☺ ⚲

23 октября, Св. Иоанн Капестрано, священник
см. календарь

Правда о Католической Церкви

>> авторизация <<

Из книги: свящ. В. Данилов «О безошибочности Церкви».. *

*Смотри также:

Глава IV. Безошибочность Папы

§14. Механизм безошибочности Церкви.
§15. Понятие о Церкви.
§16. Догматическое определение безошибочности Папы.
Использованная литература.

§14. Механизм безошибочности Церкви.

Выше мы обосновали необходимость безошибочности Церкви в вопросах веры и морали, которая необходима:
— для сохранения чистоты христианского вероучения, содержащегося в св. Предании;
— для контроля за правильным пониманием Св. Писания;
— для определении истины при разногласии между христианами;
— для выработки своего отношения к конкретным вопросам современности, и по другим вопросам.

Напомним, что ап. Павел прямо говорит, что "Церковь Бога живого, столп (колонна) и утверждение истины" (1Тим.3,15). Христос же обещает неодолимость Церкви, а следовательно ее безошибочность: "и врата ада не одолеют ее" (Мф.16,18) и раскрывает механизм ее безошибочности в вопросах веры и морали: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо он с вами пребывает и в вас будет" (14,16-17). "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Ин.16,13). На примере ап. Петра Христос раскрывает механизм безошибочности Петра при провозглашении им догмата веры. Христос спрашивает своих учеников: "вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: "Ты — Христос, Сын Бога Живого" (Мф.16,15-16), и "тогда Иисус сказал ему в ответ: "блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мф.16,17). То есть безошибочность ап. Петра в провозглашении им догмата веры: "Христос, Сын Бога Живого" объясняется сошествием на него от Бога-Отца во вдохновении Духа Святого. Но перед нами встает вопрос, — а как осуществится, через кого осуществится безошибочность католической Церкви в вопросах веры и морали в послеапостольские времена? Ведь такая безошибочность обещана Церкви Христом. Для ответа на этот вопрос важно понять, что такое Церковь? Если Церковь — это сумма арифметических единиц, то есть сумма верующих, то тогда непонятно, как сумма верующих может выносить свое безошибочное определение по вопросам веры и морали. Ведь для этого:

1) надо собрать всех верующих со всего мира, что невозможно;
2) они все должны ознакомиться с обсуждаемой проблемой, что невозможно, так как не все обладают для этого достаточным культурным развитием;
3) единогласия при таком референдуме достичь невозможно, а истинность вынесенного определения не всегда бывает на стороне большинства, но бывает и на стороне меньшинства;
4) и если ни рядовые верующие, ни низшее, ни высшее духовенство не могут быть единогласны по рассматриваемым проблемам, то как же узнать какое мнение истинно?

— Даже Вселенские Соборы из представителей высшего духовенства, достаточно образованного не могут всегда выносить безошибочное мнение. Например, Эфеский Собор 449 г., названный "разбойничьим", тем более, что созыв Вселенских Соборов не всегда возможен.

§15. Понятие о Церкви и ее Учительской Власти.

Чтобы верно понять, кто в Церкви ответственен за безошибочность в вопросах веры и морали надо правильно определить, что такое Церковь и ее структура. Ап. Павел по этому вопросу говорит: "радуюсь за вас... за тело Его (тело Христа), которое есть Церковь" (Кол.1,24); в другом месте Павел говорит: "вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных (из вас) Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. (1Кор.12,27-28). В этих текстах ап. Павел совокупность всех верующих называет Телом Христа, а само Тело Христа называет Церковью Его, каждого же верующего называет членом этого Тела. Дальше Павел говорит, что подобно членам человеческого тела, каждый из которых имеет свою функцию (см.1Кор.12-26), так и в Теле Христа — в Его Церкви, каждый член тоже имеет свою функцию, свое назначение служить всему телу в целом. И следовательно, как в человеческом теле руки служат для работы, ноги — для ходьбы, глаза для видения и т.д., а голова руководит всем телом, то есть обладает функцией управления, руководства телом, — так и в Теле Церкви Христовой каждый член этого тела имеет свою функцию, свое назначение. И ап. Павел спрашивает: "Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учителя?..." (1Кор.12,29-30). Очевидно, что не все. Однако известное число членов Церкви являют собой Учительскую Власть Церкви — голову Церкви, которой по аналогии с человеческим телом принадлежит руководство, управление Церковью являющейся Телом Христа. И эта Учительская Власть Церкви состоит из епископата во главе с Папой. Епископы выступают преемниками апостолов, а Папа — преемником Петра. Христос в свое время наделил ап. Петра и других апостолов тремя видами власти в Церкви: учительской, священнической и пастырской.

А. Учительская власть.

"Идите, научите все народы" (Мф.28,19); "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает" (Лк. 10,16); "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф.18,18); Правовой основой учительской власти апостолов кроме вышеприведенных слов Христа в Евангелии является суверенная власть Христа, сказавшего: "дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф.28,18).

— Отсюда вытекает первая особенность Учительской Власти Церкви: исполнение апостолами учительской власти от имени Иисуса носит авторитарный характер. Из этого следует обязанность послушания верующих Учительской Власти апостолов, так как непослушание ей было бы утратой спасения. "Идите... и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16,15).

— Второй особенностью Учительской Власти является то, что она не автор проповедуемых истин Откровения, а только передает их. Поэтому апостолы и их преемники — епископы должны сохранять, полученное от Христа учение.

— Третьей особенностью Учительской Власти является ее безошибочность в вопросах веры и морали, что было достаточно обосновано выше.

Б. Священническая власть.

Ее Христос передает в следующих цитатах: "научите все народы, крестя их..." (Мф.28,18). "Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20,22). "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19; 1Кор.11,24). Священническая власть дает право освящать и включать в Церковь.

В. Пастырская власть.

Пастырская власть — власть управления. Эта власть дана в текстах: Мф.18,18; и Мф.16,19. Пастырская власть содержит в себе законодательную и судебную (дисциплинарную) власть в религиозных делах.

Тройная власть апостолов должна осуществляться в Церкви до конца мира, то есть по воле Христа должна перейти на законных преемников апостолов — епископов и Папу. Это следует из слов Христа: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28,20).

Следовательно, безошибочность Церкви в вопросах научания вере и морали или активная безошибочность Церкви, данная Христом Учительской Власти Церкви, в лице апостолов во главе с ап. Петром должна была сохраниться в Церкви в лице Учительской Власти епископата во главе с Папой. Для правильного понимания функции Учительской Власти епископата и Папы, а также апостолов и ап. Петра, следует обратиться к евангельским текстам.

В Евангелии От Матфея (16,19) Христос говорит, обращаясь только к Петру: "дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Обладая главенством в Церкви ап. Петр и папы тем самым являются авторитарными учителями во всей Церкви. Власть вязать и разрешать уделена ап. Петру единолично и неограниченно, а власть ключей распространяется на все, что касается Откровения. И эти права ап. Петра переходят к его преемникам папам.

В Евангелии от Матфея (18,18), Христос говорит уже ко всем апостолам вместе с Петром и уже не дает им власть ключей как Петру, и, следовательно, каждый апостол и совокупность апостолов без ап. Петра не обладают полной безошибочностью в вопросах веры и морали, а только вместе с ап. Петром. И, следовательно, в силу преемства прав епископата от апостолов такие же полномочия распространяются и на послеапостольский апостолат, а привилегия ап. Петра на пап. Такие функции Учительской Власти в Церкви в лице епископата и пап существовали всю церковную историю.

§16. Догматическое определение безошибочности Папы.

Но догматически безошибочность Папы в вопросах веры и морали определена на 1 Ватиканском, 20 Вселенском Соборе в 4-й главе, озаглавленной "О безошибочном учительстве Римского Первосвященника": "Римский престол всегда верил, постоянный обычай Церкви всегда доказывал, а Вселенские соборы (в особенности те, в коих Восток соединился с Западом в единстве веры и любви) сами исповедывали, что Верховная Власть Учительства включена в Апостольском Первенстве над Вселенской Церковью, которым обладает Римский Первосвященник в качестве преемника Петра, Главы Апостолов...", сказав это собор продолжает:

"мы учим и определяем: Следует признать догматом Божественного Откровения, что: когда Римский Первосвященник говорит "ех саthedra", то есть, исполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своею верховною апостольскою властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви: тогда, в силу Божией помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы Его Церковь была одарена в определениях, касающихся учения о вере и нравственности. Поэтому такие, исходящие от Римского епископа, определения непреложны сами по себе, а не в силу согласия Церкви. Если же кто-либо дерзнет сему определению Нашему противоречить, от чего да сохранит Господь, то да будет анафема".(15).

Из этого догмата следует, что безошибочность Римского Первосвященника ограничена в субъекте, объекте и в способе проявления безошибочности.

а) Субъект безошибочности. Ограничение в субъекте состоит в том, что Папа безошибочен только как Верховный Учитель, он обладает служебной безошибочностью, то есть она соединена с его должностью, как видимого главы Церкви (а не как законодатель, администратор или как частное лицо). Кроме того, определение учения в области веры и нравов должно совершаться свободно, а не под принуждением (например под угрозой смерти или мучений). В таком случае определение является недействительным.

б) Предмет безошибочности. По этому вопросу, что сказано о предмете безошибочности Церкви, тоже относится и к безошибочности Папы. Во-первых, предметом безошибочности являются только вопросы веры и нравственности (морали). Во-вторых, Папа не может выдать никакого догмата, содержание которого отсутствовало бы в Божественном Откровении, ибо на Церковь возложена миссия не продолжение Божественного Откровения, а лишь сохранение и толкование его. В-третьих, безошибочно только такое определение, в котором преподается учение, обязательное для всех верующих.

в) Способ определения безошибочности. Способ в котором выражается безошибочность Папы называется определением "ex catedra".Это слово в переводе с латинского языка означает кресло, трон, столицу. Это выражение берется в переносном значении. Оно означает, что произнесенное "ех cаtеdra" определение, согласно тексту догмата (см. выше) безошибочно. Форма такого определения не установлена: будет ли оно высказано на соборе или в иных условиях зависит от усмотрения Папы. Но необходимо, чтобы при определении было ясно видно, что излагаемая истина взята из Божественного Откровения или непосредственно с ним связана и является окончательным определением, а не советом или пожеланием, кроме того, что излагаемая истина преподается Папой в качестве Верховного Учителя и Пастыря как учение веры и морали для обязательного исполнения членами всей Церкви, как условие спасения. При этом следует сказать, что безошибочным будет суть определения, а не доводы, побочные рассуждения и литературные образы.

Итак, безошибочность Папы:

1) основана на словах Спасителя;
2) связана с кафедрой ап. Петра;
3) является механизмом безошибочности Церкви;
4) независима от какой-либо иной церковной или мирской власти;
5) осуществляется воздействием Духа, независимо от личного достоинства или недостоинства Папы;
6) распространяется лишь на область толкования веры и нравственности;
7) но и в этой области она ограничена многими условиями.

Как практически Бог охраняет Папу от ошибок, мы точно не знаем. Это может быть голосом Духа (согласно слов Христа: "Дух дышит, где хочет и голос его слышишь..." — Ин.3,8), силой обстоятельств и т.д. Но мы твердо знаем, что Церкви обещан в лице Петра дар безошибочности и видим, сквозь века его непрестанное проявление.

Использованная литература.

1. Забужный И. А. "Православие и католичество", Царьград, 1922 г.
2. Encyklopedja koscielna, Warszawa, 1873 r. и позднее.
3. Иером. Хризостом, «Вселенский Собор и Папство».
4. Карсавин Л.П., «Католичество», изд. "Огни", Петроград, 1918 г.
5. Отец Роман Киприанович, Римские папы и Вселенские соборы, Мариамполь, 1938 г.
6. Песоцкий П., «Пособие к изучению пространного христианского катехизиса, СПб, 1906 г.
7. Свящ. Эдвард Копец, «Апологетика», Люблин, 1974 г. (перевод с польского)
8. Es. B. Chelminski, «Nieomylnosc kosciola katolickiego», Poznan, 1914 r.
9. Свящ. Ваплер, «История католической Церкви», Одесса, 1899 г.
10. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.
11. Вл. Соловьев, «О христианском единстве» (сборник произведений), изд. "Жизнь с Богом", Брюссель, 1967 г.
12. Материалы Второго Ватиканского Собора.
13. Поснов М.Э., «История Христианской Церкви», изд. "Жизнь с Богом", Брюссель, 1964 г.
14. Православный церковный календарь 1988 г.
15. Свящ. А. Волконский, "Католичество и Священное Предание Востока", Париж, 1933 г.

Поделиться:


Проголосуйте за или против, воспользовавшись аккаунтом одной из социальных сетей или почтовых служб.