рожден не просто в общепринятом смысле слова, в Нем осуществляется "новое сотворение". Иисус — это "новый Адам", Божий дар. Он исходит свыше, от Божиего Духа, а не снизу, не из человеческих возможностей. Такое толкование библейского повествования о рождении Иисуса имеет смысл только в том случае, если основывается на реальном событии. Поэтому Церковь многие столетия понимала девственность Марии и в биологическом смысле. То, что у Иисуса не было человеческого отца, еще не основание для веры в Его божественное происхождение. Ведь Он изначально является Божиим Сыном и как таковой мог бы родиться в нормальном человеческом браке. Рождение от Девы следует понимать как знак, подтверждающий, что приход Иисуса является Божией тайной.
Ни именование Иисуса "Первенцем" (Лк. 2, 7), ни упоминание в Священном Писании о "братьях Иисуса" (Мф. 13, 55; Мк. 6, 3) не доказывает, что у Марии в дальнейшем еще родились дети. "Первенец" — исключительно законное обозначение, — так назывался первый сын вне зависимости от существования детей, родившихся после него (И в наше время сына, появившегося на свет первым, именуют продолжателем рода). А братьями и сестрами у евреев называли также двоюродных братьев и сестер и зачастую еще более дальних родственников. Так, например, у Матфея (13, 55) упоминаются братья Иисуса "Иаков, Иосий, Симон и Иуда". И некая Мария (Мф. 27, 56), стоящая недалеко от креста Иисуса на Голгофе, по всей очевидности не являлась той самой Марией, Матерью Иисуса, о ней говорится как о матери "Иакова и Иосии". Кроме того, надо принять во внимание, что Иисус, умирая, доверил свою мать Иоанну, "ученику, которого любил" (Ин. 19, 29 — 27). Это также свидетельствует против того, что у Иисуса были братья или сестры — в таком случае по еврейским законам тех времен они были бы обязаны заботиться о своей матери.
Теперь можно задать вопрос: "Как, собственно, возникло учение об "Успении Девы Марии" (Взятии Марии на небо)? Ведь только в 1950 г. Церковь провозгласила это учение как догмат веры.
Народы, говорящие по-немецки, называют этот праздник "Вступление Марии на небо", — это народное, неточное название. На официальном языке Церкви — латинском — этот праздник всегда назывался "Assumptio Mariae", то есть "Взятие Марии на небо".
Жизнь Марии, как и жизнь Христа, окончилась смертью, но смерть не могла оставить Ее себе. Марии уже заранее было уготовано то, чего все мы когда-нибудь ожидаем: "Воскресение и вечная жизнь". Речь идет лишь о временном опережении. Это учение не основывается на легендах о смерти Марии, которые очень быстро начали возникать в ранней Церкви. Это — следствие догмата о Непорочном зачатии. Хотя и говорится в Послании к Римлянам (ср. Рим. 5, 12): "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть", к Марии, абсолютно безгрешной, это не может иметь отношения.
В Виттенбергской церкви, где похоронен Лютер, на стене между гробом и кафедрой, с которой Лютер часто проповедовал, висит большая картина, изображающая Успение и Увенчание небесной славой Матери Божией. Значит, изображенное до сих пор ни у кого не вызывало сомнений. Помимо праздника Успения Девы Марии, который, как доказано, празднуется Церковью с V века, это является одним из многих подтверждений того, что Церковь всегда была убеждена во взятии Марии на небо. Следовательно, догмат не был введен для того, чтобы преподнести новое учение веры, — совсем наоборот, убеждение было окончательно сформулировано именно потому, что Церковь всегда этому верила.
Почитание Марии верующими приобретает новую силу в явлениях Девы Марии, которые случаются в отдельных местах. Наиболее известен Лурд, где в 1858 г. девушка по имени Бернадетта несколько раз видела Марию. Позднее еще более известной стала Фатима в Португалии, где в 1917 г. Марию видели трое крестьянских детей. Такие "явления" не представляют собой для католиков истины веры. Это частные явления, они касаются конкретных людей. Никто не обязан в них верить. Обязывающее каждого Божественное Откровение закончилось во времена апостолов.
Церковь весьма осторожно подходила к оценке таких явлений. Из книг о Лурде известно о критическом отношении церковных властей к этим случаям. Церковь часто выступала против злоупотребления предполагаемыми явлениями Божией Матери. Только там, где проявится дух молитвы, покаяния и веры, может быть, по ее мнению, обосновано предположение, что произошло нечто исключительное.
Однако это должно быть подтверждено исключительными фактами, обыкновенно исцелениями. Церковь признает факт исключительным лишь тогда, когда его невозможно обосновать естественными причинами. В таком случае говорится о "чуде". Но и здесь Церковь весьма сдержанна. Она говорит о чуде только если возможно исключить все, что могло бы объяснить такой факт действием природных сил. Этими вопросами подробно занимается научная комиссия. Например, в Лурде в ней участвуют несколько сотен врачей со всего мира, среди которых есть и нехристиане. Помимо этого, каждый врач имеет право потребовать своего личного участия в расследовании отдельных случаев. Каждый год в Лурде регистрируют исцеления. Но едва ли известно, что лишь их незначительную часть Церковь признает исцелениями, которые невозможно объяснить силами природы.
Никто не отрицает, что почитанию Марии могут также сопутствовать различные негативные проявления и чудачества. Такие обстоятельства достойны сожаления, но со стороны Церкви этому невозможно целиком воспрепятствовать. Речь идет, к примеру, о киче, халтуре, художественной безвкусице в местах паломничеств или о изворотливой торговле, на которой, благодаря наплыву верующих, наживаются различные "предприниматели". Это невозможно воспринять как суть католического почитания святых. К счастью, столь неприятные сопутствующие проявления с каждым разом все более удается ограничить. Однако никто не станет отрицать, если пережил это сам, что большие места паломничеств являются также и центрами религиозности, утешения и обращения.