1) В тексте Ев. от Луки 22, 32 слово "обратившись" относится только к Петру, а не к его преемникам. Поэтому и весь стих касается одного Петра.
Ответ. – Допустим, что "обратившись" обозначает "покаявшись" и касается только Петра. Но из этого ничуть не следует, что "утверди братьев" не относится и к его преемникам. В самом деле, необходимость утверждать братию имеет своей причиной не "обращение" Петра, а немощь "братьев", епископов, немощь, которая, по всеобщему признанию, будет тяготеть над епископами, пока Церковь будет существовать. А если зло постоянно, то и средство, избранное Христом для противодействия ему, не может не быть тоже постоянным: утверждать братьев есть постоянная и неотъемлемая обязанность всех преемников Петра. "Обратившись" здесь не при чём.
2) Безошибочность папы была провозглашена только в 1870 г. и потому должна быть отвергнута, как новшество. Формула ex sese неизвестна христианской древности.
Ответ. – В таком случае, придётся отказаться от всех вообще "провозглашённых" догматов, от всех членов Символа веры, которые в своё время все были "новшествами": в Евангелии нет Символа веры. Формула ex sese, правда, не употреблялась раньше, но содержание её было известно древней Церкви; точно так же, и формула "единосущный Отцу" не находится в Св. Писании и была неизвестна апостолам, хотя содержание её заключалось в Откровении. Софизм, лежащий в основе этого возражения, когда-то употреблялся арианами для отрицания Божественности Христа, как и впоследствии он был использован протестантами для того, чтобы отвергнуть некоторые догматы, таинства, почитание Богородицы и святых. Одно из двух: или признавать раскрытие и совершенствование словесного выражении неизменной истины, или нет; если первое, то нет основания для негодования но поводу "не имеющихся в Евангелии" терминов – "ex sese", "единосущный", "Богородица" и т. д.; если второе, то надо отбросить догматические определения всех вселенских соборов и "вернуться" к самому упрощённому типу протестантизма.
3) Если папа безошибочен, то епископат не безошибочен, ибо в Церкви может быть только одна безошибочность.
Ответ. – Указанное возражение аналогично следующему соображению: если голова умна, то человек не умён, ибо в одном человеке двух умов быть не может! Епископат, как одно соборное целое, безошибочен благодаря своему единению с Богоустановленным стражем церковной безошибочности. В Церкви нет двух безошибочностей, но одна и та же единственная безошибочность, завещанная Церкви Спасителем, выражается то через папу, живущего жизнью Церкви, то через епископат, объединённый около своего верховного пастыря.
4 ) Безошибочность папы делает излишними богословские исследования спорных вопросов.
Ответ. – Неужели наличие "арбитра" делает какие-либо состязания излишними? Неужели существование справедливого судьи делает невозможной и ненужной работу следователя, обвинителей и защитников? Как раз наоборот. Богословская жизнь в Католической Церкви так кипуча и плодотворна именно потому, что есть кому одобрять и утверждать её положительные достижения. Зато, крайне растяжимое понятие "согласие Церкви" вводит в богословие разлагающее начало, ибо некому рассудить, какое из спорящих эмпирических "согласий Церкви" есть действительный голос Церкви.
5) Христианская древность знала другие критерии религиозной истины: истинно то, что "всегда и всеми" признавалось таковым, то, что заключается в писаниях свв. отцов, и т. д.
Ответ. – Эти критерии действительно применялись: но и по сей день они широко применяются в католичестве, и притом гораздо больше, чем в других вероисповеданиях: такие критерии, как "учение отцов", "убеждение верующих" или "обычное мнение богословов'', занимают почётное место во всей католической религиозной литературе. И как теперь, так и в первые века, эти критерии не исключали, а подразумевали высший конкретный критерий – суждение Апостольского престола, часто необходимое для того, чтобы решить сомнения насчёт применения указанных критериев, хотя и вполне авторитетных, но для защиты веры от еретиков обыкновенно недостаточно определённых. Из того, что в древней Церкви употреблялся критерий "всегда и везде", нисколько не следует, что другой критерий – суждение папы – непригоден: если считать два критерия по существу своему несовместимыми, то на том же основании следует отбросить критерий "всегда и везде", только потому, что имеется уже критерий "учение свв. отцов". В Церкви может, конечно, быть только одна безошибочность, но критериев истины может быть несколько; достаточно, и необходимо, чтобы они были согласованы между собою и чтобы была в Церкви одна высшая инстанция, решающая сомнения, охраняющая эти критерии от злоупотреблений и делающая возможным их безошибочное применение.
6) Как отличить безошибочные определения папы от других его поучений?
Ответ. – Общеобязательное и окончательное догматическое определение "с кафедры" узнаётся: а) по выражениям, которыми вводится определение, напр., "определяем как догмат веры"; б) по возлагаемой на всех христиан обязанности верить в данную истину; в) по заявлению, что не принимающие данного учения исключаются из единства Церкви; г) по совокупности всех обстоятельств, которые вызвали и сопровождали это определение. В случае сомнения, всегда можно обратиться к какому-либо опытному богослову или к своему епархиальному епископу. Если и этого было бы недостаточно и явилась бы необходимость выяснить безошибочность какого-либо спорного в этом отношении предложения, то всегда остаётся открытым путь выяснения сомнений посредством нового и дополнительного определения, исходящего от Апостольского Престола.
7) Ватиканский догмат чрезмерно расширил прерогативы папы.
Ответ. – Не столько расширил, сколько точнее определил. Если в ином отношении это определение и "расширило прерогативы папы", то в других отношениях оно их сузило. Если, с одной стороны, ватиканское определение отвергло демократическое галликанское учение о папстве, то, с другой стороны, оно закрыло дорогу и крайним "ультрамонтанским" течениям, чрезмерно расширявшим пределы папской безошибочности.
8) Церковные пастыри нередко впадали в еретические заблуждения. Поэтому, из слов Христовых "паси овец Моих" нельзя вывести заключение, что тот, к кому они относятся, безошибочен.
Ответ. – Мы доказываем безошибочность Римского епископа не из этого текста в отдельности взятого, а из совокупности указаний Св. Писания и Предания в пользу главенства Петра и постоянства Христовых установлений. Из одного понятия "паси" ещё не вытекает понятие безошибочности, это бесспорно. Но так же бесспорно, что тот, кому "вверены все", по крайней мере в самом существенном, именно в догматах, не может вводить всю Церковь в заблуждение: Провидение Главы, Христа, этого не допустит.
9) Папская безошибочность не нужна для единства веры, ибо в православии имеется единство веры, хотя папство в нём отвергается.
Ответ. – В некатолическом православии сохранилось, в значительной степени, единство веры но вопросам, которые были догматически определены до отпадения Востока от Католической Церкви; этим относительным единством современное православие обязано, главным образом, Льву Вел. и другим святым папам. По другим же важным догматическим вопросам, в антиримском православии единства веры очень мало.
10) Канон шестого деяния Ефесского Вселенского Собора отлучает от Церкви тех, кто дерзает "слагать иную веру, кроме определённой святыми отцами, со Св. Духом сошедшимися в Никее". Поэтому, ватиканское определение должно быть отвергнуто.
Ответ. – Этот канон был часто использован еретиками, как аргумент против последующих догматических постановлений Церкви. Уже в 433 году группа вероотступников обвинила св. Кирилла Алекс. в нарушении Ефесского канона. Из ответа св. Кирилла явствует, что отцы Ефесского собора запретили только еретические формулировки догматов. (Т. е. такие, которые противоречили бы Никейским вероопределениям). Они вовсе не намеревались осудить раскрытие учения Церкви или внесение в Символ самою Церковью более точных определений догматов Откровения; такое осуждение было бы догматическим самоубийством Церкви, оно связывало бы ей руки в борьбе с ересями. Монофизиты, под предлогом верности тому же канону Ефесского собора, отвергли догматические определения папы св. Льва и Халкидонского вселенского собора. Против таких лжетолкований Ефесского канона, Халкидонский собор объяснил, что епископы, собравшиеся в Ефесе, запретили только противоречить никейскому Символу веры. В VII веке св. Максим Исповедник дал толкование упомянутого Ефесского канона, совпадающее с объяснениями св. Кирилла и Халкидонскаго собора.
11) После Вознесения Христова, Ап. Пётр одно время жил в Иерусалиме, затем руководил церковными делами в Антиохии; поэтому, преемственность безошибочности должна распространяться и на Иерусалимского и Антиохийского патриархов.
Ответ. – С самого начала церковное Предание видело только в Римском патриархе настоящего преемника Петра, как "главы всех глав"; и это вполне понятно, ибо всякая пожизненная преемственность связана со смертью предшественника, а Пётр умер в Риме. Пребывание Петра в Иерусалиме и Антиохии, равно как и основание Александрийской церкви св. Марком, учеником Ап. Петра, немало способствовали возведению указанных трёх епархий в патриархаты (Константинопольская патриархия чисто политического происхождения) и великие центры духовной жизни; об этом прекрасно свидетельствует св. Иоанн Златоуст. Но всё это доказывает не безошибочность восточных патриархов, из которых некоторые были несомненно еретиками, а признание древнею Церковью исключительного значения Петра, как главы Апостолов.
12) Приписывать безошибочность человеку, значит недоверять безошибочному главенству Христа в Церкви.
Ответ. – Наоборот. Полагать, что Христос не может через одного человека обеспечить безошибочность Церкви и вообще охранить видимое единство основанной Им "эмпирической" Церкви, именно это обозначало бы недоверять безошибочности и всемогуществу Господа.
13) Согласно Ефес. 3, 18, познание истины достигается единением "со всеми святыми", а по католическому учению оно даётся папе вне связи с Церковью.
Ответ. – В католичестве больше, чем где бы то ни было, догматическая истина познаётся "со всеми святыми". Догмат безошибочности папы был догматически определён только после того, как в его пользу высказались сотни тысяч праведников, мучеников и чудотворцев. Как тело немыслимо без собственной телесной головы, так и голова без тела жить не может. По католическому учению, безошибочность даётся папе только в связи с Церковью.
14) В католичестве "критерием истины стал не Дух Святой, живущий во всей Церкви, а голос епископа".
Ответ. – Дух Св. есть сама предвечная Истина, а не критерий её.
15) Католичество стремится заменить невидимого Господа безошибочным наместником.
Ответ. – Злоупотребления преданностью Св. Отцу, конечно, возможны; бывают ханжи и лицемеры, которые прикидываются ревностными почитателями папства для того, чтобы прикрыть этим те или иные слабости или расчёты. Но ведь нет ничего святого, что не могло бы стать предметом злоупотребления! Сколько людей злоупотребляет таинствами, Евангелием, Божиим милосердием; даёт ли это основание отбросить и таинства, и Евангелие, и самую веру в Бога? Было бы безумием порицать старчество потому, что некоторые им злоупотребляли; точно так же, не обоснованно и отрицание папской безошибочности из-за погрешностей дурных католиков.
16) Католики признают папскую безошибочность по лености; очень удобно повиноваться "живому оракулу".
Ответ. – Подчинять свой гордый разум суждению другого, по свидетельству всех древних православных подвижников, есть подвиг весьма трудный, но необходимый для достижения духовного совершенства. Зато, подмена "живого оракула" неопределёнными понятиями безусловно предрасполагает к духовной лености и догматическому равнодушию. Не следует забывать и того, что вся христианская икономия спасения определяется любовью Спасителя к людям. Именно эта любовь побудила Слово воплотиться, подойти ближе к падшему человеку, основать Церковь возможно более человеческой, "конкретной", видимой, общедоступной для познания. Христос хотел не затруднить, а облегчить спасение. Истина Христова не прячется от людей. Спаситель, как добрая мать, призывает нас к спасительному послушанию, но не посылает нам лишних мучений.
17) Тертуллиан и Ориген отрицали догматическое главенство папы.
Ответ. – Тертуллиан стал отвергать главенство папы после своего отпадения от Церкви. Ориген отрицательно относился к папству в связи с еретическим уклоном некоторых своих теорий, несогласных с православным Преданием. Ориген – не святой и не отец Церкви.
18) По толкованию некоторых отцов Церкви, архипастырская и учительская власть даётся не одному Петру, а через него епископам.
Ответ. – Весь вопрос в следующем: передал ли Пётр раз навсегда всю полноту своей власти всем епископам, до скончания века, или же верховная власть в Церкви постоянно обеспечивается епископатом при объединяющем примате Петра и его преемников. Первое не имеет никакого основания в Св. Писании или Предании; второе, правильно понятое, опирается на бесчисленные свидетельства всей христианской древности.
19) Учительская деятельность Афанасия, Кирилла Алекс., Илария и других отцов распространялась на всю Церковь: не папам, а им следует приписывать догматическую безошибочность.
Ответ. – Между догматическим главенством папы и личным вселенским учительством отцов Церкви нет никакого противоречия: одно другому помогает. То же наблюдается и в католичестве последних веков: учительское значение знаменитых "учителей Церкви" распространяется на всю Церковь, и притом в гармоническом единении с главенством папы и его безошибочностью. Из одного факта, что папы первых веков посылали наставления восточным церквам, конечно, ещё не вытекает их безошибочность: она доказывается не столько существованием этих наставлений, сколько тем, что они давались папами от имени главы апостолов, и притом иногда как безапелляционное окончательное решение догматических споров.
20) На Востоке происходили все древние вселенские соборы, издававшие догматические определения. Поэтому, на Востоке, а не на Западе следует искать догматической безошибочности.
Ответ. – Эти соборы происходили на Востоке потому, что Восток был средоточием большинства древних ересей, расколов и лжеучений: арианство, несторианство, монофизитство, иконоборчество и другие ереси зародились и свирепствовали преимущественно на Востоке. На Востоке же христианство было искажено цезарепапизмом.
21) Признание за папой светского владычества Пий IX объявил в "силлабусе" догматом, а 6 лет спустя светская власть папы была уничтожена. Итак, папа не безошибочен.
Ответ. – В силлабусе (перечне заблуждений) нет никакого "догмата светской власти", а просто осуждено мнение, не признающее за Церковью права считать некоторые политические системы безнравственными и противными Евангелию. Что же касается прямой власти папы над определённой хотя бы совсем малой территорией, то она хотя и отстаивается католиками, как условие возможно большей независимости папского престола от гражданских властей, но никогда не была предметом каких-либо догматических определений.
22) Догмат учительского главенства папы выдуман Игнатием Лойолой.
Ответ. – По признанию даже некатолических историков, в учении св. Льва Вел. уже имеются все элементы ватиканского определения; но ведь этот знаменитый столп православия жил за 11 веков до появления в мире св. Игнатия! Св. Игнатий Лойола, как все святые, был ревностным сторонником смиренного послушания, особенно в вопросах духовной жизни и веры; за это его упрекать не приходится. Отметим здесь, что св. Игнатий почерпнул свои аскетические принципы преимущественно из творений восточных святителей и подвижников.
23) Папа Либерии подписал арианское исповедание веры.
Ответ. – Либерий жестоко пострадал от ариан и предпочёл быть отправленным в изгнание, чем одобрить арианскую ересь. Он подписал не арианский символ веры, а "формулу", заключающую неудачные двусмысленные выражения. Если бы Либерий был еретиком, вся древняя Церковь отвернулась бы от него; а между тем мы видим как раз обратное: св. Амвросий, св. Сириций и многие другие говорят о нём, как о святом страдальце за веру. Православный Восток считает его святым. (Память – 27 августа).
24) Папа Вигилий противоречил самому себе в вопросах веры.
Ответ. – Мучимый императором, Вигилий действительно долго колебался, но со времени своего законного избрания в папы (540) он не издал никакого догматического определения, которое можно было бы заподозрить в ереси. Колебания его касались не веры, а своевременности осуждения некоторых крупных личностей.
25) По крайней мере папу Гонория следует признать еретиком.
Ответ. – Никаких догматических постановлений "с кафедры" Гонорий никогда не издавал: Гонорий допустил богословскую неточность не в поучении, обращённом ко всей Церкви, а в письме к обманувшему его патриарху Сергию. Такие письма не безошибочны. Посмертное же его осуждение папой Львом II и собором последовало из-за того, что Гонорий не проявил достаточно решительности в борьбе с еретиками и стремился воздействовать снисходительностью там, где надо было выступить со всей властью безошибочного апостольского авторитета. Гонорий согрешил недостатком "папистического духа".
26) Папа Лев III не хотел внести в Символ веры "Филиокве", а впоследствии Бенедикт VIII принял это добавление. Значит, папы противоречили друг другу в вопросах веры и, потому, не безошибочны.
Ответ. – В древней Церкви большинство членов Символа веры вносились и символ лишь тогда, когда в этом была необходимость в виду опасности распространения какой-либо ереси. Так было и с Филиокве. При жизни папы Льва III учение, отрицающее исхождение Духа Святого от Отца через Сына, или, как на Западе предпочитали выражаться, от Отца и Сына, было ещё мало известно; поэтому, не было никакой необходимости увеличивать и без того уже довольно значительное число добавлений к первоначальному Символу веры, сделанных в эпоху первых вселенских соборов. При папе же Бенедикте VIII, т. е. в XI веке, положение совершенно изменилось вследствие значительного распространения Фотиева заблуждения; тогда Церковь сочла уместным торжественно подчеркнуть в самом Символе свою древнюю веру в исхождение Духа Святого от Отца и Сына или, что то же – от Отца через Сына. Между символом Льва III и символом Бенедикта VIII так же нет никакого противоречия, как нет его между кратким "Апостольским" и более подробным Никейским символами, как нет его между этим последним и ещё более полным Константинопольским. "От Отца через Сына" заключается в исповедании веры VII вселенского собора.
27) Папа Сикст V объявил исправленный им текст Вульгаты за обязательный для верующих, а при преемнике его этот текст был изъят из обращения, как неисправный.
Ответ. – Где же тут догматическое определение вероучения? К тому же, в исправлениях Сикста V не было никаких существенных искажений смысла Св. Писания или еретических лжетолкований. Факт же, что преемник Сикста V исправил его перевод, доказывает только заботу Церкви о том, чтобы дать верующим возможно более точный перевод Священных Книг.
28) Знаменитый епископ Штроссмайер, в речи произнесённой на Ватиканском соборе, решительно высказался нротив самой сущности этого догмата.
Ответ. – Речь эта, на которую часто ссылаются греческие и протестантские полемисты, есть сплошной подлог. Она была сочинена в Мексике, в 1871 г., вероотступником и расстригой, Иосифом Эскудеро; её подхватили и распространили американские протестантские журналы, откуда она попала в сочинения русских антикатолических полемистов. Подлог был опровергнут самим Штроссмайером и другими членами собора. Впрочем, вся последующая деятельность ревностного хорватского иерарха находится в противоречии с содержанием подложной "речи". Подобно большинству других членов "оппозиции", Штроссмайер опровергал на соборе не столько неудачное представление об учительском главенстве папы, сколько своевременность догматического определения.
Следующие возражения, до 43-го включительно, мы заимствуем из статей прот. Сергия Булгакова о Ватиканском соборе, помещённых в номерах XV и XVI парижского журнала "Путь".
29) Против Ватиканского догмата папской безошибочности восстали благороднейшие учёные "олицетворяющие литературную честность", именно Фридрих, Шульте, Деллингер и другие основатели старо-католичества.
Ответ. – Указанная группа немецких богословов совсем ничтожна в сравнении с огромной массой не менее честных учёных католических богословов, которые высказались за названный догмат. Далее, не надо забывать, что все серьёзные возражения деллингеровцев были приняты но внимание при окончательном определении папской безошибочности, при установлении пределов её. Деллингеровское движение провалилось: в глазах верующих основатели этой школы сильно повредили себе тем, что иные из них, как проф. Поцль и Петтенгофер, стали открыто проповедовать безверие. Дружба деллингеровцев с воинствующим безбожником Блунтшли и с главарями масонских лож обнаружила подлинный облик этого безнадёжного начинания. Гордые руководители движения, направленного против догматического определения папской безошибочности, не обладали ни религиозным горением, ни пониманием благодатной сущности христианства, необходимым для восприятия сути догмата. Правильны, в этом смысле, слова Бисмарка о старо-католиках "С 200 крестьян, которые молятся, надо больше считаться, чем с 12 профессорами, которые только рассуждают". Антиватиканское старо-католическое движение пропитано расовою гордостью и духом "Культуркампфа". Всё это движение утопает в собственном духовном бессилии.
30) Ватиканский "собор созывался неизвестно для чего... Первые его шаги были облечены тайной" (XV, стр. 41).
Ответ. – Именно епископам было поручено хранить эту тайну до конца собора, чтобы не дать повода посторонним нецерковным агитаторам вмешиваться в чисто церковные вопросы и чтобы предоставить епископам возможность свободно, без посторонних давлений, обдумать эти вопросы и свободно высказать свое мнение на соборе. Известно, какой вред причиняет предоставление религиозных вопросов на суд легкомысленной толпы журналистов. Нельзя упрекать Пия IX за то, что он не хотел разжигать страстных споров между некомпетентными людьми, часто враждебно настроенными к Церкви. За несколько лет до Ватиканского собора папа пригласил епископов всех стран собраться на поместные соборы для обсуждения вопросов, которые предстояло разрешить вселенскому собору. Первые ученики и апостолы Христовы обсуждали вопросы веры и благочиния между собою, а не с крикливой уличной толпою.
31) "Состав собора был заранее подобран, причём было обеспечено послушное папе большинство... Италии было предоставлено 276 (епископских голосов), против Австро-Венгрии 48, Франции 84..." (стр. 42).
Ответ. – На собор папа созвал всех епископов из всех стран: было приглашено столько епархиальных епископов из каждой страны, сколько издавна в данной стране существовало епархий. Должен ли был папа, из уступчивости врагам католичества, наскоро уничтожить итальянские епархии, существовавшие с первых веков христианства, а создать несколько сот новых, немецких или венгерских, епархий? Ведь в этом случае сами возражающие возмущались бы таким неслыханным произволом папы. На ватиканский вселенский собор были приглашены даже все православные иерархи, причём им было обеспечено право, свободно и без каких-либо предварительных обязательств, высказать все свои возражения против католического учения о Церкви. Не папа, а антикатолические правительства ставили препятствия: так, например, наше правительство запретило всем католическим епископам России ехать на собор. Из двух епископов голосовавших на окончательном заседании против папской безошибочности один был итальянец (еп. Риччио), вождями же сторонников определения безошибочности были не-итальянцы: Маннинг (англичанин), Дешан (бельгиец), Мартин (немец) и т. д. Что же касается "епископов без епархий", то таковые принадлежали к различным народностям. Нельзя утверждать, что "догмат прошёл благодаря 276 голосам итальянских епископов", так как, по признанию самого о. Булгакова, в решающем голосовании участвовало только 148 итальянцев.
32) На Ватиканском соборе "было устранено всякое участие мирян, прямое или посредственное" (стр. 44).
Ответ. – Разве Вейо, Монталямбер, де Мэстр и др., сыгравшие столь важную роль в выяснении учения о папской безошибочности, не были мирянами? Непосредственного участия в голосованиях Ватиканского собора миряне, конечно, не принимали. Но ведь и на древних вселенских соборах миряне давали советы, высказывали желания и убеждения, но не голосовали. Когда на Ефесском вселенском соборе мирянин, императорский сановник Фирмилиан, вздумал принять участие в соборных прениях, отцы собора заставили его уйти из церкви, в которой они заседали. На Иерусалимском соборе 50-51 года, по словам знаменитого русского церковного толкователя Св. Писания, Н. Глубоковского, "действующими являются собственно апостолы иерусалимские и местный совет из пресвитеров, а все прочие были лишь соприсутствующими свидетелями, которые, не будучи только пассивными слушателями, однако не влияли своим голосом на ход решений".
33) "Уже одно опасение, что внесён будет догмат о непогрешимости папы, вызвало величайшее волнение и протесты в католических кругах " (стр. 44).
Ответ. – Волнения и протесты – явления обычные и перед древними вселенскими соборами, и в гораздо больших размерах, чем перед Ватиканским, где они были вызваны травлей врагов Церкви и ложными толкованиями смысла предстоящего догматического определения. Большинство протестов со стороны анти-инфаллибилистов оспаривало то учение некоторых католических общественных деятелей, которое слишком расширяло пределы папской безошибочности (напр., безошибочность папских посланий к местным церквам или в чисто административных вопросах) и которое, с полного одобрения Пия IX, было отвергнуто собором. Были протесты со стороны анти-инфаллибилистов, но не меньше их было и со стороны их противников. На самом соборе "оппозиция" почти целиком была не против самого догмата, а против своевременности его торжественного соборного провозглашения или против неудачных формулировок указанного учения; дело в том, что все без исключения враги христианства и вообще всякой религии издавна вели против учительской власти папы страшную кампанию, и иные епископы опасались, как бы провозглашение "Ватиканского догмата" не вызвало новой волны гонений на Церковь.
34) "Слова: ex sese, non ex consensu Eeclesiae, составляющие самое сердце догмата, вставлены без обсуждения, прямо на голосование и были проглочены собранием en bloc" (стр. 47). "Эти роковые слова отделяют папу от Церкви и противопоставляют его ей как повелителя, трансцендентного Церкви" (стр. 33).
Ответ. – Содержание этих слов было давным-давно всем известно, так что никакой новой истины никому "глотать" не приходилось. Коли бы оно было новшеством, то определение догмата беспорочного Зачатия Богородицы, данное папой именно ex sese, вызнало бы ещё в 1854 году взрыв негодования во всём католическом мире; а ведь ничего подобного не случилось. Последние голосования происходили действительно с некоторой поспешностью, но этой поспешности требовал сам собор в виду надвигавшейся войны. Формула ex sese не отделяет папу от Церкви, а только устраняет тот хаос, то "отделение", взаимное отчуждение верующих и пастырей, которое неминуемо хронически порождалось бы подчинением папы какой бы то ни было другой церковной инстанции, т. е. на практике – лишением верховной церковной власти всякой силы и авторитета. Папа соединён с Церковью больше, чем кто-либо другой. "Трансцендентная", отделённая от тела голова безвластна, мертва и не может иметь никакого влияния на тело; а между тем сам оппонент неоднократно жалуется на тот "психоз", на ту глубокую неразрывную связь, которая соединяет папство с католической Церковью; по его мнению только "чудо" или "геологический переворот" может оторвать Церковь от папы. Разве отец многочисленного семейства становится чуждым семье "трансцендентным повелителем" оттого, что детям не полагается судить своего отца, оттого, что отцовская власть провозглашается богоустановленной независимо от согласия детей? Разве вершина горы отделяется от горы оттого, что гора не выше своей вершины? Non ex consensu Ecclesiae обозначает неподчинённость папы конкретным эмпирическим церковным инстанциям, созидаемому журналистами или политическими деятелями "общественному мнению", нездоровым течениям среди клира и т. д., но они вовсе не устраняют внутреннюю духовно-органическую зависимость папы от Церкви, как царства Христовой благодати.
35) "Надо искренне и внутренне не соглашаться с самим собою, с доводами своего разума и его очевидностью, и сделать не-свою мысль своей... Именно в таком самопреодолении, хотя бы вопреки всему своему сознанию, ради подчинения авторитету, состоит существо церковной системы папизма" (стр. 50).
Ответ. – Действительно, в смирении и преодолении гордости – исходная точка католичества. Только подвиг евангельского самоотречении делается не ради подчинения авторитету папы, а именно это подчинение соблюдается ради любви Христовой. Основной догмат рационализма безусловно неприемлем для христиан. Католики считаются с требованиями разума, но подчиняют свой ограниченный, личный или групповой, разум Божественному разуму, который руководит Церковью посредством данной Богом иерархии. Подчинят свой разум законному авторитету в высшей степени разумно. Тут мы имеем дело с богоданным всеобщим законом человеческого существования. Разумный больной не станет доверять своим очень ограниченным медицинским познаниям, но склонится перед мнением опытного врача. Разум требует подобного же обращения к авторитету если надо построить дом, усовершенствовать завод, удобрить почву и т. д. это Божий закон, применение которого в религии Спаситель не только не исключил, но всем своим учением одобрил. Чистосердечное подчинение собственного суждения "авторитету" всегда составляло основу христианского аскетизма, то есть самой сердцевины христианства. То, против чего так восстаёт наш возражатель, всегда было руководящим правилом всех святых представителей подлинного православия, каковы Лествичник, авва Дорофей, Ефрем Сирин и столько других. Если бы каждый принимал в христианском учении только то, что ему нравится или вмещается в небольшое вместилище его личного разумения, то от христианской догмы и от христианского благочестия тогда вскоре не осталось бы ничего. Сказанное нисколько не противоречит тому, что церковное послушание должно везде быть добросовестным и не распространяться на явно безнравственные веления начальства.
36) Догмат папской безошибочности "торжественно отрицался всей католической церковью на соборах" (стр. 53). Имеется в виду, главным образом, собор в Констанце.
Ответ. – Подвиг послушания предполагает большую благодатную силу; епископы люди грешные, как все люди, и гордость может возобладать над смирением. Были эпохи, когда погрязшие в лжеучениях и политике епископы, иногда даже многие (но никогда "всею Катол. Церковью"), восставали против папы. Следует ли из этого, что истина была на их стороне? Было время, когда почти все епископы христианского мира, на соборах и без соборов, ушли от папы в арианскую ересь: неужели возражающий признаёт арианство подлинной Христовой Церковью? О Констанцком соборе мы говорили в другом месте.
37) "Перерывы в папстве, которые естественно вызываются смертью пап, способны вызывать догматические смущения" (стр. 54).
Ответ. – Такого смущения нечего опасаться, ибо Церковь не имеет надобности постоянно провозглашать общеобязательные догматические толкования Предания. Догматические определения ex cathedra крайне редки.
38) "Папа может приказать всё и потребовать всего под угрозой духовной казни" (XVI, стр. 24).
Ответ. – Это просто недобросовестное искажение истины. Власть папы ограничена всем учением Христовым, Преданием, всеми богоданными природными законами. Коли бы папа приказал какому-либо мирянину или епископу сделать что-либо безнравственное, это приказание по существу своему было бы не действительным, ибо Божии законы выше папских постановлений. С общим ростом Церкви власть папы, конечно, также укреплялась, но вместе с тем раскрывалось и католическое нравоучение, вырабатывались аксиомы и догматические положения, являющиеся лучшей гарантией против злоупотребления властью со стороны папы. Папа, который издал бы общеобязательное постановление противоречащее Божиим велениям, был бы величайшим в мире преступником или умалишённым. Но ведь папу теперь избирают представители почти всех католических стран, священнослужители, старцы, дающие клятву избрать наиболее достойного кандидата; нелепо предполагать, что они изберут нравственного урода или какого-нибудь идиота. На протяжении веков бывают и недостойные папы: но положение таких пап крайне трудно, и они, конечно, не станут ещё ухудшать его сами, вводя постановления, противоречащие церковному сознанию католических народов. Недостойных преемников Ап. Петра можно обвинять в чём угодно, но только не в том, что они провозглашали экс катэдра "догматические новшества".
39) "Провозглашая папский суверенитет, собор тем самым себя упразднил, совершил догматическое самоубийство..." (стр. 35).
Ответ. – "Самоубийство" было бы налицо, если бы Ватиканский собор почитал себя, независимо от санкции папы, единственною высшею догматическою инстанцией; но ничего подобного не было. Церковь издавна верила, что без папского одобрения учительские постановления соборов недействительны; Ватиканский собор не составлял исключения. И если согласие папы необходимо для действительности церковно-административных постановлений вселенских соборов, то тем более оно необходимо в самом важном – в вопросах веры. Далее, собор не передал своей власти папе, не было никакого перелома. Было лишь прямое продолжение древнего, как сама Церковь, постепенного раскрытия точного смысла церковных преданий относительно догматической роли папства в Церкви. Не было "самоубийства" собора в пользу папы, а было проявление самосознания Церкви. Было окончательно установлено, что вселенские соборы держатся на незыблемом основании. Совместными усилиями папы и собора были устранены крайние доктрины, преувеличивавшие или преуменьшавшие учительское служение преемников Петровых. Собор, вместе с папой, засвидетельствовал и удостоверил веру католиков и учение богословов относительно папской безошибочности: папа верно выражает веру Церкви благодаря той помощи, которая обеспечена свыше его служению, а не в силу последующих признаний со стороны какой-либо церковной юридической инстанции.
40) "Ватиканский догмат... явился неожиданностью, навязанной сверху... Догмат этот явился неизбежностью, как последний логический вывод церковного юридизма" (стр. 41).
Ответ. – Логически неизбежное не может быть неожиданностью. Ватиканский догмат был, навязан "гораздо больше снизу, чем сверху: он – плод глубокого религиозного убеждения массы верующих и пастырей; чтобы убедиться и этом, достаточно прочитать несколько статей в разных журналах указанной эпохи: это признаёт сам возражатель, квалифицируя эту веру церковного народа "психозом" и говоря, что для искоренения веры в папство нужен "геологический переворот". О юридизме мы уже говорили.
41) В силу догмата папской безошибочности "католичество есть могучая дисциплинированная армия, но Церковь не есть армия" (стр. 43).
Ответ. – В 21 беседе св. Иоанна Златоуста на Деяния Апостолов мы читаем: "И бысть Петру, посещающу всех, снити и ко святым, живущим в Лидде. Он обходил их, как бы военачальник ряды, наблюдая, какая часть сомкнута, какая во всём вооружении и какая имеет нужду в его присутствии...". Свой "милитаризм" Златоуст заимствовал из Св. Писания. Апостол Павел увещал Тимофея быть как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3), Тимофей должен воинствоватъ как добрый воин (1 Тим. 1, 18). Даже на небесах имеется многочисленное воинство (Лк. 2, 13).
42) "Католичество в настоящее время духовно изолирует себя от всего прочего христианского мира" (стр. 44).
Ответ. – С первых дней своего существования Церковь "изолировала себя" от лжеучений. То в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые u я ненавижу (Апокалипсис 2, 6). Все вселенские соборы собирались для того, чтобы "изолировать" Церковь от заблуждений. Точно так же и теперь Церковь "изолирует себя" от столпотворения бесчисленных сект, разрушающих основы христианства, и не принимает участия в собраниях, где истина и вероотступничество рассматриваются как равноценные величины. Ватиканский догмат укрепил Церковь в её противодействии вероисповедному индифферентизму.
43) "Ватиканский догмат... понуждает к лицемерию" (стр. 45).
Ответ. – Церковь побуждает к смирению, а вовсе не к лицемерию. В лицемерах, которые только внешне исповедуют её учение, она не нуждается, и они всегда свободны уйти от неё. Сколько есть плохих христиан, которые лицемерно "соблюдают" заповеди Господни и всё учение Христово; неужели это может быть аргументом против христианства?
44) "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа". Итак, безошибочное определение вероучения исходит не от папы, а от церковного народа, любовью во едино сплочённого.
Ответ. – Так как вскоре после этого возгласа поётся Верую, то можно сказать, что он относится к Символу веры уже данному и установленному двумя вселенскими соборами епископов и утверждённому Римским папою. Возгласом "Возлюбим", Церковь призывает клир и иерующих вовсе не определять вероучение, не толковать Предание, а благодатным единодушием громко исповедовать вероучение, выработанное Отцами и соборами и данное Церковью верующим. Во всей литургии св. Иоанна Златоуста, равно как и в литургии св. Василия Вел., нет даже и намёка на разрешение догматических вопросов самими же верующими. Другие подобные литургические возгласы и моления также касаются не определения догматов, а прославления Бога исповеданием уже данных Евангелием и учащей Церковью догматов веры ("Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое..."; "И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное..."). Всенародное исповедание веры вовсе не влечёт за собою необходимости формулирования догматов самим народом. Славянофильское толкование "Возлюбим" противоречит истории вселенских соборов, взгляду отцов Церкви на церковное учительство, и тому факту, что только в некоторых сектах женщины берутся за определение догматов веры. Церковный народ, по католическому учению, должен не только пассивно исповедовать данное Церковью вероучение, но и всей своей благодатною жизнью, духовным опытом и религиозными познаниями активно помогать иерархии во всецерковной работе над раскрытием религиозных истин, вытекающих из неиссякаемого источника веры, из Откровения. Но массы сами по себе, без руководства, не могут ведь единодушно толковать Предание и разрешать трудные догматические вопросы: пусть нам укажут хоть одно догматическое положение, которое стало бы таким путём предметом вероучения!
45) Безошибочной может быть только святость. А папы-то ведь не все святы.
Ответ. – Преимущества и дары, сообщаемые свыше людям как орудиям Божиим для освящения других людей, действительны силою Божией, а не силою самих орудий – служителей Бога, и потому независимы от степени их святости. Действенное провидение Христа-Главы – вот главное, вот основа папской безошибочности. Человеческая же святость, даже если это будет святость совокупности всего епископата или всего церковного народа, всегда останется ограниченной, несоразмерной глубинам безошибочности, далёкой от той совершенной святости, которая одна совпадает, именно в Боге, с безошибочностью. Папа сам по себе не безошибочен, но он служит орудием Безошибочного, Который в пределах, определённых Ватиканским собором, предохраняет его от опасности вводить верующих и заблуждение. Если безошибочность совпадает со святостью, то: а) благочестивые женщины должны принимать участие в торжественных соборных определениях догматов, а между тем известно, что женщины не принимали участия в определении догматов на вселенских соборах; б) в силу предпосылки этого утверждения – именно, что преимущества и полномочия в деле спасения ближнего даются только святости – следует говорить, что таинства совершаемые грешными священниками недействительны; что священник, рукоположенный не святым епископом, – не священник; что крещёные не святыми совершителями этого таинства (значит, большинство христиан) – люди безблагодатные, ничем от язычников не отличающиеся; что таинство покаяния – часто бесполезное занятие, выслушивание лживой формулы отпущения. Тут не поможет утверждение, что безошибочность дана не отдельным лицам, а совокупности верующих; ибо в этом принципиальном вопросе количество, масса не при чём. Весь вопрос в том, властен ли Иисус Христос сообщать дар всецерковной безошибочности одному человеку, или не властен, ограничен в своём главенстве, связан толпою. Принцип лежащий в основе приведённого возражения послужил образованию целого ряда сект, в которых христианство изуродовано до неузнаваемости.
46) Папа – грешный человек, как все люди: сами католики это признают. Значит, папа может согрешить и против веры – стать еретиком. В силу Ватиканского догмата вся Церковь должна идти за ним, принять его ересь!
Ответ. – На протяжении веков никогда не было папы еретика, бывали подчас только слабовольные преемники Петра, вяло и неумело боровшиеся с ересями. Но отвлечённо, теоретически говоря, случай ухода папы в ересь возможен: все люди свободны. Но и в этом крайнем случае нет опасности вовлечения Церкви в ересь: папа-еретик в силу своего еретичества перестал бы быть членом Церкви и тем более – видимым главою её; с того момента как он стал еретиком он сам себя лишил папского сана. Такой случай был бы равносилен смерти папы или поражению его неисцелимым сумасшествием: собор кардиналов немедленно приступил бы к избранию нового, действительного папы. Этим вовсе не подрывается "Ватиканский догмат". В силу этого догмата, когда папа, исполняя своё верховное служение, разрешает для всей Церкви какой-либо догматический вопрос, выясняет учение веры, раскрывает истину заключающуюся в Откровении, – Провидение не допускает заблуждения, безошибочность обеспечена папе свыше. Но если бы какой-либо папа, уклоняясь от этого своего верховного служения, порвал с уже безошибочно выясненным положением вероучения, если бы он стал, например, учить, что Бог не Троичен в Лицах, а пятеричен, – он тем самым согрешил бы против "Ватиканского догмата"; он ушёл бы, так сказать, из той области, в которой ему обеспечена безошибочность учительства. В таком случае провиденциальная помощь свыше учащему экс-папе стала бы невозможной, ибо Божья святость не может положительно содействовать заблуждению. Не было бы опасности введения всей Церкви в заблуждение, ибо для каждого стало бы ясно, что бывший папа отпал от папства и от Церкви, уклонился от своего служения и тем самым от безошибочности. А главное то, что Христос-Глава всегда властен не допустить провозглашения папой ложного догмата, даже если папа в том или ином догматическом вопросе лично ошибается. Не надо также забывать, что без особой помощи свыше и вселенский собор и весь "церковный народ" легко могут впасть в ересь.
(C сайта Una Fides)