В то общество, которое Христос хочет собрать, приглашены все люди. Из этого ясно, что Церковь может быть лишь одна — Церковь, распространенная "по всей земле" (это перевод слова "католическая") и во все времена. Всемирное единство, католичность и уникальность Церкви внутренне связаны, одно основано на другом.
В Новом Завете в Посланиях св. Павла и в Деяниях апостолов говорится о множестве церквей, но под этим подразумеваются местные церкви (напр., в Коринфе, Эфесе, Риме и др.). В ходе истории местные церкви формировали и сохраняли определенные особенности, как, например, собственные обычаи, обряды, язык и т. п. Но все они были объединены общей верой и считались частями одной целой Церкви. В этом смысле понятие "церкви" вполне обоснованно. Так возникли древние так наз. патриархаты Востока (в Константинополе, Иерусалиме, Антиохии), тесно связанные между собой и с преемником Петра — Папой. Все они по праву называются Церквами.
В таком понимании и Римско-Католическая церковь является частичной церковью, ибо Католическая Церковь не тождественна Римской, иными словами, латинской церкви. Так обозначается лишь часть Церкви на Западе, патриархат Рима.
Понятие "католический" не означает лишь географическую распространенность по всему миру. Это следует понимать так: местные общины наряду с отдельными церквами должны творить сообщество и не смеют изолироваться одна от другой. Каждая церковь принадлежит к целой Церкви и неотделима от нее. Как отдельный епископ несет ответственность за всю Церковь, так и отдельные церкви своими ценностями обогащают Церковь как целое — это и есть католичество. В этом смысле в Церкви Христовой действительно существует многообразие, данное всемирностью Церкви. Всемирность означает множество народов, рас и культур, а также множество институтов и служб, обрядов и обычаев, много местных церквей и епископов. Все это знак всеобщности — католичности Церкви.
Надо признать, что ради единства часто бывали стерты многоликость и разнообразие отдельных церквей. Нередко именно в миссиях миссионеры очень мало считались со своеобразным способом мышления иных народов и навязывали — вплоть до архитектурных стилей храмов — западные и римские формы. Последний Собор еще раз подчеркнул, что о настоящем католичестве можно говорить лишь тогда, когда все отдельные церкви внесут свои ценности в единую Церковь. Сейчас мы убеждены в том, что церковные сообщества, отделенные от Рима, в значительной мере способствовали истинной католической полноте.
Слово "католический" — греческого происхождения. Его значение, как явствует из русских эквивалентов "всеобщий", "всеохватывающий", заключается в том, что Христово учение надо сохранить во всей его полноте. Ведь всегда существует опасность того, что будут вырваны отдельные части, о которых станут говорить, будто они-то и выражают всю глубину учения Христа. В истории Церкви повторяются расколы. Католическая Церковь убеждена, что сохранила всю суть Христовой вести, хотя передавала ее человеческим, несовершенным способом. Она также стоит на том, что сохранила все важнейшие церковные институты, все таинства, полноту веры, как то: духовный опыт и его внешние проявления, сохранила внутреннюю свободу христианина и его послушание, Божью благодать и человеческие устремления, определенные нормы и личный выбор по совести, аскетизм и радость жизни. Католическая Церковь достаточно всеобъемлюща, чтобы в ней совмещалось все, что кажется внешне противоречивым.
Все перечисленное вело бы к раздроблению, если бы не скреплялось узами единения. Единение обеспечивается Помощником, которого Христос обещал Своей Церкви. Его помощь мы усматриваем в общем исповедании веры, а также в институте епископов и Папы.
Мы уже говорили о многообразии в единстве; следует однако подчеркнуть и единство в многообразии. Там, где начинаются распри, кончается католичество. Где из многообразия возникает раздробленность, Церковь погибает, ибо может существовать лишь как единое целое. Уже в посланиях апостолов говорится о расхождениях (напр., в 1 Послании к Коринфянам). Здесь, впрочем, имеются в виду не отдельные церкви, а споры внутри одной общины. Позднее из них родились распри между общинами и отдельными церквами, а это привело к великим историческим расколам.
В 1054 году окончательно отделились восточные церкви, называющиеся православными. В 1517 году начался раскол в западных церквах. С тех пор мы по-иному понимаем выражение "многие церкви" — в смысле конфессий, разных исповеданий.
Все церкви убеждены в том, что Христос хотел основать только одну Церковь. Он говорит об одной Церкви, которую желал основать "на скале". Если Церковь предназначена для всего мира, если она есть Тело Христа, то она может быть только одной-единственной. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4, 4 и далее). Потому хочет Христос, чтобы был один Пастырь и одно стадо (Ин. 10, 16) и за это единство страстно молился (Ин. 17, 20 и далее): "...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня". Разве мы можем считать исполненной эту настойчивую и страстную просьбу Христа, видя нынешнюю раздробленность христианства?
Итак, желание Господа не исполнилось — по вине нас всех. Распри нередки и в условиях одной семьи. Все христиане должны желать единства, единения (что не означает единообразия). Даже недостатки Церкви не должны отвращать нас от единения Церкви. К счастью, желание объединиться пробуждается ныне у всех христиан; больше внимания уделяется тому, что нас объединяет, нежели разъединяет. Радует и то, что уже вырисовываются предпосылки единения: взаимная любовь и уважение.
Однако такого единства, какого желал Христос, нельзя достигнуть лишь любовью, оно должно проявиться в основах вероучения. Внешнее единение должно проистекать из внутреннего единения в вере. Два прямо противоположных высказывания не могут быть одновременно истинными. "Любовь без истины слепа и не может быть прочной" (кардинал Беа). И снова мы приходим к необходимости учительского престола и к прочному, как скала, основанию Петра. Если отречься от него, раздробленность остановить уже нельзя, как учит история.
Единство Церкви должно быть видимым, воспринимаемым, ведь и сама Церковь видима. "Одному духу" соответствует "одно тело" (Еф. 4, 4), одна Вечеря Господня (ср. 1 Кор. 10, 16). Поэтому нельзя согласиться с весьма распространенным мнением, будто единство Церкви уже заложено как невидимое, так что разные конфессии со своими противоречащими друг другу исповеданиями суть лишь разные ветви на дереве Церкви Христовой.
Разумеется, определенное единство всех христиан существует: воля к единению, общее крещение, общее Священное Писание, жизнь в благодати, истинная вера, любовь к Богу-Отцу и Христу. Кроме того, в некоторых церквах существует и епископское преемство, перенятое у апостолов. Таким образом, то, что соединяет шире того, что разделяет. В ином аспекте единство не так уж необходимо, желательнее плюрализм: при богослужении, в вопросах церковного права и т. д. Следует подчеркнуть, что единство истинно верующих христиан разных конфессий гораздо теснее, чем церковное единство католиков, хотя формально и принадлежащих к одной Церкви, но разделяющихся на верующих и равнодушных к религии.
И все же существует различие в основных истинах веры и нет никакого видимого единства ни в руководстве, ни в Трапезе Господней.
Один вопрос занимает сегодня всех: где можно найти Христову Церковь? Многие христиане по поводу причин своей принадлежности к той или другой церкви честно признаются: если бы мои родители были протестанты, католики или православные, то и я бы стал протестантом, католиком, либо православным и был бы свято убежден, что принадлежу к "истинной" церкви. В каком отношении находится основанная Христом Церковь к конкретным, ныне существующим церковным общинам? Ведь ни один христианин не может предположить, будто бы Церковь Христова — вопреки обещанию своего Основателя — погибла. Нас не гложут сомнения "Мудрого Нафана" Лессинга: настоящее кольцо, судя по всему, потеряно... Но ведь церковные общины, противоречащие друг другу в вере и не имеющие ничего общего в таинствах, не могут составлять ту самую одну Христову Церковь.
Католическая Церковь высказалась по этому поводу на последнем Соборе: "Эта Церковь... осуществлена в Церкви Католической, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним, хотя и вне ее состава обретаются многие элементы освящения и истины"5. Иными словами, Христова Церковь существует, ее можно познать.
Однако тотчас всплывает другой вопрос: что думает Католическая Церковь о других христианах? Принадлежат ли они к Церкви? Или им отказывают в какой бы то ни было принадлежности к ней? Только что процитированный документ говорит и об этом. Из документов Собора ясно, что от формулировки "Христова Церковь "является" Католической Церковью, но "осуществлена" в..." Собор отказался сознательно. Это должно означать, что "церковность" не отождествляется простым способом с Католической Церковью, потому что "освящение" и "истина" несомненно церковные элементы, которые можно найти — как указано в тексте — также и вне Католической Церкви. Эти ценности мы перечислили, говоря о том, что общего у всех христиан. Вполне возможно, что та или иная христианская ценность осуществляются вне Католической Церкви более живо, чем в ней.
В тексте соборного документа далее читаем: "Церковь по ряду причин сознает себя связанной с теми, кто крещены и носят имя христиан, но не исповедуют неповрежденной веры или не хранят единства общения под главенством Преемника Петра". Соборный Декрет об экуменизме развивает эту мысль: "Католическая Церковь объемлет их (разъединенных) братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью..." (ст. 3). В соответствии с этим существуют степени реализации Церкви. Соединение с ней может быть более или менее интенсивным. В любом случае, как подчеркивается в том же документе, отделившиеся христиане, "оправданные верою в крещении, сращены со Христом и, следовательно, по праву носят имя христиан, и сыны Католической Церкви правильно признают их братьями в Господе". Католическая Церковь знает, что "Дух Христов" и Его благодать пребывают и там.
Следовательно, Церковь реализуется и помимо Католической Церкви, хотя, по нашему убеждению, и не в полной мере, ибо там отсутствуют существенные особенности, данные Христом Своей Церкви. Например, в некоторых отсутствует полное апостольское учение, а также историческое епископское преемство. Но ведь мы уже упоминали, что сама Католическая Церковь вовсе не считает себя "завершенной" и находится "в пути".
Кого-то, возможно, удивят эти слова, ибо позиция Католической Церкви представлялась ему высокомерной и менее терпимой. Другим и вышеупомянутая позиция покажется высокомерной. Надо иметь в виду, что церкви, составляющие Всемирный Совет Церквей (их более 200), оставили за собой право не признавать друг друга церквами в полном смысле слова.
Здесь требования противостоят друг другу. Твердая убежденность еще не означает нетерпимости. Нам следовало бы взаимно предполагать, что каждое направление искренне взыскует Христовой воли, и различные позиции обусловлены не групповыми интересами и неуступчивостью. И для Католической Церкви важно реализовать такую Церковь, какой хотел видеть ее Христос. Поэтому из любви ко всем христианам она обязана для всех твердо сохранить то, что, по ее мнению, Христос считал важнейшим. Католики в приведенном выше Соборном Декрете призывают остерегаться в речах и поступках всего, что могло бы ранить других христиан. Тем сильнее должны они сотрудничать с разъединенными братьями, вести с ними диалог, чтобы лучше понять их и радостно принять истинные христианские ценности из общего наследия.
Даже вопреки убежденности в принципиальной верности собственного пути христианская вера может и обязана быть смиренной и отречься от какой-либо надменности по отношению к разъединенным братьям, а также нехристианам. И Католическая Церковь очень хорошо знает, что постоянно отстает от образца, каким должна быть по воле Христа. Поэтому дорога к единству начинается с внутреннего обращения.
5. II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, ст. 8 назад