6 марта 1254 г.
Объединению восточных христиан с Римом препятствовали, кроме прочего, некоторые расхождения в учении о последнем предназначении. Греки всегда молились за умерших, но не признавали ни промежуточного места между небом и адом, ни искупительного страдания в мире ином; для них там было лишь окончательное воздаяние за добро или за зло. Эта ошибка заставила Латинскую Церковь многократно настаивать на учении о чистилище; в частности, в адресованном Кипрской Церкви особом декрете, который был вложен в письмо, обращенное папой Иннокентием IV к Еводию из Шатору, епископу Тускулумскому и апостольскому легату у греков. Но никогда греков не заставляли верить в реальность пламени чистилища. Оно не является предметом Церковного Учительства. Вера в этом вопросе не затрагивается.
23. Наконец, поскольку Истина удостоверяет в Евангелии, "если кто скажет (хулу) на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф 12, 32), это дает нам понять, что некоторые проступки разрешаются в веке нынешнем, иные же в будущем; поскольку Апостол говорит, что "огонь испытает дело каждого" и что "у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасается, но так, как бы через огонь" (1 Кор 3, 13-15); и поскольку говорят, что сами Греки верят и утверждают во всякой истине и твердости, что души тех, кто умирает, приняв покаяние, но не исполнив удовлетворения за грехи (епитимьи), или тех, кто умирает освобожденный от смертного греха, но с малыми, простительными грехами, могут быть очищены после смерти и молитвы Церкви могут помочь им, — Мы, принимая во внимание, что Греки говорят, будто нет никакого определенного имени, которым это место очищения называлось бы у их Учителей, в силу традиции и авторитета Святых Отцов называем его чистилищем и хотим, чтобы в будущем они также называли его этим именем. Это временное пламя, в самом деле, очищает от грехов, однако не от смертных и тяжких, которые не были предварительно отпущены покаянием, но от нетяжких и малых, которые довлеют над ними после смерти, даже если они были прощены при жизни.
24. Если кто умирает без покаяния в состоянии смертного греха, нет сомнения в том, что он будет вечно терзаем адским огнем.
25. Но души малых детей, умирающих после бани Крещения, а также души взрослых, умирающих в состоянии благодати, которым не вменяется ни грех, ни то лили иное удовлетворение за грех, немедленно отправляются в Вечное Отечество.
Из книги:
"Христианское вероучение": догматические тексты Учительства Церкви (III — ХХ вв.)