«В. В чем состоит римо-католическое учение о главенстве папы?
О. Согласно этому учению папа провозглашен "наместником Христа и видимым главой всей Церкви", всех христиан, "управляющим домом Бога Живого", имеющим всю полноту власти, которую он вправе всегда свободно осуществлять.
В. Правильно ли это учение католиков?
О. Нет, неправильно…»
(Современный католицизм: вопросы и ответы).
"Папа претендует на роль наместника Божьего на земле. Что воспринимается православием как хищничество на власть Иисуса Христа. И как прельщение Римского епископа. Как попытка узурпировать духовную власть самовольно. Ни апостол Пётр, ни кто-то другой не претендовал на подобный титул. Папа же присвоил себе титул наместника Иисуса Христа над всей землёй, над всеми церквями, над всем христианством. Я тоже считаю, как и православные, по этому вопросу". (Из реферата).
Наместник Христа на Земле?! Ну не грех ли это, называть так земного, грешного человека, пусть даже и епископа, пусть даже и главу Поместной Церкви? А как же заповедь «не сотвори себе кумира»?
И не гордыня ли это, когда земной, грешный человек именует себя наместником Бога? Как может один человек брать на себя смелость возвещать волю Божью и провозглашать вероучительные истины? Естественно слышать такие вопросы со стороны атеистов, со стороны нехристиан, но странно, когда подобные сомнения высказывают христиане. Разве они не читали Библию? Разве ничего не говорят им имена Авраама, Моисея, патриархов, судей и первосвященников? Ведь в течение всей библейской истории мы видим многочисленные примеры того, как Бог действует через отдельных людей, как Бог провозглашает Свою волю людям через одного, избранного Им человека.
«И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». (Бытие 12, 2:3)
Не был ли Авраам для своих домочадцев тем человеком, через которого Бог возвестил Свою волю? Не был ли он для них «наместником Бога на Земле»? А его потомство вплоть до Египетского плена, Исаак, Иаков, Иосиф, разве не через них Бог управлял Своим народом?
Тоже самое и Моисей? Разве Господь не избрал его? Не был ли он гласом Божьим для евреев? Не через него ли они получили Божьи заповеди?
«И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его». (Исх. 18, 15:16).
Обратим внимание, что люди искали суда Божьего, но шли за ним к Моисею. Не странно ли, что земной, грешный человек, а Моисей был земным и грешным человеком, один, а не в составе Собора, Совета, Думы и проч., берет на себя смелость возвещать что-то от имени Господа? Не странно? Так почему же мысль, что и в наше время Господь способен говорить через какого-либо грешного и земного человека вызывает такое возмущение?
Впрочем, тут, справедливости ради, надо отметить, что это для теперешних христиан то, что Моисей говорил от имени Бога, представляется вполне естественным. Но некоторым древним евреям, современникам Моисея, так не казалось, и они тоже возмущались. Вспомним Корея сотоварищи:
«И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числа 16, 3).
Вероятно и Моисея так же обвиняли в гордыне и амбициях, и так же считали, что мнение народа важнее мнения одного человека.
«И сказал Моисей Корею: послушайте сыны Левия: неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства». (Числа 16, 8:10).
Это ответ Моисея, но не забудем и то, чем ответил Корею и его соратникам Господь. А вот цитата, относящаяся к более поздним временам, ко временам Судей:
«Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи…» (Кн. Судей 2,18).
Так можно ли считать послушание Моисею, Иисусу Навину, судьям и пророкам, которых избирал Господь для народа Израиля, «сотворением кумиров»? Если бы это было нарушением Божьей заповеди, разве же Господь смотрел бы на это снисходительно? Разве Он может одобрять нарушение Своих же заповедей?
Да, мнение многих людей кажется нам более основательным, более солидным, более значительным, чем голос одного человека. Но Господь не даром сказал: «И поставлю над ними ОДНОГО пастыря, который будет пасти их…» (Иезекииль 34, 23).
И все же, очень часто люди считают, что избранный Господом человек должен быть безупречным в нравственном отношении, неким бескрылым ангелом. Тем более человек, называющий себя «наместником Бога», ведь своими поступками он может дискредитировать Господа. Так считают многие. Но у Господа, по всей видимости, Свое мнение на сей счет. Моисей, не раз вызывавший гнев Господа своей нерешительностью, Давид, отправивший на смерть своего полководца, Савл, жестоко преследовавший христиан, трижды отрекшийся Петр… Похожи ли они на ангелов? Но Бог избрал их.
И более того, люди, избранные Господом быть Его гласом, Его помощником на Земле, Его наместником, небезупречные в своем поведении, всегда безошибочны и безупречны, когда говорят от Его имени. Мы видим, как они иногда высказывают то, что противоречит их собственным желаниям и убеждениям, потому, что в этот момент их устами говорит Господь. Вспомним, Валаама, трижды благословившего Израиль, вопреки тому для чего он был послан.
«Я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят». (Числа 22, 6).
Вспомним Каиафу, персонаж далеко не самый привлекательный в Евангелии. Сам того не желая и, возможно, даже не осознавая, он пророчески предсказал, что Иисус умрет за народ.
«Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ…» (Иоанн 11 49:51)
«Будучи на тот год первосвященником…» То есть человек, избранный Господом наделен даром безошибочности не в силу своих моральных или нравственных качеств, а в силу той миссии, той «должности», которую на него возложил Господь. В случае с Каиафой это должность первосвященника.
Таким образом, на протяжении всей библейской истории мы видим, как Бог руководил Своим народом через избранных Им людей, и в соответствии с теми обетами, которые Он давал Своему народу. Когда же люди стали требовать поставить над ними царя, подобно тому, как это было у окружавших их языческих племен, Бог не одобрил эту затею, хотя, в конце концов, и согласился выполнить желание народа, поскольку Сам даровал людям свободную волю и право выбирать.
«И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». (1 Кн. Царств 8, 6 – 7).
Никогда не следует ставить земную власть выше власти Небесной. Первым по этому пути пошел отколовшийся от Иудеи Израиль, и мы знаем, к чему это его привело.
В дальнейшей истории было много отпадений от Церкви, и чаще всего причиной этого было именно неверие в то, что Господь способен руководить Своей Церковью через избранного Им, грешного и земного человека, неверие в обетование Христово, в то, что у Христа может быть «наместник». Часть отпавших пошла по пути отказа от апостольской преемственности, от любой иерархии, и стала стремительно делиться на множество мелких общин, некоторые из которых стараются закрыться, отгородиться от окружающего их мира и превращаются в секты, а некоторые постепенно поглощаются этим миром, растворяются в нем.
Другая часть, сохранившая священническую иерархию, но отвергнувшая идею «наместника Божьего», захвачена теорией «автокефализма». Формально признавая главой своих церквей Христа (и только Его), они на практике попали в подчинение земных властей.
«Итак, нет ничего хорошего, сын мой, если ты говоришь: “мы имеем Церковь, а не царя”. Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою, и невозможно отделить их друг от друга…» (Из грамоты патриарха Антония IV великому князю Василию Дмитриевичу).
Поэтому естественно, что дробление этих церквей, появление все новых и новых автокефалий связано с распадом и разделением тех или иных государств, на территории которых эти церкви существуют. И это естественные последствия предпочтения власти земных правителей перед властью Церкви Христовой.
«…ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня…».
Обратясь к Новому Завету, мы видим, как Христос избирает двенадцать учеников, подобно тому, как ранее Господь избрал двенадцать племен Израилевых. Избирает для того, чтоб они стали голосом Божьим и разносили учение Его во все края Земли. Главным из них Он выбирает Петра, вручив ему ключи от Царствия Небесного. Но все они стали наместниками, или лучше сказать помощниками Бога. Вспомним, что в Древней Церкви любой епископ носил титул «наместник Христа» – vicarius Christi. И подобные титулы не вызывали ни у кого недоумения или возмущения. Ведь, в самом деле, каждый епископ – это наместник Христа в своей епархии. Хотелось бы, чтоб и каждый христианин, в определенном смысле, мог называться наместником, помощником Бога на Земле.
Однако самый главный наместник Христа на Земле, несомненно, тот, на ком лежит ответственность за всю земную Церковь Христову, тот, кто принял управление ею от апостола Петра, единственный, кто сейчас официально носит этот титул – vicarius Christi – епископ Рима.
© 2006 г.
(C сайта На камне сем)