22 ноября
Св. Цецилия, дева и мученица

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

Из книги: Фердинанд Кренцер «Завтра мы снова будем верить»

Глава 10. Разнообразное служение

А Пётр...?

Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит от Христа прозвище "Кифа" (т. е. скала, по-латыни — Petrus). Этого достоинства апостолы не оспаривали, хотя Петр и не был самым старшим, не был призван первым и не являлся любимым учеником. Нигде также не упоминается о его выдающихся способностях или добродетелях, скорее, наоборот. Вопреки этому, Петр упоминается в Евангелиях 114 раз, необычайно превосходя других апостолов. Почему, к примеру, много раз встречается фраза: "Петр и, те, кто был с ним"? Чаще всего за всех апостолов говорит именно Петр. Наиболее очевидным это предпочтение становится после вознесения Христа на небо. Из Деяний апостолов явствует, что Петр выступает как глава молодой общины и признан таковым. Ответ находим у Матфея (16, 16). Христос спрашивает учеников: "А вы за кого почитаете Меня?". И снова Петр отвечает за всех: "Ты Христос, Сын Бога живого". Иисус подтверждает этот ответ и меняет роли так, что теперь Он скажет Симону, кто он, Симон, есть и кем должен быть. Притом в арамейском языке наблюдается интересная игра слов: "Ты — "Кифа" (то есть скала), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (ад здесь собирательный образ всех злых сил). И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Церковь, которую хотел основать Христос, должна была обрести в Петре основу, прочную, как скала, чтобы было обеспечено ее существование. Истинной основой остается, разумеется, Христос (1 Кор. 10, 4). Но Он хочет дать Своей Церкви и земное основание на будущие времена после Своего ухода. Поэтому Павел может по праву сказать, что Церковь была "утверждена" на основании апостолов и пророков (Еф. 2, 20). Однако Петр единственный назван "скалой", основой Церкви. Еще отчетливее это будет выражено в следующих словах. Сила связывать и развязывать, которой Христос (Мф. 18, 18) наделяет апостолов, приписывается самому Петру. Благодаря высказыванию о "ключах от Царства Небесного" Петр и по сей день чаще всего изображается с ключом, но именно это озадачивает. Потому надо знать, что в те далекие времена владение ключами значило гораздо больше, чем служба привратника. Например, у Исайи тот, кто владеет ключами, замещает царскую власть.

Иисус подчеркивает ведущую роль Петра еще в другом образе, представляя его главным пастырем Своей общины. Иисус, считающий Себя пастырем Своего стада (Ин. 10, 10 и далее), говорит Петру: "Паси агнцев Моих, паси овец Моих" (Ин 21, 15 и далее). Стать пастырем в данном смысле означает замещать высшую власть. В Священном Писании цари названы "пастырями народов". Таким образом, Христос передает Свою власть Петру. Эта власть дана ему и над другими апостолами.

Подытожим сказанное: собрание апостолов получило задачу руководить всей Церковью. Видимым главой собрания стал Петр. Он своим служением должен утвердить всех братьев в единстве и вере (Лк. 22, 32).

Нужен ли нам Папа?

Из сказанного явствует, что первое место среди апостолов занял Петр. Собранию апостолов наследовало собрание епископов. Католическая Церковь убеждена, что и в епископском собрании в соответствии с Христовой волей должен быть один епископ, который в качестве преемника Петра руководил бы этим собранием и всей Церковью. И полученные Петром полномочия действительны не только для него, их можно найти и в современной Церкви. Когда Иисус (Мф. 16, 16) называет Петра "скалой", на которой Он хочет построить Свою Церковь, чтобы обеспечить ее существование до конца веков, то имеет в виду служение Петра, а вовсе не того слабого человека, который вскоре откажется от Иисуса и который не может жить до скончания века. Его служение должно быть скрепляющей основой Церкви и цельности вероучения, разумеется, с помощью Христа. Мы знаем, что Римские Епископы считаются наследниками Петра именно в этом смысле. Ни один другой епископ вплоть до нашего времени не претендовал на то, чтобы называться преемником Петра. Впрочем, в начале истории Церкви это было еще не так очевидно как ныне. Когда Церковь была еще мало распространена, то и скрепляющий ее авторитет еще не обрел такой значительности. Но тем не менее уже в древней истории Церкви существуют свидетельства, указывающие на главенство Римского Епископа.

К сожалению, мы не можем процитировать даже важнейшие документы тех времен о главенстве Римского Епископа. Мы уже кратко упомянули о высказывании Иринея Лионского. В своем послании кроме прочего он пишет: "С Церковью из Рима, благодаря ее великому главенству, каждая Церковь должна соглашаться, ибо в ней навсегда сохранилась апостольская традиция". Вспомним еще о Киприане Карфагенском (около 200 — 258 гг.), который далеко не во всем сходился во мнении с Римским Епископом. Киприан обосновывает главенство Римского Епископа "принципом единства и безошибочности", как он его называет. Именно он впервые использовал в отношении Римского Епископа выражение "примат" — то есть первенство. Аргументом для обоснования такого положения Римского Епископа служит, по мнению Киприана, то, что он является преемником св. Петра.

В наше время уже не подвергается сомнению тот факт, что начиная с IV столетия примат Римского Епископа признавался всеми, и даже противники были уверены в его правильности. Разумеется, с тех пор на протяжении столетий важность института папства постепенно возрастала. Она достигла вершины в 1870 г. на I Ватиканском Соборе и при следовавших за ним выдающихся Папах. А II Ватиканский Собор, напротив, сделал большой акцент на коллегиальности всех епископов.

Католики убеждены, что Сам Христос предполагал необходимость Своего "наместника" на земле, что не равно слову "наследник". Наследовать можно тому, кого уже нет в живых. А Христос продолжает жить как глава Церкви, даже Петр не сменил Христа. Поэтому неправильно говорить о "папской Церкви". Папа — это преемник Петра, но наместник, или викарий, Христа. Поэтому мы употребляем чаще всего слово "наместник". Наместник замещает кого-либо вышестоящего в определенной области. Тому присуща истинная власть, и наместник обязан отдавать ему отчет.

"Папа" означает попросту "отец" (что вовсе не противоречит отрицанию этого имени в Евангелии (Мф. 23, 9), если понимать его вслед за Павлом (Еф. 3, 15) как в смысле духовного отцовства, исходящего от Бога, Отца Небесного). В качестве обращения чаще всего используется "Святой отец", чем подчеркивается святость престола, а не личности Папы. Он сам любит называть себя "служитель Божьих служителей", ибо папский престол служит Церкви в целом. Папа должен в первую очередь служить укреплению единства и сплоченности. Папа Павел VI в одной из своих энциклик подчеркнул, что примат не должен означать сугубое превосходство духовной гордыни или человеческой власти, но примат служения помощи и любви.

Папа и епископы

Единение всех призванных на служение с их Божьим народом гораздо важнее, чем какие-либо различия в Церковной иерархии. Это проявляется и в отношениях между Папой и епископами.

Вопрос ставится таким образом: от кого епископы получают полномочия? Разве они папские чиновники, так что Папа должен быть и епископом Берлина, Варшавы и Санкт-Петербурга? Подобно тому, как Петр был "одним из двенадцати", был связан с остальными епископами, так и Папа является одним из епископов и связан с ними. Вот почему Павел VI подписывал все соборные документы как "Епископ Католической Церкви". Епископы — не некая "длинная рука" Папы, каждый из них руководит своей епархией непосредственно по Христову приказанию и данными Им полномочиями.

Однако служение каждого епископа может существовать лишь в единстве с собранием остальных епископов, к которым, разумеется, относится и Папа. Они соединены меж собой подобно апостолам, несут ответственность не только за свою епархию, но и за всю Церковь. Это проявляется не только в деятельности Международного Совета Епископов, учрежденного Папой Павлом VI, но и на созываемых время от времени соборах. Как в собрании апостолов решающее слово оставалось за Петром, так и во всей Церкви высший авторитет принадлежит Папе Римскому. Он является епископом и одновременно руководит епископским собранием. Церковь, таким образом, состоит из множества местных Церквей, образующих сообщество. Только в этом смысле можно понимать высказывание из Нового Завета о множественности Церквей. Все эти Церкви тесно связаны и сберегают узы единства общей ответственностью епископов за всю Церковь. Важным ориентиром для этого единства является преемник св. Петра в Риме. (Обратите внимание, что слово "церкви" нельзя понимать в смысле разных конфессий, как это делается ныне).

Многочисленность епископов в руководстве Церковью представляет разнообразие Божьего народа в Церкви. А единоличное главенство в собрании епископов подчеркивает и претворят единство Христовой общины.

Комментарии (0)