21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

Второй Ватиканский Собор.
Догматическое постановление о Церкви "Свет народам"

Глава I. О тайне церкви

1. Христос — Свет народам: вот почему сей Святейший Собор, сплочённый во Святом Духе, горячо желает, проповедуя Евангелие всему творению (ср. Мк 16, 15), просветить всех людей лучезарной славою Христовой, отражённо сияющей на лике Церкви. Поскольку же Церковь составляет во Христе своего рода таинство — то есть знамение и орудие — глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого, она стремится, неукоснительно следуя указаниям предыдущих Соборов, подробнее разъяснить своим верным и всему миру свою сущность и свою вселенскую миссию. В силу условий нынешнего времени обретает особую безотлагательность стоящая перед Церковью задача: чтобы все люди, теснее объединённые ныне различными социальными, техническими и культурными узами, достигли также полного единения во Христе.

2. Предвечный Отец по свободнейшему и тайному решению Своей премудрости и благости сотворил мир, решил возвысить людей до участия в Божественной жизни и не оставил их, падших в Адаме, но всегда подавал им спасительные средства ради Христа Искупителя, "Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари" (Кол 1, 15). А всех избранных Отец прежде всех веков "предузнал ... и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был Первородным между многими братиями" (Рим 8, 29). Верующих же во Христа решил Он призвать в Святую Церковь, Которая, будучи возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете 1 и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков. И тогда, как мы читаем у Свв. Отцов, все праведные, начиная от Адама, "от Авеля праведного до последнего избранного", 2 будут собраны у Отца во Вселенской Церкви.

3. Итак, пришёл Сын, посланный Отцом, избравшим нас в Нём прежде создания мира и предопределившим усыновить нас Себе, соблаговолив соединить всё под главою Христом (ср. Еф 1, 4-5, 10). Потому Христос, чтобы исполнить волю Отца, положил начало Царству Небесному на земле, открыл нам тайну Отца и Своим послушанием совершил искупление. Церковь, или Царство Христово, уже существующее как тайна, зримо возрастает в мире силою Божией. И начало это, и это возрастание знаменуются кровью и водой, истекающими из пронзённого бока распятого Иисуса (ср. Ин 19, 34), и предвозвещаются словами Господа о Своей смерти на кресте: "И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин 12, 32 греч.). Всякий раз, когда жертва Креста, в которой "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор 5, 7), приносится на престоле, совершается дело нашего искупления. В то же время таинством Евхаристического хлеба изображается и осуществляется единство верных, составляющих одно тело во Христе (ср. 1 Кор 10, 17). Все люди призываются к этому единению со Христом, Который есть Свет миру, из Которого мы происходим, Которым живём и к Которому стремимся.

4. По завершении того дела, которое Отец поручил Сыну исполнить на земле (ср. Ин 17, 4), послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрестанно освящал Церковь и чтобы таким образом через Христа верующие имели доступ к Отцу в одном Духе (ср. Еф 2, 18). Он есть Дух Жизни, или источник воды, текущей в жизнь вечную (ср. Ин 4, 14; 7, 38-39), и через Него Отец оживотворяет людей, мёртвых для греха, пока не воскресит во Христе их смертные тела (ср. Рим 8, 10-11). Дух живёт в Церкви и в сердцах верующих, словно во храме (ср. 1 Кор 3, 16; 6, 19), и в них молится и свидетельствует об усыновлении (ср. Гал 4, 6; Рим 8, 15-16. 26). Он, наставляющий Церковь на всякую истину (ср. Ин 16, 13) и объединяющий её в общении и служении, наделяет и направляет её различными иерархическими и благодатными дарами и украшает её Своими плодами (ср. Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22). Силою Евангелия Он даёт Церкви юность, непрестанно обновляет её и ведёт к совершенному сочетанию с её Женихом, 3 ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: "Прииди!" (ср. Откр 22, 17). Так Вселенская Церковь предстаёт как "народ, объединённый из единства Отца, Сына и Святого Духа". 4

5. Тайна Святой Церкви проявляется в самом её основании. Ведь Господь Иисус положил начало Своей Церкви, проповедуя благую весть, то есть пришествие Царства Божия, от веков обещанное в Писаниях: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк 1, 15; ср. Мф 4, 17). И это Царство сияет людям в слове, в делах и в присутствии Христа. Действительно, слово Господне уподобляется зерну, которое сеется в поле (cp. Мк 4, 14): те, кто с верою его слушают и присоединяются к малому стаду Христову (cp. Лк 12, 32), приняли и это Царство. Затем семя восходит само собою и растёт, пока не настанет жатва (ср. Мк 4, 26-29). Также и чудеса подтверждают, что Царство Иисуса уже достигло земли: "если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно, достигло до вас Царствие Божие" (Лк 11, 20; ср. Мф 12, 28). Но прежде всего Царство проявляется в самой Личности Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, пришедшего, "чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10, 45).

И когда Иисус, претерпев крестную смерть за людей, воскрес, Он явился как Господь, Христос и Священник, поставленный вовек (ср. Деян 2, 36; Евр 5, 6; 7, 17-21), и излил на учеников Своих Духа, обетованного Отцом (ср. Деян 2, 33). С тех пор Церковь, наделённая дарами своего Основателя и верно хранящая Его заповеди любви, смирения и самоотвержения, принимает миссию: возвещать и устроять Царство Христово и Божие во всех народах, и становится она ростком и началом этого Царства на земле. Между тем, постепенно возрастая, она томится по завершению Царства и всеми силами надеется и желает сочетаться во славе со своим Царём.

6. Как в Ветхом Завете откровение о Царстве часто передаётся в прообразах, так и ныне глубочайшая сущность Церкви познаётся нами через различные образы, и образы эти, взятые либо из пастушеской и земледельческой жизни, либо из строительства, а также из жизни семейной и брачной, уже предначертаны в книгах Пророков.

В самом деле, Церковь есть Двор овчий, единственная и необходимая дверь которого — Христос (cp. Ин 10, 1-10). Она также стадо, Пастырем которого предвозвестил Себя Сам Бог (ср. Ис 40, 11; Иез 34, 11 слл.), овец которого, даже если управляют ими пастыри-люди, непрестанно водит и питает Сам Христос, Пастырь Добрый и Пастыреначальник (ср. Ин 10, 11; 1 Петр 5, 4), положивший жизнь Свою за овец (ср. Ин 10, 11-15).

Церковь — нива, или поле Божие (ср. 1 Кор 3, 9). На этой ниве растёт древняя маслина, святым корнем которой были Патриархи и в которой совершилось и совершится примирение иудеев и язычников (ср. Рим 11, 13-26). Церковь была насаждена небесным Виноградарем (Мф 21, 33-43 и пар.; ср. Ис 5, 1 слл.), как избранный виноградник. Христос — истинная виноградная лоза, дающая жизнь и плодовитость ветвям, то есть нам, через Церковь пребывающим в Нём, и без Него мы не можем делать ничего (ср. Ин 15, 1-5).

Ещё чаще Церковь называется строением Божиим (ср. 1 Кор 3, 9). Сам Господь сравнил Себя с камнем, отвергнутым строителями, но сделавшимся главою угла (ср. Мф 21, 42 и пар.; ср. Деян 4, 11; 1 Петр 2, 7; Пс 118 (117), 22). На этом основании Церковь воздвигается Апостолами (ср. 1 Кор 3, 11) и от Него получает прочность и сплочённость. И это строение удостаивается различных наименований: Дом Божий (ср. 1 Тим 3, 15), в котором обитает Его cемья, Жилище Бога в Духе (ср. Еф 2, 19-22), "скиния Бога с человеками" (ср. Откр 21, 3), но прежде всего — Храм Святой, который представляется в виде каменных святилищ, прославляется Свв. Отцами, а в богослужении не без основания сравнивается со Святым Градом, Новым Иерусалимом 5. В нём мы ещё здесь, на земле, устрояемся как живые камни (ср. 1 Петр 2, 5). Иоанн созерцает этот Святой Град, при обновлении мира сходящий от Бога с неба, "приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр 21, 1 и слл.).

Церковь, называемая также "Вышним Иерусалимом" и "Матерью всем нам" (Гал 4, 26), изображается как Непорочного Агнца Непорочная Невеста (ср. Откр 19, 7; 21, 2. 9; 22, 17), которую Христос возлюбил "и предал Себя за неё, чтобы освятить её" (Еф 5, 25-26), которую Он соединил с Собою в нерасторжимом союзе и которую Он непрестанно "питает и греет" (Еф 5, 29), и которую, очистив, Он возжелал иметь соединённой с Ним и подчинённой Ему в любви и верности (ср. Еф 5, 24); которую наконец, Он навеки преисполнил небесными дарами, чтобы мы постигли превосходящую разумение любовь к нам Божию и Христову (ср. Еф 3, 19). Но, пока Церковь на сей земле устранена от Господа (cp. 2 Кор 5, 6), она чувствует себя изгнанницей, что и побуждает её искать и горнего и помышлять о горнем, где Христос сидит одесную Бога, где жизнь Церкви сокрыта со Христом в Боге, покуда Церковь не явится во славе со своим Женихом (ср. Кол 3, 1-4).

7. Победив смерть Своею Смертью и Воскресением, Сын Божий в воспринятом Им человеческом естестве искупил человека и преобразил его в новое творение (ср. Гал 6, 15; 2 Кор 5, 17). Дарованием же Своего Духа Он мистически составил Своё Тело из братьев Своих, призванных из всех народов.

В этом Теле жизнь Христова переливается в верующих, которые через таинства сокровенным и действительным образом соединяются со Христом, принявшим страдания и прославленным 6. Ведь через крещение мы сообразуемся Христу: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор 12, 13). Этим священнодействием изображается и осуществляется приобщённость к смерти и воскресению Христа: "Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть... ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения" (Рим 6, 4-5). Действительным образом причащаясь Тела Господня в преломлении Евхаристического Хлеба, мы возвышаемся до общения с Ним и друг с другом. "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор 10, 17). Так мы становимся членами этого Тела (ср. 1 Кор 12, 27), "а порознь один для другого члены" (Рим 12, 5).

Но, как все члены человеческого тела, хотя их много, составляют одно тело, так и верующие во Христа (ср. 1 Кор 12, 12). Так и в созидании Тела Христова наличествует многообразие членов и служений. Один и тот же Дух разделяет на пользу Церкви Свои различные дары по богатству Своему и согласно потребностям служений (ср. 1 Кор 12, 1-11). Среди этих даров особо выделяется благодать Апостолов, власти которых Дух подчиняет даже носителей духовных даров (ср. 1 Кор 14). Тот же Дух, объединяя Тело Собою, Своею силой и внутренней сплочённостью членов, порождает и поощряет любовь среди верных. "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор 12, 26).

Глава этого Тела — Христос. Он есть образ Бога невидимого, и в Нём создано всё. Он есть прежде всего, и в Нём существует всё. Он — глава Тела, то есть Церкви. Он — начаток, Первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство (ср. Кол 1, 15-18). Величием Своей силы Он владычествует над небесными и земными, и превосходством Своего совершенства и действия наполняет всё Тело богатством Своей славы (ср. Еф 1, 18-23) 7. Все члены должны уподобляться Ему, доколе не изобразится в них Христос (ср. Гал 4, 19). Поэтому мы приняты в тайны Его жизни, сообразовавшись Ему, умерши и совоскресши с Ним, покуда не совоцаримся с Ним (ср. Флп 3, 21; 2 Тим 2, 11; Еф 2, 6; Кол 2, 12 и т. д.). А пока, совершая своё странствование на земле и следуя по Его стопам в скорбях и гонениях, мы соединяемся с Его страданиями, как тело — с Главой, страдая с Ним, чтобы с Ним и прославиться (ср. Рим 8, 17). Из Него "всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим" (Кол 2, 19). В Теле Своём, то есть в Церкви, Он непрестанно распределяет дары служений, которыми Его силою мы служим друг другу во спасение, чтобы, творя истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава наша (ср. Еф 4, 11-16 греч.). И для того, чтобы мы постоянно обновлялись в Нём (ср. Еф 4, 23), Он дал нам от Духа Своего, Который, будучи одним и тем же в Главе и в членах, так оживотворяет, единит и движет всё Тело, что Свв. Отцы могли уподобить Его действие тому действию, которое выполняет в человеческом теле жизненное начало, то есть душа 8.

Воистину Христос любит Церковь как Свою Невесту, став примером мужа, любящего свою жену как своё тело (ср. Еф 5, 25-28). Сама же Церковь подчинена своему Главе (там же, 23-24). Поскольку "в Нём обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2, 9), Своими Божественными дарами Он преисполняет Церковь, которая есть тело и полнота Его (ср. Еф 1, 22-23), дабы исполнилась она всею полнотой Божией (ср. Еф 3, 19).

8. Единый Посредник Христос основал и непрестанно поддерживает на сей земле Свою святую Церковь, сообщество веры, надежды и любви, как зримый союз 9, через который Он изливает на всех истину и благодать. Однако общество, обладающее иерархическими органами, и мистическое Тело Христово, зримое собрание и духовную общину, Церковь земную и Церковь, наделённую небесными благами, следует рассматривать не как две различные вещи, но как две составляющие одной сложной реальности, образуемой божественным и человеческим началами 10. Поэтому по аналогии, не лишённой глубокого смысла, она уподобляется тайне воплощённого Слова. Ибо, как естество, воспринятое Божественным Словом, служит Ему живым орудием спасения, нерасторжимо с Ним соединённым, так и социальная структура Церкви служит Духу Христову, её животворящему, ради возрастания Тела (ср. Еф 4, 16) 11.

Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую 12, которую Спаситель наш по воскресении Своём поручил пасти Петру (ср. Ин 21, 17) и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление (ср. Мф 28, 18 слл.) и навсегда воздвиг её как "столп и утверждение истины" (1 Тим 3, 15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним 13, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству.

Но, как Христос совершил дело нашего искупления в бедности и среди гонений, так и Церковь призвана идти тем же путём, чтобы передать людям плоды спасения. Христос Иисус, "будучи образом Божиим, ... уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Флп 2, 6-7), и, будучи богат, обнищал ради нас (ср. 2 Кор 8, 9). Так и Церковь, хотя для исполнения своей миссии она и нуждается в человеческих средствах, воздвигнута не для искания земной славы, но для того, чтобы также и своим примером распространять смирение и самоотречение. Христос был послан Отцом "благовествовать нищим... исцелять сокрушённых сердцем" (Лк 4, 18; Ис 61, 1), "взыскать и спасти погибшее" (Лк 19, 10); подобным образом и Церковь окружает любовью всех удручённых человеческой немощью: более того, в бедных и страждущих она признаёт образ Своего Основателя, нищего и страждущего, старается облегчить их нужду и стремится послужить в них Христу. Тогда как Христос "святой, непричастный злу, непорочный" (Евр 7, 26), не знал греха (ср. 2 Кор 5, 21), а пришёл только "для умилостивления за грехи народа" (Евр 2, 17), Церковь, принимающая в лоно своё грешников, в одно и то же время и святая, и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путём покаяния и обновления.

Церковь "совершает поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божиих" 14 возвещая крест и "смерть Господню, доколе Он придёт" (1 Кор 11, 26). Она укрепляется силой воскресшего Господа, дабы с терпением и любовью преодолевать свои бедствия и трудности — как внутренние, так и внешние — и верно открывать в мире Его тайну, пусть ещё скрытую тенью, пока она, наконец, не явится в полном свете.

 

1. Ср. Св. Киприан, Посл. 64. 6: PL 3, 1017; CSEL (Hartel), III В, р. 720. Св. Иларий Пикт., На Мф 23, 6: PL 9, 1047. Св. Августин, passim. Св. Кирилл Алекс., Изящн. реч. на Быт 2, 10: PG 69, 110 А. назад

2. Ср. Св. Григорий Вел., Гом. на Еванг. 19. 1: PL 76, 1154 В. Ср. Св. Августин, Слово 341. 9-11: PL 39, 1499 сл. Св. Иоанн Дамаскин, Против иконобор. 11: PG 96, 1357. назад

3. Ср. Св. Ириней, Опроверж. ерес., III. 24. 1: PG 7, 966 В; Harvey 2. 131; изд. Sagnard, SChr., р. 398. назад

4. Ср. Св. Киприан, О молитве Госп., 23: PL 4, 553; Hartel, III А, р. 285. Св. Августин, Слово 71. 20, 33: PL 38, 463 сл. Св. Иоанн Дамаскин, Против иконобор., 12: PG 96, 1358 D. назад

5. Ср. Ориген, На Мф, 16. 21: PG 13, 1443 С; Тертуллиан, Против Марк. 3. 7: PL 2, 357С; CSEL 47. 3, р. 386. Относительно литургических документов ср. Григорианский Сакраментарий: РL 78. 160 В; либо С. Mohlberg, Книга таинств Римской Церкви, Romae 1960, р. 111, ХС: "Ты, Боже, из всякого сплочения святых создающий Себе вечное обиталище...". Гимн Блаженный Град Иерусалим (Urbs Ierusalem beata) в Монастырском Бревиарии, а также Небесный Град Иерусалим (Coelestis urbs Ierusalem) в Римском Бревиарии. назад

6. Св. Фома, Сумма теол., III, вопр. 62, ст. 5, на 1. назад

7. Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Mystici Corporis, 29 июня 1943: AAS 35 (1943), р. 208. назад

8. Ср. Лев XIII, Энцикл. посл. Divinum illud, 9 мая 1897: ASS 29 (1896-97), p. 650. Пий XII, Энцикл. письмо Mystici Сorporis, указ. место, рр. 219-220: Denz. 2288 (3808). Св. Августин, Слово 268. 2: PL 38, 1232, и в др. местах. Св. Иоанн Златоуст, На Еф., гом. 9. 3: PG 62, 72. Дидим Алекс., О Троице 2. 1: PG 39, 449 сл. Св. Фома, На Кол 1, 18, чтен. 5; изд. Мarietti, II, 46: "Как составляется одно тело из единства души, так и Церковь — из единства Духа...". назад

9. Ср. Лев XIII, Энцикл. письмо Sapientiae christianae, 10 янв. 1890: ASS 22 (1889-90), р. 392. Он же, Энцикл. посл. Satis cognitum, 29 июня 1896: ASS 28 (1895-96), рр. 710 и 724 слл. Пий XII, Энцикл. письмо Mystici Corporis, указ. место, рр. 199-200. назад

10. Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Mystici Corporis, указ. место, p. 221 слл. Он же, Энцикл. письмо Humani generis, 12 авг. 1950: AAS 42 (1950), р. 571. назад

11. Ср. Лев XIII, Энцикл. посл. Satis cognitum, указ. место, р. 713. назад

12. Ср. Апостольский Символ: Denz. 6-9 (10-30); Ник.-Конст. Символ: Denz. 86 (150); ср. Трид. исповед. веры: Denz. 994 и 999 (1862 и 1868). назад

13. Она называется "Святой (католической апостольской) Римской Церковью" в Трид. исповед. веры, указ. место, и в: I Ват. Собор, Догм. Конст. о катол. вере, Dei Filius: Denz. 1782 (3001). назад

14. Св. Августин, О Граде Божием, 18. 51. 2: PL 41, 614. назад

Комментарии (0)