17 июля 1274 г.
Помимо прочих целей II Лионский Собор поставил себе задачу воссоединения Греческой и Латинской Церквей, которые особенно разделяло разное понимание важных догматических вопросов относительно Троицы. На 4-й сессии Исповедание веры Михаила Палеолога было первой попыткой в этом направлении. Конституция Fideli ac devota, опубликованная, по-видимому, в ходе 6-й сессии, дает точное определение исхождения Святого Духа.
Мы исповедуем с верностью и благочестием, что Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына не как от двух начал, но как от одного начала, не как от двух дуновений (spiratio), но как от одного-единственного дуновения. Именно это святая Римская Церковь, мать и наставница всех верных, всегда исповедовала, проповедовала и учила; это содержится в истинном и непреложном учении правоверных Отцов и Учителей, и греческих и латинских. Но поскольку некоторые, пренебрегая этой неоспоримой истиной, которую мы уже заявили, впали в различные заблуждения, то Мы, желая преградить путь такого рода заблуждениям, осуждаем и опровергаем, с одобрения Святого Собора, тех, кто отважится отрицать, что Дух Святой вечно исходит (procedit) от Отца и Сына, или кто дерзнет утверждать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как от двух начал, а не как от одного.
Из книги:
"Христианское вероучение":
догматические тексты Учительства Церкви (III — ХХ вв.)