23 ноября
Св. Климент I, папа и мученик
Св. Колумбан, авва

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

1
0

"Dominus Iesus" — "Господь Иисус"
Декларация

Слово Святого Отца

Декларацией "Dominus Iesus", — "Господь Иисус", — особым образом одобренной мною на вершине Юбилейного Года, я хотел пригласить всех христиан к обновлению их верности Ему в радости веры и к единодушному свидетельству, что Сын и сегодня, и завтра — "путь, истина, и жизнь". Наше исповедание Христа как единственного Сына, через которого мы сами видим лицо Отца, является не высокомерным пренебрежением к другим религиям, но радостной благодарностью за то, что Христос открыл нам Себя без каких-либо заслуг с нашей стороны. В то же время Он обязал нас продолжать давать то, что мы получили, и сообщать другим то, что дано было нам, поскольку Истина, которая дана, и Любовь, которая есть Бог, принадлежат всем людям.

Вместе с апостолом Петром мы исповедуем, что нет спасения ни в каком другом имени. Декларация "Dominus Iesus", следуя за Вторым Ватиканским Собором, показывает нам, что это исповедание не отрицает спасения не-христиан, но указывает на его высший источник во Христе, в Котором соединены Бог и человек. Бог дает свет всем теми способами, которые соответствуют их духовным и материальным ситуациям, даруя им спасительную благодать известными Ему путями. Документ проясняет существенные христианские элементы, которые не препятствуют диалогу, но показывают его основы, потому что диалог без основ будет обречен выродиться в пустую болтовню.

То же относится и к экуменическому диалогу. Если документ, как и Второй Ватиканский Собор, заявляет, что "единственная Церковь Христова присутствует в Католической Церкви", он не стремится тем самым выразить ущербный взгляд на другие Церкви и церковные общины. Католическая Церковь страдает, как говорит документ, от того факта, что истинные отдельные Церкви и церковные общины с драгоценными элементами спасения отделены от нее. Я надеюсь, что эта Декларация, дорогая моему сердцу, сможет после столь многих ошибочных толкований исполнить, наконец, свою роль в деле достижения ясности и, в то же время, открытости.

Иоанн Павел II,
1 октября 2000 г.

Вступление

I. Господь Иисус перед Вознесением на небеса заповедал Своим апостолам проповедовать Благую Весть всему миру и крестить народы: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк 16,15-16); "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,18-20; Ср.: Лк 24,46-48; Ин 17,20,21; Деян 1,8).

Вселенская миссия Церкви родилась из этого повеления Иисуса Христа и в течение столетий воплощалась в проповеди тайны Бога Отца, Сына и Святого Духа и тайны Воплощения Сына Божия ради спасения всего человечества. Основополагающее содержание христианского исповедания веры заключено в следующих словах: "Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. Вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков. И во единую Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века".

2. В течение столетий Церковь, верная Евангелию Иисуса, проповедовала и свидетельствовала. Тем не менее, на исходе второго тысячелетия эта миссия еще далека от завершения. Поэтому слова святого Павла в наши дни как нельзя более уместны: "Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" (1 Кор 9,16). Этим объясняется пристальное внимание, которое Учение Церкви уделяет оправданию и поддержке евангелизационной миссии, особенно в связи с изучением различных религиозных традиций мира.

В отношении ценностей, о которых свидетельствуют все религии и которые они предлагают человечеству, в Декларации II Ватиканского Собора об отношении Церкви к нехристианским религиям сказано: "Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает те образы делания и жизни, те правила и учения, которые, хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят все же нередко луч истины, просвещающей всех людей". Проповедь Церковью Иисуса Христа — пути, истины и жизни (Ср. Ин 14,6) — в наши дни осуществляется путем межрелигиозного диалога. Такой диалог, безусловно, не заменяет, но, скорее, дополняет "missio ad gentes", направленную к "тайне единства", из которой следует, что "все спасенные разделяют, хотя и по-разному, одну и ту же тайну спасения в Иисусе Христе посредством Его Духа". Межрелигиозный диалог, являющийся частью евангелизационной миссии Церкви, требует понимания, взаимного изучения и обоюдного обогащения в послушании Истине и уважении свободы друг друга.

3. Как в практике диалога христианства с другими религиозными традициями, так и в стремлении более глубоко постичь его теоретические основы, возникают новые вопросы, над которыми необходимо задуматься, следуя непроторенными путями исследований, выдвигая новые предложения и требуя более детального рассмотрения. В связи с этим настоящая Декларация ставит своей целью напомнить епископам, богословам и всем верующим Католической Церкви некоторые важные пункты христианской доктрины, которые могут помочь богословской мысли в поиске решений вопросов, связанных с основами веры и отвечающими на вызов современной культуры.

Стиль настоящей Декларации соответствует ее предназначению, которое заключается не в том, чтобы истолковать проблематику, относящуюся к единственности и вселенскости спасительной тайны Иисуса Христа и Церкви; Декларация также не призвана разрешить широко обсуждаемые богословские вопросы. Цель настоящего документа — напомнить католическое вероучение по этим проблемам, одновременно указывая на углубляющиеся в последнее время фундаментальные трудности и решительно обличая ошибочные точки зрения и заблуждения. Поэтому настоящая Декларация является продолжением предыдущих документов, относящихся к Учительству Церкви, дабы с ее помощью явить истину, составляющую вероучение Церкви.

4. Миссионерское благовестие Церкви, присущее ей изначально, сегодня сталкивается с противодействием со стороны релятивистских теорий, оправдывающих религиозный плюрализм не только "de facto", но и "de iure". Как следствие, подобные теории стремятся опровергнуть Истину: окончательный и полный характер Откровения Иисуса Христа, природу христианского вероучения в сравнении с верованиями, присущими иным религиям, богодухновенность Книг Священного Писания, единственность и вселенскость спасительной тайны Иисуса Христа, спасительное вселенское посредничество Церкви, неразделимость и, в то же время, различимость между Царствием Бога, Царствием Христовым и Церковью, оспорить пребывание в Католической Церкви единой Церкви Христовой.

Корни подобных точек зрения следует искать в определенных философских и богословских предпосылках, препятствующих познанию и принятию открытой нам Истины. Тем не менее, следует указать некоторые из них: убежденность в том, что Божественная Истина непознаваема и не может быть явлена даже Христианским Откровением; релятивистское отношение к Истине, выражающееся во взгляде, что то, что истинно для одних людей, не является таковым для других; радикальное противопоставление западного менталитета, основанного на логике, и восточного мышления, вдохновляющегося символизмом; субъективизм тех, кто, считая разум единственным источником познания, "постепенно лишается способности восходить к высшей реальности и уже не дерзает искать истинный смысл существования"; трудности понимания и принятия окончательного характера эсхатологических событий в человеческой истории; метафизическое опустошение историчности Воплощения Предвечного Логоса, сводимое, в лучшем случае, просто к трактовке вмешательства Бога в историю; эклектизм мышления тех, кто в своих богословских исканиях принимает различные точки зрения, не обращая внимания на философский и религиозный контекст и не считаясь ни с тем, насколько возможно их согласовать и систематизировать, ни с тем, насколько они совместимы с христианской истиной; наконец, тенденция читать и толковать Священное Писание, не считаясь ни с Преданием ни с Учительством Церкви.

На почве перечисленных предпосылок, предстающих то как безапелляционные утверждения, то как гипотезы, произрастают различные псевдобогословские учения, в которых христианское Откровение, а также тайна Иисуса Христа и Церкви утрачивают характер абсолютной спасительной вселенской истины, либо на них бросается тень сомнений и неверия.

I. Полнота и окончательность Откровения Иисуса Христа

5. Дабы исцелить релятивистский образ мышления, получающий все большее распространение, необходимо, прежде всего, еще раз отметить окончательный и полный характер Откровения Иисуса Христа. Действительно, необходимо твердо верить в то, что в тайне Иисуса Христа, Воплотившегося Сына Божия, нашем "пути, истине и жизни" (Ин 14,6) явлена полнота Божественной Истины: "Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11,27); "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18); "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем" (Кол 2,9-10).

Верный Слову Божию, II Ватиканский Собор учит: "Но внутренняя истина как о Боге, так и о спасении человека, сияет нам через Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего Откровения". И далее подчеркивает: "Итак, Иисус Христос, Воплощенное Слово, посланный как "Человек человекам" "говорит слова Божии" (Ср. Ин 3,34) и совершает дело спасения, которое Отец дал Ему сотворить (Ср. Ин 5,36; 17,4). Поэтому Он, видя Которого всякий видит Отца (Ср. Ин 14,9) всем Своим присутствием, всем, чем Он являет Себя, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же смертью Своею и славным Своим воскресением из мертвых; наконец, ниспосланием Духа Истины, завершает во всей полноте Откровение и подтверждает его Божественным свидетельством <...>. Итак, христианское домостроительство, поскольку оно — новый и окончательный завет, никогда не прейдет, и уже нельзя ожидать нового всеобщего откровения до явления в славе Господа нашего Иисуса Христа (Ср. 1 Тим 6,14; Тит 2,13)".

Энциклика "Redemptoris missio" напоминает Церкви призыв проповедовать Евангелие как полноту Истины: "В окончательном характере Слова Своего Откровения, Бог наиболее полно дал нам познать Себя: Он открыл человечеству истину о Себе, и это Откровение Бога — основная причина, по которой Церковь по своей природе является миссионерской. Она не может не проповедовать Евангелие — полноту Истины, в которой Бог даровал нам узнать о Себе Самом". Поэтому только Откровение Иисуса Христа "вносит в нашу историю некую универсальную и совершенную истину, которая побуждает человеческий разум никогда не останавливаться".

6. Вероучению Церкви противоречат выводы об ограниченном, неполном и несовершенном характере Откровения Иисуса Христа, которое якобы является лишь дополнением к другим религиям. Считается, что причиной возникновения подобных выводов служит утверждение, что Истина о Боге не может быть явлена со всей присущей ей полнотой ни одной из известных истории религий, в том числе, христианством, и даже Самим Иисусом Христом.

Такая позиция решительно противоречит вышеперечисленным постулатам Вероучения, открывающим, что Иисус Христос дарует полное Откровение о спасительной тайне Бога. Более того, субъектом слов, деяний, а также историчности Иисуса, несмотря на то, что они, может быть, были в чем-то ограничены Его человеческой природой, является Божественная Ипостась Воплощенного Слова Божия, "истинного Бога и истинного Человека", и, поэтому, несут в себе окончательный и полный характер Откровения Божия о путях спасения, даже если глубина Божественной тайны сама по себе остается трансцендентной и неисчерпаемой. Истина о Боге, выраженная человеческим языком, не теряет своей сути и не подвергается никакому ущербу. Напротив, она остается единой, полной и совершенной, т. к. ее открыл Воплощенный Сын Божий. Поэтому вероучение требует исповедовать веру в то, что Воплощенное Слово, во всей Своей Тайне от Своего Воплощения до прославления есть источник приобщаемый, но реальный, а также исполнение всякого спасительного Откровения Божия к людям, и что Святой Дух, Который есть Дух Христов, научил апостолов, а через них — всю Церковь во все времена "всякой истине" (Ин 16,13).

7. Достойным ответом на Божественное Откровение является "послушание веры" (Рим 16,26; ср. Рим 1,5; 2 Кор 10, 5-6), которым человек свободно предает себя всецело Богу, принося "полное подчинение разума и воли Богу, Открывающему Себя" и добровольно принимая данное Им Откровение". Вера — дар благодати: "Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает "усладу всем принимающим истину и верующим в нее"".

Послушание веры помогает принять истину Откровения Христова, гарантируемую Богом, который Сам есть Истина: "Вера означает, прежде всего, что человек лично примыкает к Богу; она есть, в то же время, и неотделимо — свободное согласие со всей Богооткровенной Истиной". Поэтому вера — "дар Божий" и "внушенная Им сверхъестественная добродетель", дарующая обоюдное "примыкание": к Богу, Который открывает Истину, и к открываемой Им Истине, с убежденно соглашаясь с Тем, Кто открывает. Поэтому "мы не должны веровать ни в кого иного, кроме Бога Отца, Сына и Святого Духа".

Таким образом, необходимо четко различать богословскую веру и верования, присущие другим религиям. Если вера — принятие открытой в благодати истины, и "позволяет нам проникнуть в смысл тайны и сделать ее доступной для интеллекта", верования иных религий, наряду с опытом познания и мышления, составляющих сокровищницу человеческой мудрости и духовности, созданы человеком и включены в его отношения с Божественным и Абсолютным.

В размышлениях наших современников это различие не всегда учитывается, и с богословской верой, означающей принятие Истины, открытой Богом, Единым в трех Лицах, нередко отождествляют верования иных религий, представляющих собой духовный опыт, обретаемый в поиске абсолютной истины, но лишенный согласия с Богом, Открывающим Истину. Это — одна из причин тенденции приуменьшить и практически упразднить различия между христианством и другими религиями.

8. Необходимо также рассмотреть теории о богодухновенности сакральных текстов, почитаемых в других религиях. Безусловно, необходимо признать, что, благодаря некоторым заключенным в них элементам, они действительно могут быть орудием, посредством которого множество людей на протяжении веков питали и сохраняли духовное общение с Богом. Поэтому II Ватиканский Собор, говоря об обычаях, обрядах и учениях других религий, отмечает, что они, "хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят, все же, нередко, луч Истины, просвещающий всех людей".

Предание Церкви считает богодухновенными текстами канонические книги Ветхого и Нового Завета, т. к. они вдохновлены Святым Духом. Следуя Преданию, Догматическая конституция II Ватиканского Собора "О Божественном Откровении" утверждает: "Ибо все книги как Ветхого, так и Нового Завета, со всеми их частями, Святая Матерь Церковь по вере апостолов считает священными и каноническими, поскольку, написанные под вдохновением от Святого Духа (ср. Ин 20,31; 2 Тим 3,16; 2 Петр 1,19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога и как таковые были переданы Церкви". Эти книги "твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения пожелал запечатлеть Священными Письменами".

Однако, Бог, желающий во Христе призвать к Себе все народы и открыть им полноту Своего Откровения и Любви, "не перестает различным образом присутствовать не только в отдельных личностях, но в целых народах, посредством их духовного богатства, в котором их вероисповедания, несмотря на присущие им "пробелы, неточности и заблуждения", занимают важное и ключевое место". Таким образом, сакральные книги других религий, действительно направляющие и питающие существование своих адептов, обретают в тайне Христа содержащиеся в них крупицы добра и благодати.

II. Воплощенный Логос и Святой Дух в деле спасения

9. В трудах современных богословов нередко проявляется стремление считать Иисуса Назарянина рядовым историческим персонажем, чье откровение о Божественном представляется не исключительным, а дополняемым другими проповедниками. Таким образом, полагают, что Бесконечное, Абсолют, Высшая Тайна Бога много раз явлены человечеству многочисленными историческими персонажами, и Иисус Назарянин — лишь один из многих. Говоря более конкретно, Иисус для них — лишь одно из реальных воплощений Логоса, на протяжении веков многократно являвшегося ради наставления человечества на путь спасения.

За тем, чтобы, с одной стороны, подтвердить универсальность христианской вести о спасении, а с другой — во имя проявления религиозного плюрализма — было объявлено, что домостроительство Предвечного Слова имеет силу также вне Церкви и не соотносится ни с ней, ни с домостроительством Воплощенного Слова. Первое должно иметь большую ценность в сравнении со вторым, ограниченным только исповедующими христианство, хотя присутствие Бога, очевидно, более полно явлено во втором.

10. Эти утверждения глубоко противоречат христианскому вероучению. Следует твердо верить, что Иисус Назарянин, Сын Марии, — Единородный Сын Божий, Слово Отца. Слово, которое "было вначале у Бога" (Ин 1,2), оно же "стало плотию" (Ин 1,14). В Иисусе Христе, Сыне Бога Живого (ср. Мф 16,16) "обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2,9). Он — "Единородный Сын, сущий в недре Отчем" (Ин 1,18), Возлюбленный Сын, "в Котором мы имеем искупление: В Нем обитала всякая полнота, чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол 1,13-14; 19-20).

Верный Священному Писанию, I Никейский Собор для того, чтобы восторжествовать над ошибочными толкованиями и упрощениями, провозгласил веру в "Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения, сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком; <...> страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день; восшедшего на небеса <...> Вновь грядущего со славою судить живых и мертвых". Следуя учению Отцов Церкви, Халкидонский Собор также провозгласил "Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Его же совершенного в Божественном и совершенного в Человеческом. Его же воистину Бога и воистину Человека, единосущного Отцу по Божеству, единосущного нам по человечеству, рожденного от Отца прежде всех веков по Божеству и в сии последние дни ради нас и нашего спасения, от Марии Девы, Матери Божией по человечеству".

Поэтому II Ватиканский Собор утверждает, что Христос "последний Адам", "образ Бога невидимого" (Кол 1,15), Он же — и совершенный человек, возвративший сынам Адама подобие Божие, искаженное первородным грехом.<...> Агнец непорочный, добровольно пролив Свою кровь, Он заслужил нам жизнь, и в Нем Бог примирил нас с Собою и друг с другом и избавил нас от рабства дьяволу и греху, так что каждый из нас может сказать вместе с Апостолом: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня (ср. Гал 2,20)".

По этой причине Иоанн Павел II непреложно заявил "Противоречит христианской вере мнение, что существует какое-либо различие между Словом и Иисусом Христом: Иисус — Воплощенное Слово — единая и неделимая личность: Христос — не кто иной как Иисус Назарянин; Он — Слово Божие, ставшее человеком ради спасения всех. Открывая для себя и ценя вклад каждого народа — главным образом, в сокровищницу духовности — которую Бог даровал каждому народу, мы не можем отделить эти дары от Иисуса Христа, Который стоит в центре Божия плана спасения".

Католическому вероучению противоречит и попытка ввести разделение между спасительным действием Слова как такового и Слова Воплощенного. С Воплощением все спасительные деяния Слова Божия всегда творимы в единстве с Его человеческой природой, которая Им принята во имя спасения человечества. Единственный, Кто действует в двух природах, — человеческой и Божественной, — единая Ипостась Слова.

Кроме того, несовместимы с католическим вероучением теории, которые считают, что после Воплощения спасительное действие Слова как такового, так же, как в Его Божественности, производится "в дополнение к..." или "помимо" человечности Христа.

11. Необходимо также твердо верить в вероучение о единстве спасительного домостроительства Бога, в Троице Единого. Источником и центром этого вероучения является Воплощенное Слово, посредник божественной благодати в сотворении мира и деле искупления (Ср. Кол 1,15-20). Он — вместилище всего (Ср. Еф. 1,10), Он "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освещением и искуплением" (1 Кор 1,30). Действительно, тайна Христа имеет особенное внутреннее единство, которое простирается от извечного выбора в Боге до парусии: "Он (Отец) избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф 1,11); "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим 8,29-30).

Учительство Церкви, верное Божественному Откровению, подтверждает, что Иисус Христос — Посредник и Искупитель Вселенной: "Слово Божие, через Которое все начало быть, Само стало плотью, чтобы Христос, как Совершенный Человек, всех спас и все возглавил Собою. Господь <...> — Тот, Кого Отец воскресил из мертвых, возвысил и посадил одесную Себя, поставив Его Судьей живых и мертвых". Спасительное посредничество так- же требует единичности искупительной жертвы Христа, Вечного Первосвященника (Ср. Евр 6,20; 9,11; 10, 12-14).

12. Некоторые выдвигают гипотезу, что характер домостроительства Святого Духа более вселенский, нежели характер домостроительства Воплощенного Слова, распятого и воскресшего. Эта точка зрения противоречит католическому вероучению, согласно которому спасительное Воплощение Слова является тринитарным событием. В Новом Завете показано, что тайна Иисуса, Воплощенного Слова творит обитель Святому Духу и является основой излияния Духа на человечество, как в эпоху Мессии (Ср. Деян 2,32-36; Ин 7,39; 20,22; 1 Кор 15,45), так и до нее ( 1 Кор 10,4; 1 Пет 1,10-12).

II Ватиканский Собор напомнил верующим эту фундаментальную истину. Разъясняя Божие Предустановление во спасение рода человеческого, Собор тесно связывает тайну Христа с тайной Святого Духа. Все устройство Церкви ее Главой, Иисусом Христом, рассматривается как деяние, совершаемое им в единении со Святым Духом.

Более того, спасительное деяние Иисуса Христа, в единстве и посредством Святого Духа, простирается за видимые границы Церкви ко всему человечеству. Говоря о Пасхальной Тайне, в которой Христос и сегодня живым образом в Духе соединяет верующего с Собою, а также дарует ему надежду на воскресение, Собор утверждает: "Это остается в силе не только для верных Христу, но и для всех людей доброй воли, в сердцах которых незримо действует благодать. Поскольку Христос умер за всех, и так как высшее призвание человека в действительности одно, то есть Божие, мы должны твердо верить, что Святой Дух дает всем возможность приобщиться этой пасхальной тайны ведомым Богу образом".

Поэтому очевидна связь спасительной тайны Воплощенного Слова и тайной Духа, Который осуществляет спасительное влияние Сына, ставшего Человеком, на жизнь всех народов, призванных Богом к единой цели, включая как тех, кто жил до Воплощения Слова, так и тех, кто живет после Его вмешательства в историю: все они движимы Духом Отца, щедро даруемого Сыном Человеческим (Ср. Ин 3,34).

Поэтому современное Учительство Церкви твердо и непреложно напоминает нам об истине Единого Божественного домостроительства: "Присутствие и действие Духа влияет не только на отдельных людей, но и на общество, историю, народы, культуры и религии. <...> Воскресший Христос "и ныне трудится в сердцах человеческих силой Своего Духа". <...> Кроме того, именно Святой Дух сеет "семена Слова", которые можно найти в различных обрядах и культурах, взращивая их, чтобы они принесли плод во Христе". Признавая воздействие Духа исторически-спасительным для Вселенной и всей истории Учительство Церкви провозглашает: "Один и Тот же Дух действовал в Воплощении, человеческой жизни, смерти и воскресении Иисуса и теперь — в истории Церкви. Поэтому он — не "заместитель" Христа и нельзя считать, что Дух заполняет некую предполагаемую пустоту между Христом и Логосом. Что бы Святой Дух ни внушал человеческим сердцам, истории народов, культурам, религиям, — все это приуготовляет их к Евангелию и не может не иметь отношения ко Христу. Слово воплотилось благодаря действию Святого Духа, "дабы, обладая совершенной человечностью, Оно смогло спасти людей и вместить все в Себя"".

В заключение необходимо сказать, что действие Святого Духа происходит не вне действия Христа и не параллельно ему. Существует единое спасительное домостроительство Бога, в Троице Единого, реализовавшееся в тайне Воплощения, смерти и Воскресении Сына Божия, осуществленное при содействии Святого Духа. Его спасительная ценность распространяется на все человечество и Вселенную: "Люди могут войти в общение с Богом только через Христа действием Святого Духа".

III. Единственность и вселенскость спасительной тайны Иисуса Христа

13. Необходимо также рассмотреть отрицание единственности и спасительной вселенскости тайны Иисуса Христа. Эта точка зрения не имеет никакой библейской основы. Необходимо твердо верить в то, что неотъемлемой частью Учения Церкви является истина об Иисусе Христе, Сыне Божием, Господе и Единственном Спасителе, Который через Свое Воплощение, смерть и Воскресение осуществил историю спасения, и в то, что полнота и центр ее заключены в Нем.

Это ясно подтверждается в Новом Завете: "Отец послал сына Спасителем миру" (1 Ин 4,14); "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1,29). В речи перед синедрионом Петр, подтверждая, что исцеление хромого от рождения человека произошло во Имя Христово (Ср. Деян 3,1-8), заявляет: "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян 4,12). Святой Павел добавляет к этому, что Иисус Христос — "Господь всех", "Судия живых и мертвых" и поэтому "всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян 10,36; 42; 43).

Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, пишет: "Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1 Кор 8,5-6). Апостол Иоанн поведал следующее: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него" (Ин 3,16-17). В Новом Завете вселенский спасительный Замысел Бога тесно связывается только с Посредничеством Христа: "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, Человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство" (1 Тим 2,4-6).

Будучи уверенными в том, что дар всеобщего спасения дан Отцом только через Иисуса Христа в Святом Духе (Ср. Еф 1,3-14), первые христиане обращались к иудеям, доказывая им, что исполнение спасения — выше Закона. С той же уверенностью они противостояли миру язычников, надеявшихся на спасение в лице многочисленных "спасителей". Это наследие веры вспоминается в современном Учительстве Церкви: "Церковь же верует в то, что Христос, умерший и воскресший за всех, через Духа Своего подает человеку свет и силу, чтобы тот мог ответить своему высшему призванию, и что нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы им спастись. Подобным образом верует она в то, что ключ, средоточие и цель всей человеческой истории находятся в ее Господе и Учителе".

14. Кроме того, необходимо твердо верить в истину Католического Вероучения, — что вселенский спасительный замысел Бога, Единого в трех Лицах, дарован раз и навсегда и исполнен в тайне Воплощения, смерти и Воскресении Сына Божия.

Помня об этой основе веры, современное богословие, размышляя о существовании других религий и об их роли в Божием Предустановлении во спасение рода человеческого, должно рассмотреть, каким образом исторические деятели и элементы положительного, заключенные в этих религиях, соответствуют Божиему Предустановлению во спасение рода человеческого. В связи с этим перед богословами открывается широкое поле деятельности, которая должна быть осуществлена согласно Учительству Церкви. Так, II Ватиканский Собор постановил, что "единственное посредничество Искупителя не исключает содействия сотворенных тварных существ, но вызывает его, многообразное и восходящее к одному источнику". Необходимо более глубоко исследовать содержание содействия посредничеству Христа, но эти исследования обязательно должны соотноситься с Учением о Христе как единственном посреднике. Хотя не исключаются различные формы и степени участия в посредничестве, они приобретают значение и ценность только в Посредничестве Самого Христа, поэтому их нельзя понимать как параллельные или дополнительные к нему".

Таким образом, предположения о том, что существует спасительное действие Бога вне единственного Посредничества Христа противоречит Католическому вероучению и христианству в целом.

15. Нередко считается, что богословие должно избегать использования терминов "единственность", "вселенскость" и "абсолютность", создающих впечатление излишнего преувеличения значения и ценности спасения, совершенного Иисусом Христом при сравнении его с другими религиями. Тем не менее, в действительности этот терминологический ряд точно передает смысл Откровения, т. к. отражает развитие источников веры. С самого начала община верующих узнала в Иисусе спасительную силу, которую только Он, Сын Божий, ставший человеком, распятый и воскресший, получил в качестве миссии от Отца и силой Духа Святого явил Откровение (ср. Мф 11,27) и Божественную жизнь (Ср. Ин 1,12; 5,25-26; 17,2) всему человечеству и каждому человеку.

Каждый человек может и должен сказать, что Иисус Христос имеет уникальное, выдающееся, присущее только Eму Одному значение и ценность, исключительное и абсолютное для всего рода человеческого и его истории. Иисус — Слово Божие, ставшее человеком ради спасения всех людей. Исповедуя веру в это, II Ватиканский Собор учит: "Слово Божие, через Которое все начало быть, Само стало плотью, чтобы Христос, как Совершенный Человек, всех спас и все возглавил Собою. Господь — это цель человеческой истории, конечная точка, к которой устремляются чаяния истории и цивилизации, средоточие рода человеческого, радость всех сердец и полнота их желаний. Он — Тот, Кого Отец воскресил из мертвых, возвысил и посадил одесную Себя, поставив его Судьей живых и мертвых".

"Именно эта исключительность Христа дарует Ему совершенную и вселенскую значимость, благодаря которой, принадлежа к человеческой истории, Он является ее центром и смыслом: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний"" (Откр 22,13).

IV. Единственность и единство Церкви

16. Господь Иисус, единственный Спаситель, собрал не просто общину учеников, а установил Церковь как тайну спасения: Он Сам в Церкви и Церковь — в Нем (Ср. Ин 15,1; Гал 3,28; Еф 4,15-16; Деян 9,5). Поэтому полнота Христовой тайны спасения также принадлежит к Церкви, неотделимой от ее Господа. В действительности, Иисус Христос присутствует в Церкви и продолжает в ней дело спасения, ее же, собственно, посредством (Ср. Кол 1,24-27), ибо она — Его Тело (Ср. 1 Кор 12,12-13; 27; Кол 1,18). Подобно тому, как голова и члены живого тела не похожи, но и неотделимы друг от друга, Христос и Церковь не могут быть смешаны или разделены, являя миру во всей своей полноте единого Христа. То же самое выражено в Новом Завете — посредством отождествления Церкви с Невестой Христовой (Ср. 2 Кор 11,2; Еф 5,25-29; Откр 21,29).

В связи с единственностью и вселенскостью спасительного Посредничества Иисуса Христа необходимо твердо верить в истину католического вероучения о единственности основанной Им Церкви. Поскольку есть один Христос, то существует одно Тело Христово и одна Невеста Господня: "Единая Вселенская и Апостольская Церковь". Более того, обетование Господа не оставить Свою Церковь (Ср. Мф 16,18; 28,20) и вести ее Духом Истины (Ср. Ин 16,13) означает, в соответствии с Католическим Вероучением, проявление единственности и единства Церкви, а также всего, что относится к ее целостности.

Католики призваны исповедовать, что существует историческая непрерывность — укорененная в апостольской преемственности — Церкви, основанной Христом и Католической Церковью: "Это и есть единственная Церковь Христова <...>, которую Спаситель наш по Воскресении Своем поручил пасти Петру (ср. Ин 21,17) и ему же, как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление (ср. Мф 28,18) и навсегда воздвиг ее как "столп и утверждение истины" (1 Тим 3,15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как сообщество, пребывает ("subsistit in") в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним". Словосочетанием "subsistit in" ("пребывает в") II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: с одной стороны, что Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в Католической Церкви; с другой стороны — то, что "вне ее ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины" (т. е. в Церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической Церковью). Однако, принимая это во внимание, необходимо утверждать, что "сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви".

17. Таким образом, существует единственная Церковь Христова, пребывающая в Католической Церкви, руководимой Преемником св. Петра и епископами, состоящими в общении с ним. Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями — апостольской преемственностью и Таинством Евхаристии — являются подлинными поместными Церквами. Кроме того, Церковь Христова пребывает и действует также и в этих Церквах, даже если им не хватает полного общения с Католической Церковью и они не принимают Учения о Первоверховной власти, которой, по воле Божией, обладает Епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви.

С другой стороны, церковные общины, не сохранившие подлинного Епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются Церквами в истинном значении этого слова; тем не менее, люди, крещенные в таких общинах, объединены со Христом посредством крещения и пребывают в определенном, хотя и несовершенном, общении с Церковью. В действительности, крещение само по себе способствует подлинной общности в Церкви.

"Христианам поэтому нельзя полагать, что Церковь Христа — просто собрание — разделенное, но, тем не менее, в чем-то единое — Церквей и церковных Общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, "элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах". "Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они обличены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви".

Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; не в том смысле, что она оказывается лишенной единства, но в том, что разделение препятствует совершенной реализации ее вселенскости в истории.

V. Церковь, Царствие Божие и Царствие Христово

18. Миссия Церкви — "возвещать и устроять Царство Христово и Божие во всех народах, и она становится ростком и началом этого Царства на земле". С одной стороны, Церковь — "своего рода таинство, — таким образом она — знамение и орудие Царства; она призвана проповедовать и "устроять Царство". С другой стороны, Церковь — это "народ, объединенный из единства Отца, Сына и Святого Духа", она — "Царство Христово, уже существующее как тайна "и образует его семя и начало. В действительности, Царство Божие имеет эсхатологическое измерение: это реальность, присутствующая во времени, но его полное воплощение наступит только с завершением и исполнением истории.

Значение словосочетаний "Царствие Небесное", "Царствие Божие" и "Царство Христа" и их связь с Церковью в Священном Писании и в трудах Отцов Церкви, а также в документах, освещающих Учительство Церкви, не всегда однозначно, поскольку Церковь — тайна, и не может быть полностью объята разумом человека. Могут существовать различные богословские толкования этих терминов. Тем не менее, ни одно из возможных объяснений не может отрицать или каким-либо образом упразднять внутреннюю связь между Христом, Царствием и Церковью. В действительности, Царствие Божие, о котором мы знаем из Откровения, "не может быть отделено от Христа или от Церкви. Если Царствие отделено от Иисуса, то нет больше речи об открытом Им Царствии Божием. Результат этого — искажение значения слова "Царствие", сопряженное с риском трансформировать его в чисто человеческую или идеологическую цель и искажение личности Христа — Господа, Которому однажды все будет подчинено (Ср. 1 Кор 15,27). Соответственно, нельзя отделять Царствие от Церкви. Правда, Церковь не заканчивается на земле, так как служит дорогой к Царствию Божию — семенем, знамением и орудием которого она является. Тем не менее, отличаясь от Христа и Царствия, Церковь неразрывно связана с ними.

19. Утверждать, что существует неразрывная связь между Христом и Царствием — не значит пренебречь тем, что Царствие Божие — в том числе, если оно рассматривается в определенном историческом аспекте, — не отождествляется с видимой и социальной реальностью Церкви. В действительности, нельзя исключать "действие Христа и Святого Духа вне видимых границ Церкви". Поэтому необходимо помнить, что "Царствие относится ко всему: отдельным личностям, обществу и миру. Трудиться ради Царствия — значит постигать и развивать действия Бога, присутствующего в человеческой истории; означает трудиться ради освобождения от всякого зла. Если говорить кратко, Царствие Божие — проявление и воплощение во всей полноте Божиего Предустановления во спасение рода человеческого".

Рассматривая связь между Царствием Божиим, Царствием Христа и Церковью, необходимо избегать односторонних суждений, таких, как в случае с теориями, в которых делается особый акцент на Царствие, — то есть, их можно назвать "сосредоточенными на Царствии". Они выделяют образ Церкви, заботящейся не о себе, а сосредоточенной на свидетельстве о Царствии и служении на его благо. Это — "Церковь для других", подобно тому, как Христос — "Человек для других". Такие точки зрения, наряду с положительными аспектами, несут в себе отрицательные черты. Во-первых, в них не говориться о Христе: Царствие, описываемое ими, основано на "теоцентризме", так как в соответствии с ним нехристиане не могут узнать Христа, хотя народы, культуры и религии находят нечто общее в единой Божественной реальности, как бы она не называлась. По этой же причине они уделяют большое внимание тайне сотворения мира, осмысляемой в различных религиях и культурных традициях, но ничего не говорят о тайне Искупления. Более того, "Царствие" в их понимании, в конце концов, либо вытесняет Церковь, либо принижает ее значение в противовес широко распространенной в прошлом теории "экклезиоцентризма", так как они считают, что Церковь — всего лишь знамение, а это не лишено двойственности". Подобные утверждения противоречат католическому вероучению, так как они отрицают единственность связи Христа и Церкви с Царствием Божиим.

VI. Отношение Церкви и других религий к спасению

20. Некоторые пункты из того, что было сказано выше, требуют богословского осмысления; это необходимо и при рассмотрении отношения Церкви и других религий к спасению. Прежде всего, нужно твердо верить в то, что "странствующая Церковь необходима для спасения, ибо только Христос есть Посредник и путь ко спасению, и Он присутствует для нас в Своем Теле, то есть в Церкви. Прямо настаивая на необходимости веры и крещении (Ср. Мк 16,16; Ин 3,5), Он, вместе с тем, подтвердил и необходимость существования Церкви, в которую люди входят через крещение, словно через врата". Учение об этом не должно противопоставляться вселенскому спасительному Замыслу Бога (Ср. 1 Тим 2,4); "необходимо связывать две истины — действительную возможность спасения всего человечества во Христе и необходимость Церкви для осуществления спасения".

Церковь — "всеобщее таинство спасения", так как, будучи соединенной со Своим Главой — Спасителем — Иисусом Христом, и подчиняясь Ему, она, по Божиему Предустановлению, неразрывно связана со спасением каждого человека. Для тех, кто не входит в ограду Церкви, "спасение во Христе возможно благодаря благодати, которая, будучи мистически связанной с Церковью, формально не делают их частью Церкви, но просвещает сообразно их духовному и материальному положению. Эта благодать проистекает от Христа, является результатом Его жертвы и сообщается Святым Духом"; она связана с Церковью, которая "берет свое начало в миссии Сына и в ниспослании, то есть миссии, Святого Духа согласно Предустановлению Бога Отца".

21. Принимая во внимание то, как спасающая благодать Божия, которая всегда изливается Христом в Духе и мистически связана с Церковью, может нисходить и на нехристиан, II Ватиканский Собор ограничился утверждением, что Бог дарует ее "известными Ему путями". Богословы стремятся более подробно расмотреть этот вопрос. Их труд достоин поощрения, так как он, безусловно, требует лучшего понимания Божиего Предустановления во спасение рода человеческого и того, как оно воплощается. Тем не менее, исходя из сказанного о посредничестве Иисуса Христа и исключительной связи Церкви с Царствием Божиим среди людей, — по сути, вселенским Царствием Христа-Спасителя, не следует полагать, что Церковь — это лишь один из путей спасения среди тех, что указываются разными религиями, якобы дополняющими Церковь или равнозначными ей, даже если считается, что они схожи с Церковью по отношению к эсхатологии Царствия Божия.

Безусловно, разные религиозные традиции содержат и несут в себе крупицы духовности, которые дарует Бог, и являются частью того, что "Святой Дух изливает в человеческие сердца, — историю народов, культуры и религии. Разумеется, некоторые молитвы и обряды, известные другим религиям, могут играть роль подготовки к принятию Благой Вести, так как это возможность открыть людские сердца для действия Бога. Тем не менее, нельзя приписывать им Божественное происхождение, спасительную силу и действенность самим фактом своего совершения (ех ореre operato), которыми обладают таинства христианской Церкви. Более того, нельзя придавать значение другим обрядам, которые, будучи продиктованы суевериями и заблуждениями (ср. 1 Кор 10,20-21), препятствуют спасению".

22. Богу было угодно, дабы с пришествием Иисуса Христа основанная Им Церковь была орудием спасения всего человечества (Ср. Деян 17,30-31). Эта истина веры не ослабляет искреннего уважения Церкви к другим религиям мира, но в то же время, абсолютно исключает безразличное отношение, "характеризующееся религиозным релятивизмом, основывающимся на мнении, что "все верования хороши". Справедливо, что последователи иных религий могут стяжать Божественную благодать, но, тем не менее, справедливо и то, что они пребывают в неизмеримо более ущербном положении в сравнении с теми, кто обретает полноту спасения в Церкви. Тем не менее, "пусть все чада Церкви помнят о том, что они должны приписывать свое исключительное положение не своим собственным заслугам, а особой благодати Христовой. Если они не отвечают ей мыслями, словом и делом, они не только не спасутся, но примут тягчайшее осуждение". Поэтому следует осознавать, что исполняя завет Господа (Ср. Мф 28,19-20) и движимая любовью ко всем людям, Церковь "возвещает и обязана непрестанно возвещать Христа, Который есть "путь и истина и жизнь" (Ин 14,6), в Котором люди находят полноту религиозной жизни и в Котором Бог примирил в Себе все. Миссия "ad gentes" в межрелигиозном диалоге "ныне, как и всегда, сохраняет свою важность и насущность". Действительно, Бог "хочет, чтоб все люди спаслись и достигли познания истины" (Ср. 1 Тим 2,4); именно Бог желает спасения каждому через познание истины. Спасение обретается в истине. Тот, кто послушен внушению Духа Истины, уже следует по пути спасения. Но Церковь, которой была доверена Истина, должна идти навстречу их стремлениям, дабы принести им Истину. Церковь должна быть миссионерской, т. к. она верит во вселенское Божие Предустановление во спасение рода человеческого", Межрелигиозный диалог, как часть ее евангелизаторской миссии — одно из действий Церкви в развитии миссии "ad gentes". Паритет, являющийся условием межрелигиозного диалога, относится к равной свободе сторон, ведущих диалог, а не к доктринальному контексту и, тем более, не к их отношению к Иисусу Христу — Богу, ставшему Человеком — при сравнении Его с основателями других религий. Безусловно, Церковь, движимая милосердием, уважая свободу вероисповедания, должна, прежде всего, стремиться проповедовать всем Истину, окончательно явленную Господом, а также провозглашать необходимость обращения к Иисусу Христу и наследию Церкви посредством крещения и других таинств, дабы они могли пребывать с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Поэтому безусловность вселенского спасительного Божественного Замысла не упраздняет, но напротив, подчеркивает необходимость и насущность провозглашения спасения и обращения к Господу Иисусу Христу.

Заключение

23. Цель настоящей Декларации — напомнить и прояснить некоторые положения Вероучения, следуя примеру апостола Павла, обратившегося к верующим Коринфа со словами: "Я первоначально преподал вам, что и сам принял" (1 Кор 15,3). Сталкиваясь с определенными спорными и ошибочными точками зрения, богословская мысль призвана укрепить веру Церкви, а также убедительно и действенно обосновать свою надежду.

Рассматривая вопрос об истинной вере, Отцы II Ватиканского Собора учат: "Мы веруем, что эта единая истинная религия наличествует в Католической и Апостольской Церкви, которой Господь Иисус поручил задание распространять ее среди всех людей, говоря апостолам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20). А все люди обязаны искать истину, особенно в том, что касается Бога и его Церкви, и, познав ее, принять ее и хранить".

Откровение Христа — "путеводная звезда" всей человеческой истории: "Истина, которая есть Христос, является всеобъемлющей властью". В действительности, христианская тайна преодолевает любые барьеры времени и пространства и восполняет единство человеческой семьи: "Несмотря на различия в положении и традиции, все призваны во Христе разделить единство семьи детей Божиих. <...> Иисус созидает единство новым и неизведанным образом, разделяя с нами свою тайну. Это единство настолько глубоко, что Церковь вместе со св. ап. Павлом может сказать: "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф 2,19).

Настоящую Декларацию, утвержденную на общем собрании Конгрегации Вероучения Папа Иоанн Павел II на аудиенции, данной нижеподписавшемуся кардиналу префекту Конгрегации Вероучения 16 июня 2000 года, своей Апостольской властью одобрил, утвердил и повелел обнародовать.

Префект Конгрегации Вероучения
кардинал Йозеф Ратцингер,
секретарь Конгрегации
архиепископ Тарчизио Бертоне.

6 августа 2000 г,
в торжество Преображения Господня

Комментарии (0)