Инквизиция, костры, пытки, охота на ведьм – один из наиболее часто обсуждаемых моментов истории Церкви, конек антиклерикального секуляризма. Ватиканский симпозиум пересмотрел эти факты и позволил дать объективную оценку многим расхожим представлениям.
Мы слышим слова: «Священная инквизиция», — и воображение заполняется призрачными образами: признания, вырванные жестокими пытками у десятков, сотней и тысяч ведьм и колдунов, пламя, охватывающее еретиков под удовлетворенными взглядами бессердечных церковников. Само выражение «охота на ведьм», другой сомнительный вид деятельности, которым занимались трибуналы веры, позднее в повседневном языке стало синонимом слепого и беспорядочного преследования, основанного только на подозрении или, еще хуже, на предрассудках… Трудно, конечно, утверждать, что такое количество образов, такое количество фактов или преступлений есть просто черная легенда, миф, придуманный постфактум искусством и секуляристско-масонской историографией для того, чтобы очернить Церковь. С глубокой убежденностью, несмотря на нерешительность многих кардиналов, Папа вновь попросил прощения за «принятие некоторыми сынами Церкви, особенно в некоторые периоды ее истории, методов нетерпимости и даже жестокости в служении истине».
Иоанн Павел II пожелал подчеркнуть, что акт покаяния Церкви был совершен перед Иисусом Христом ради большей истинности веры, а не ради удовлетворения требований мира. Справедливый критерий суждения о прошлом Церкви, по словам Папы, — это sensus fidei (букв. "чувство веры". Прем. ред.), а не «менталитет, господствующий в определенную эпоху». В том числе и по этой причине Иоанн Павел II пожелал, чтобы просьба о прощении сопровождалась строгим историческим исследованием: «Прежде, чем просить прощения, необходимо иметь точное представление о фактах и выявить, в чем действительно проявились несоответствия евангельским требованиям». Кардинал Жорж Коттье, доминиканец и в этом смысле прямой потомок инквизиторов, выразил это еще более точно: «Просьба о прощении может касаться только подлинных и объективно признанных фактов. Невозможно просить прощения за некие образы, распространенные в обществе, в которых больше мифа, чем реальности».
Каковы же результаты исследования, проведенного под руководством Папы?
Масштабы многих представлений о Святой Инквизиции сократились, другие были полностью разрушены. Например, «охота на ведьм». В 80-х годах теолог Ганс Кюнг говорил о девяти миллионах ведьм (девяти миллионах!), которые преследовались и были сожжены Церковью (это более кровавый геноцид, чем тот, что устроили нацисты в прошлом веке по отношению к евреям). Но светские эксперты, к которым обратился Папа, существенно опровергли оценки Кюнга. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но речь идет не о миллионах, а о нескольких тысячах случаев. Еще более красноречивый факт: протестантские страны по сравнению с католическими были гораздо более суровы в отношении женщин, обвиняемых в занятиях магией или общении с демонами. Для сравнения: осужденных ведьм было в Италии тысяча человек на тридцать миллионов жителей, во Франции – около четырех тысяч на двадцать миллионов, в Германии — двадцать пять тысяч на шестьдесят миллионов. Так рушится распространенное представление, милое либеральной итальянской мысли, согласно которому лютеранский протестантизм превосходил католицизм в том, что касается гарантии индивидуальных прав. На самом деле, Католической Церкви в скандинавских странах часто приходилось пересекать беспорядочные обвинения или случаи самосуда, выражение атавистических и языческих страхов по отношению к людям, подозреваемым в наведении порчи.
В общем, исследование показало, что количество смертных приговоров, вынесенных трибуналами Инквизиции, намного меньше, чем принято считать. Профессор Агостино Борромео заявил: «К пыткам и смертной казни прибегали не так часто, как считалось долгое время; смертные приговоры, выносимые инквизицией, были гораздо менее частотными, чем приговоры любого государственного суда». Поэтому не только протестанты были суровее католиков, но и гражданское правосудие было гораздо более жестким, чем пресловутое правосудие религиозное. Число осужденных Инквизицией на сожжение исчисляется «сотнями против ста тысяч осужденных светскими судами».
Но имеет ли смысл в таком случае просить прощения, как делает это Папа, от лица Церкви за грехи Священной Инквизиции? Многие авторитетные католические мыслители, от Витторио Мессори до кардинала Джакомо Биффи, свободно высказали свои колебания. Не вдаваясь в теологические тонкости — можно ли говорить об ответственности Церкви или же о случайной вине ее отдельных представителей — остается то «принятие» принудительного метода передачи Истины, который не может не быть противным уму и чувствительности каждого христианина. У любого, кто пережил опыт христианства как не идеологической истины, которой размахивают перед другими, а непредвиденного дара встречи, в крови бесконечное уважение к собственной свободе и свободе другого человека.
(Опубликовано в журнале «След», сентябрь 2004 г.)